search
main
0

Кладовая культуры. Маленькая точка на карте большой Родины

Поселок Антипаюта начали строить в 30-е годы на сопках в глубине тундры. Чтобы быть поближе к морю, к рыбе, первые колхозники спустились на один из островов в затопляемую пойму и построили там деревянные дома. Но не подумали о том, что через несколько десятилетий поселок разрастется и весной во время большого прилива на работу, в магазин, больницу и в гости друг к другу людям придется ездить на лодках.

Замечу, что антипаютинцы привыкли к местонахождению своего поселка, и им кажется, что лучшего в мире нет!

По данным администрации, в Антипаюте (вместе с тундровым населением) проживает чуть больше двух тысяч ненцев, около трехсот русских, более восьмидесяти – других национальностей. В поселке работают больница, узел связи, организованное на базе экспедиции глубокого бурения жилищно-коммунальное хозяйство, рыбкооп, совхоз «Антипаютинский», аэропорт и школа-интернат. Сейчас в школе учатся 563 человека, из них 507 – дети коренной национальности.

В марте 2003 года в школе была открыта музейная комната. Заведующей назначили Ганну Федоровну Бородулину. Ей пришлось приложить немало усилий для привлечения детей к сбору краеведческого материала, изучению истории развития своего региона, систематизации знаний о культуре, обычаях и традициях своего народа. Находясь девять месяцев в стенах интерната, ребята постепенно теряют ту ниточку, которая связывает их с родной землей, с речками, бегущими вдоль сопок, с ягельными раздольями, с взметнувшими в поднебесье гусиными стаями и заголубевшими бусинками озерного бисера.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Северные окраины России бережно хранят предания, доставшиеся от дедов и прадедов. Искусство народа – величайшая кладовая ценностей, накопленных веками. Меховой узор на обуви и одежде, расшитое бисером изделие, песня, летящая над снегами и звучащая над колыбелью ребенка, да и сама колыбель могут поведать о народе больше, чем иное научное изыскание.

Во время экскурсий и походов по родному краю юные краеведы познают и раскрывают красоту окружающей природы. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Постепенно жители поселка и тундровое население стали приносить в музейную комнату интересные исторические находки, предметы быта. Большую ценность представляют такие экспонаты, как фрагмент шкуры мамонтенка, найденного на берегу Обской губы; ножны, табакерка из кости мамонта, его бивень и зубы, ловушка-капкан для зверей, ненецкие игрушки-куколки, сделанные из клюва уток и гусей, коллекция нумизматики.

Николай Иванович Надсонов с ребятами на занятиях кружка «Таксидермист» изготовили чучела зверей и птиц, обитающих в нашей местности.

Была налажена связь с архивами поселка Тазовский и города Салехарда. У нас появились документы, рассказывающие об истории школы в 1937-1941 гг. Ребята беседовали со старожилами поселка, записывали их воспоминания. Так появилась летопись школы.

Лекторская группа, состоящая из учениц 4-го класса, проводила экскурсии по возрастным группам. Самые юные экскурсоводы музейной комнаты приняли участие в районном конкурсе экскурсоводов, посвященном 60-летию Победы, и были награждены дипломом.

С сентября 2005 года руководство музейной комнатой перешло ко мне.

Состав лекторской группы пополнился старшеклассниками. Ученики с удовольствием работали в школьной и поселковой библиотеках. Просматривали старые подшивки газет и журналов, писали письма старожилам поселка, выехавшим за пределы округа, делали запросы в архив района и округа об истории развития поселка. Появились новые экспозиции и экскурсии на темы: «Лекарственные растения и животный мир Верхне-Тазовского заповедника», «Природа арктической зоны».

В декабре 2005 года проводился конкурс экскурсоводов музеев и музейных комнат общеобразовательных учреждений, посвященный 75-летию Тазовского района. Мы подготовили и провели экскурсию на тему «Антипаюта – маленькая точка на карте». Экскурсоводы рассказали о лучших людях поселка, благодаря которым о нашей Антипаюте узнала вся Россия. Нашим ребятам присудили второе место, вручили диплом второй степени и поощрительный приз!

Сейчас мы начали интервьюировать ветеранов школы. Оформляем папку «Наши медалисты». Планируем заняться топонимикой – историей названия улиц поселка, близлежащих рек. Хотим поехать в музей имени Шимановского в г. Салехард, в поселок Тазовский, на месторождение Заполярное, в газовую столицу – Новый Уренгой.

Светлана ШААБ, руководитель музейной комнаты Антипаютинской школы-интерната пос. Антипаюта, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте