search
main
0

Кладезь знаний и культуры

Дети в школе изучают стилистику, лингвистику, занимаются культурой речи. В университетах больше внимания стали уделять вопросам культуры речи. И все-таки люди говорят по-разному. Русский язык за всю историю своего развития испытал на себе столько «прививок», что сомневаться в крепости его иммунной системы не приходится. Но… лингвистика воспринимается как наука, далекая от практики. Во времена Пушкина среди образованных людей были популярны каламбуры, буриме.

Почему уровень этих лингвистических игр кажется нам, гораздо более знающим и современным, таким высоким? Сейчас не принято играть в лингвистические игры. К сожалению, и на уроках тоже. Хотя давно известно, что игра – дело серьезное, она активизирует человеческое мышление, заставляет творчески подойти к решению проблемы, найти более быстрый способ ее решения. Доктор педагогических наук, профессор Валерий Гузеев пишет, что узость и однозначность целей, достигаемых за счет педагогической технологии 50-80-х годов, приходят в противоречие с принимаемым теперь приоритетом развития человеческой индивидуальности, установкой на самоактуализацию и самореализацию. Общество созрело до понимания истины, что каждый ученик вправе выбирать собственную траекторию движения по учебному материалу, и это движение отвечает его потребностям, его целям, его интересам. Идеалом концепции развивающего обучения становится человек способный и человек свободный. Этого можно добиться, играя.

Каждый учитель, как и ученик, выбирает свой путь. На моих уроках мы с ребятами учимся русскому языку, играя в поэтов, художников, редакторов, специалистов по мультимедиа, и объединяет нас одно коллективное творческое дело – создание сборника «Веселая подсказка по русскому языку для детей и взрослых». Наша игра не только помогает нам вместе преодолевать трудности, она оттачивает навыки владения словом, развивает ряд общеучебных навыков, делает обучение более эффективным, открывает учащимся простор для самореализации, дарит им радость познания и творчества. На практике выяснилось, что у детей в процессе работы над сборником повысилась мотивация в обучении, восприятие материала стало более осмысленным. В ребячьем коллективе создаются не только ситуации успешности, но и позитивный эмоциональный настрой.

Наша игра переросла в дело. Хотя можно ограничиться и просто игрой на уроках – это все равно поможет ребенку научиться искусству владения словом. Вставить нужные слова во фразеологизмы, например, о животных: «делить шкуру неубитого …, купить … в мешке»; найти «четвертое лишнее»: «орешник, кустарник, сирень, дерево»; выразить одним словом «пальчики оближешь» или «коптить небо» – все это лингвистические игры. Их может быть множество. Лингвистические игры больше нацелены на индивидуальную работу и могут применяться в парной и групповой работе, но при этом один из учеников является более активным. В них более тщательно отрабатываются языковые явления. Лингвистические игры помогают детям не чувствовать робости при ответах: они учатся применять знания в новых ситуациях. Простая лингвистическая игра сходна с обычными упражнениями, но она интереснее. К тому же это та самая интеграция, о которой мы так много говорим, – из одного урока русского языка можно почерпнуть множество знаний и по биологии, и по химии, и по литературе, и по любому другому предмету. Все зависит от учителя – насколько он готов поработать, подготовиться к уроку. Да, это непросто, и готовых рецептов очень мало. Зато ребенок действительно поверит, что русский язык – это кладезь знаний и культуры, из которого можно черпать бесконечно.

Вера ШИВЕ, учитель русского языка и литературы, пос. Родная Долина, Москаленский район, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте