search
main
0

Кладовые мысли. Учителя года на рынке книжной литературы

Идея подарить свой опыт и наработки коллег-конкурсантов «граду и миру», широкой педагогической общественности, возникает у каждого участника «Учителя года России». Михаил Нянковский, учитель года России-1994, – один из немногих, кто воплотил мечты в реальность. Произошло это благодаря тому, что преподаватель литературы Провинциального колледжа Ярославля в один прекрасный день стал заместителем главного редактора издательства «Академия развития», которое базируется в том же Ярославле и входит в издательский дом «Академия холдинг».

Пособие «Уроки биологии в 6 классе» написал Геннадий Игошин, преподаватель биологии и экологии школы №10 Жигулевска Самарской области, учитель года Самарской области-1993. Геннадий Павлович составил подробные планы уроков с учетом содержания программ и учебника Н.И.Сонина «. 6 класс. Живой организм». И так как автор учебника предусматривает формирование не только биологических понятий и умений, но и общеучебных, в сценариях уроков педагоги найдут учебные задачи, требующие от учеников различных мыслительных операций. Например, после изучения химического состава клетки ребятам предлагается такой вопрос: «Как вы думаете, почему детей кормят кашами, приготовленными из семян пшеницы, проса, риса?». А после урока «Регуляция процессов жизнедеятельности» ребята размышляют, как связаны между собой основные свойства жизни: обмен веществ и энергии, движение, раздражимость.

Издательский дом – солидная компания, выпускающая канцтовары, тетради, дневники, блокноты, имеющая собственное полиграфическое предприятие. Издательство «Академия развития» работает на рынке детской, учебной, развивающей и педагогической литературы уже восемь лет. За это время выпущено около 400 наименований книг, авторы которых – известные писатели и скромные воспитатели детских садов, руководители студий и кружков, предметники, композиторы. Дошкольная литература, серия «Семейная педагогика», сборники музыкальных сценариев и праздников, репертуарные сборники, серия «Лучшие песни для детей», уникальная «Библиотека мужества», книги по конструированию из различных материалов, серии «Школьный справочник», «Интеллектуальные игры», «Это мы не проходили» – дополнительный материал по химии, экологии, географии и т.д., «Практическая психология в школе», «После уроков»…

Это только беглый осмотр «кладовых» издательства. Подробный рассказ о продукции «Академии» занял бы не один номер журнала. Не претендуя на полный охват ассортимента, остановимся на сотрудничестве с конкурсом «Учитель года». Дружба эта началась два года назад, на сегодня выпущено уже шесть книг серии «Учитель года России», чьими авторами являются победители, лауреаты, финалисты всероссийского этапа. Это развернутое планирование уроков по различным предметам, бесценный практический опыт людей, которые не побоялись вынести свои наработки на всеобщее обозрение, услышать мнение строгого конкурсного жюри. Серия стартовала благодаря помощи Фонда поддержки российского учительства и ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Биология

Преподавателей биологии ярославцы порадовали тремя книжками – развернутое планирование уроков в 6, 10 (11) и 11-м классах.

Пособие «Уроки биологии в 6 классе» написал Геннадий Игошин, преподаватель биологии и экологии школы №10 Жигулевска Самарской области, учитель года Самарской области-1993. Геннадий Павлович составил подробные планы уроков с учетом содержания программ и учебника Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм». И так как автор учебника предусматривает формирование не только биологических понятий и умений, но и общеучебных, в сценариях уроков педагоги найдут учебные задачи, требующие от учеников различных мыслительных операций. Например, после изучения химического состава клетки ребятам предлагается такой вопрос: «Как вы думаете, почему детей кормят кашами, приготовленными из семян пшеницы, проса, риса?». А после урока «Регуляция процессов жизнедеятельности» ребята размышляют, как связаны между собой основные свойства жизни: обмен веществ и энергии, движение, раздражимость.

Поурочное планирование курса построено по тематическому принципу и предусматривает определение образовательных и развивающих задач, уровня знаний учащихся как по теме в целом, так и по каждому уроку. Кроме того, пособие как булка изюмом «начинено» чрезвычайно полезным материалом: методические рекомендации по организации различных этапов урока, по проведению лабораторных работ и экскурсий, приготовлению микропрепаратов, раздаточного материала и дидактических карточек. А домашние задания в финале каждого урока – просто маленькие шедевры. Такое, к примеру: «Обсудить с родителями: «Какие реакции, кроме секреции желез и сокращения мышц, возможны у человека на раздражения? Чем отличаются реакции человека от реакции собаки на слова? Какие рефлексы проявились у вас самыми первыми?»

Пособие «Уроки биологии в 10 (11) классах» отличает четко продуманная и детально изложенная система повторения и опроса. Автор книги, учитель биологии физико-технического лицея №1 г. Саратова, лауреат конкурса «Учитель года России-2000» Анатолий Пименов – счастливый хозяин великолепного кабинета биологии, где есть все необходимые технические средства для просмотра видео- и кинофильмов, диафильмов и слайдов, а кроме того, десять компьютеров (девять ученических и один учительский, связанные с серверной машиной). Это позволяет ему проводить по-настоящему современные уроки. Например, объяснять новый материал, используя кодограммы – краткие опорные конспекты или достаточно подробные конспекты с иллюстрациями. Все кодограммы в пособии даны в приложениях. Практически на каждом занятии Анатолий Валентинович проводит письменный опрос, компьютерное тестирование, а одного ученика опрашивает у доски. На письменные вопросы отвечают 3-4 ученика за первыми двумя партами по карточкам-заданиям в течение 10-15 минут. Ученик у доски получает карточку-задание с десятью вопросами, правильность ответов проверяет весь класс. Девять ребят отвечают на вопросы теста за компьютерами. Анатолий Пименов пришел к выводу, что готовые тесты, как правило, не подходят учителю, поэтому единственный выход – иметь программу, с помощью которой можно самостоятельно создавать тестовые задания. При этом можно использовать два вида тестов. Первый: на вопрос дается четыре варианта ответа, один из них правильный. В таком случае ученик может думать 60 секунд. Второй вид: несколько вариантов ответа, но верным может быть любое их количество. Школьник раздумывает дольше – 100-120 секунд. При создании такой тестовой программы необходимо предусмотреть, что последовательность тестов на каждой машине должна быть своя. При перезагрузке она должна меняться. Содержание карточек и компьютерного тестирования также есть в пособии после развернутого планирования каждого урока.

Такая система позволяет опрашивать на каждом уроке половину класса – 15-16 человек, причем тратить на это всего около 18 минут. А главное, после такой тренировки ученики психологически и организационно готовы к различным формам проведения вступительных экзаменов в вуз и к единому государственному экзамену.

Развернутое планирование «Уроки биологии в 11 классе» учителя биологии СШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов города Прокопьевска Кемеровской области, лауреата конкурса «Учитель года России-1996», автора нашего журнала Олега Петунина, вышло прошлой осенью. Это авторский взгляд на преподавание биологии в 11-м классе, результат многолетней работы в школе. Учитель может использовать пособие в качестве дополнительного материала к учебникам по общей биологии (под редакцией Д.К.Беляева и А.О.Рувинского, В.Б.Захарова и Л.П. Анастасовой, И.Н.Пономаревой и др.) при подготовке уроков как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Изучение общебиологических закономерностей строится по уровням организации живой природы. В пособии шесть разделов: «Доказательства эволюции органического мира», «Закономерности микроэволюции», «Закономерности макроэволюции», «Происхождение и развитие жизни на Земле», «Теория анторопосоциогенеза», «Основы экологии», 56 уроков.

Каждый урок насыщен различными материалами, которые учитель, как элементы пазлов, может складывать в свои собственные учебные «картины». Это рисунки, схемы, карты, таблицы, карточки для проверки знаний, самостоятельные работы по вариантам, биологические диктанты. Важная деталь: к каждой проверочной работе дается подробная инструкция.

Литература

Для филологов издательство выпустило две книги участников конкурса. Одна из них принадлежит перу учителя русского языка и литературы СШ №132 с углубленным изучением отдельных предметов г. Самары, директора школы, финалиста конкурса «Учитель года России-1997» Лилии Галузиной. Лилия Викторовна – поклонница историко-литературной концепции преподавания предмета. Создавая пособие «Уроки литературы в 9 классе», она руководствовалась мыслью В.Г.Маранцмана: «Для того чтобы в сознании учеников сложилась целостная картина движения искусства, необходимо последовательное знакомство со сменяющими друг друга эпохами и литературными направлениями». Материал, представленный в книге, соответствует концентрической программе по литературе Т.Курдюмовой, В. Коровиной, В.Полухиной для 9-го класса в той ее части, где изучается литература от Древней Руси до Гоголя включительно. Программа создавалась для учеников профильных негуманитарных классов, но материал уроков можно использовать и в гуманитарных классах.

Структура планов традиционная: цели и основные этапы урока, вопросы для анализа и примерное содержание ответов, краткие выводы и домашнее задание. Однако содержание пособия далеко от всех трафаретов. Например, автор ничуть не смущается одни темы давать конспективно, а другие – подробно, с большим количеством фактов. Авторский «произвол» объясняется просто – Лилия Галузина опиралась на собственный опыт, потребности своих учеников разных лет. А вот отдельные уроки предоставляют свободу уже читателю – они даны в двух вариантах.

Почти на каждом уроке самарский филолог предлагает работу в группах, подробно расписывая методику, задания, примерные ответы. Лилия Викторовна советует больше внимания уделять сообщениям учеников и индивидуальным заданиям. Все это усложняет учителю жизнь, но во много раз повышает эффективность работы школьников.

В качестве примера – уроки №46-47 «Лирика А.С.Пушкина лицейского периода». «Первая серия» – постановка задачи, вторая – работа в группах с лицейской лирикой поэта, задача: сопоставить стихотворение Пушкина и стихотворение его старшего современника. Следующая «серия» посвящена Пушкину-читателю: ребята рассказывают о его круге чтения, опираясь на стихотворение «Городок». Можно провести конкурс на лучший именной указатель и культурологический комментарий к стихотворению. Далее следуют чтение и краткая характеристика некоторых произведений поэта и обобщение. Второй вариант урока – лекция учителя (приводится примерное содержание).

Развернутое планирование по литературе для 11-х классов написал сам Михаил Нянковский. Его пособие выдержало два издания. 10 тысяч экземпляров проданы за год, а спрос, как известно, рождает предложение. На конкурсе «Учитель года России-2003» Михаил Александрович так рассказал о книге: «Это мой опыт работы в кратких конспектах. Чем он может быть интересен? Пособие ориентировано на учебник «Русская литература XX века» для 11-го класса под редакцией В.В. Агеносова, в создании которого я сам принимал участие. Кроме того, здесь есть темы, которые не освещались в методической литературе. Например, уроки по Федору Сологубу, Велимиру Хлебникову и по бессмертной поэме Венички Ерофеева «Москва-Петушки». В предисловии к пособию учитель года России изложил свою авторскую позицию подробнее. Идейно эта книга перекликается с «Уроками литературы» для 9-го класса Лилии Галузиной – тот же историко-литературный принцип. Но Михаил Нянковский в своей авторской программе предлагает уделять больше внимания не историко-хронологическому изучению литературы, а типологическим разновидностям литературы XX века: реализму, модернизму, постмодернизму. «Таким образом, изучая творчество каждого писателя, учащиеся выполняют двуединую задачу: рассматривают индивидуальные стилевые особенности автора и одновременно выявляют типологические черты того литературного течения (направления), к которому он тяготеет. Это позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно анализировать произведения той или иной художественной системы».

Рассмотрим особенности подачи материала на примере уроков 7-8 «Иван Бунин. Личность и художественный мир писателя. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Конечно, план начинается с цели урока. Далее идет краткое изложение этапов. Но все же это не традиционный сценарий занятия. Автор только деликатно намечает основные точки изучения темы и формы работы. Каждый педагог может «развернуть» конспект и использовать его по-своему. Предлагается прочитать лекцию о личности и судьбе писателя, затем остановиться на художественном мире Бунина (беседа с классом по рассказу «Муравский шлях». Историю создания рассказа «Господин из Сан-Франциско» учитель излагает сам. А вот сюжетную организацию рассказа дети обсуждают сами. Так они отчитываются о выполнении домашнего задания. Следующая подтема: «Временная и пространственная организация рассказа». Четко выделены основные содержательные линии рассказа, лаконично, в нескольких словах, даны характеристики и комментарии. Специалисту-филологу несложно расшифровать эти «намеки». Завершается урок обсуждением точки зрения персонажа и авторской точки зрения.

Экономика

В 2000 году победителем конкурса «Учитель года России» в номинации «Демократические ценности в образовании» стал Евгений Николаевич Травин, учитель истории и экономики СШ №2 г. Кириши Ленинградской области. Во втором туре состязания он показал урок-импровизацию на тему: «Не обманешь – не продашь». Евгений Травин сумел на простых примерах показать, как нас, взрослых людей, легко обманывают в магазине и на рынке, пользуясь нашим незнанием элементарных правил поведения при покупке товара. Урок, придуманный за несколько часов в экстремальных конкурсных условиях, Евгений Николаевич «причесал» и стал использовать в работе с детьми. А затем это занятие под номером 25 и названием «Торговля, или обмен (правила покупки)» вошло в книгу «Уроки экономики в школе».

Элементарный курс экономики в школе, который предлагает преподаватель экономики с десятилетним стажем, может быть предложен ученикам 9-11-х классов, начинающих изучение предмета. Материал охватывает все основные понятия и концепции микроэкономики, актуализирует базовые принципы экономического мышления и тренирует навыки экономического поведения. Рассчитан курс на 34 часа, в нем 24 темы и целая россыпь интерактивных форм проведения занятий – урок-игра, урок-задача, урок-моделирование, урок-лаборатория, урок-объяснение, урок-ролевая игра.

Евгений Травин так комментирует свою работу: «Эту книжку я писал для учителей экономики, экономической географии, истории, обществоведения и даже учителей литературы, поскольку здесь элементарный курс. Я сам с этого начинал, затем углубился в вузовскую экономику и вернулся к глубокому, но элементарному изложению экономических концепций. Они очень просты: учить не знанию, а экономическому мышлению на практических примерах».

Серия «Учитель года России» постоянно пополняется новыми книжками. Сейчас к печати готовятся пособия учителя года Кубани-2000 Андрея Семке «Уроки физики в 9 классе» и Геннадия Игошина «Уроки биологии в 7-м». Кто будет следующем автором? Возможно, вы, читатель этой статьи. Надо только набраться смелости и отправить свою гениальную рукопись в Ярославль.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте