– Ребята у меня с юмором, – говорит Татьяна МОЛОТКОВА, и на лице ее легкая улыбка. С юмором – значит молодцы. А я вспоминаю себя в третьем классе. Нам по десять лет, как и ученикам Татьяны Леонидовны. Учительница спросила: «Почему руки моют водой». Мы не нашли ответа. Вдруг кто-то наугад воскликнул: «Вода растворяет грязь». И попал в самую точку. Вскоре учительнице пришлось выкручиваться. Последовал другой вопрос, что называется, детский, а значит, неразрешимый: «А почему мы воду пьем и она нас не растворяет?» И раздался взрыв смеха. Понятно, что объяснить нам доходчиво это «почему», было сложно.
Татьяна Леонидовна подобных каверзных вопросов не припоминает. Но ребята у нее умеют шутить. Как-то раз на открытом уроке они решали задачу, связанную с поиском слов в словаре. Зашли в тупик. А в классе был портрет Пушкина. И вот один мальчишка с полной серьезностью на лице выдает: «А давайте сейчас у Пушкина спросим!» Что делать? Урок открытый! А ученик забавляется! Что учитель переживает в такие моменты, читателю «УГ» объяснять не надо. Что ж, в ответ тоже шутка, лучший выход. Посмеялись. Юмор – это нормально, и в этом Татьяна Леонидовна убеждена.
Татьяна Молоткова работает в негосударственной гимназии с красивым названием «Золотая горка» (Набережные Челны) с 2002 года. Переехала сюда из Якутска, где также преподавала в начальных классах. Вообще Набережные Челны – ее родной город. В свое время родители приехали сюда на комсомольскую стройку. «Золотая горка» – название пионерского лагеря, с которым связана история гимназии, это название так и закрепилось за ней.
В классе у Молотковой уже стал традиционным конкурс чтецов. Нужно отыскать какое-то стихотворение или прозаический отрывок и выразительно прочитать. Тематика каждый раз меняется. Малыши сами же выступают в качестве жюри, выставляют и подсчитывают баллы. «Я никого не оцениваю, моя задача только в том, чтобы организовать этот процесс», – говорит Татьяна Леонидовна.
Мы в классе. Удобные маленькие столы, доска, над которой висят квадратики со стрелочками, чтобы делать гимнастику для глаз. Много цветов. Лето. В коридорах гимназии тишина…
– Татьяна Леонидовна, свою отличительную педагогическую черту вы определили одним словом – «проживание». Что включает в себя это понятие?
– Я вижу свою цель в том, чтобы попытаться хоть отчасти увидеть мир глазами ребенка в тот момент, когда я с ним нахожусь. Понять, что он испытывает, какие у него есть недочеты, отчего ему неловко, отчего ему страшно, что он не может мне сказать? С одной стороны, я вижу мир его глазами, но я педагог, обладающий определенными знаниями, поэтому сюда добавляется еще профессиональный взгляд. Проживание длится от момента неудач до момента удач. Проживание – это значит одновременно быть, как они, мои дети, и не как они. Во внеурочной деятельности мы организовываем игры, занимаемся проектами. Вернее, ребята сами организовывают это все для себя же. Я могу им только что-то подсказывать. Мне важно, чтобы они вырастали более самостоятельными. Мы не оставляем в стороне и то, что используем в учебной деятельности. Урочная деятельность осторожно переносится во внеурочную. Здесь возможно закрепление пройденного на уроках. Это важно для медлительных или слабоуспевающих детей, это для них возможность реализовать себя и потом проявить на уроке. Для проекта берется тема или вопрос, например, «Что такое сказка?». Я только направляющий. Началось все с викторин: о животных, о литературе, о музыке, потом они готовили новогодние конкурсы. Главное, что дети делали все самостоятельно. Я лишь подсказывала, куда и к какой книге обратиться, и еще у меня была скромная роль покупателя призов… Потом собрались представители разных групп, самые активные, и организовали для всего класса поиск клада. Поиск клада – это путешествие по «станциям» на территории школы. На каждой «станции» предлагалось выполнить определенное задание: ответить на вопрос, разгадать ребус. Задания они готовили сами, сами все обсуждали совместно. «Кладом» был торт…
Татьяна Леонидовна смеется и продолжает рассказ.
– А коробку с тортом первыми нашли муравьи. Дети прибегают: «Татьяна Леонидовна, там муравьи, они наш торт съедят!» Было смешно и весело. А главное, все было организовано технично. Оказывается, дети умеют хорошо мыслить в плане методики. Они знали о таких мероприятиях, сняли кальку и по аналогии построили свое. Может, не совсем правильно, что дети ведут себя как педагоги, но, с другой-то стороны, они ведь все равно ведут себя как дети. Моя цель заключалась в том, чтобы они учились себя организовывать именно во внеурочное время, когда они по сути предоставлены сами себе.
У Татьяны Молотковой была мечта стать учителем математики. Потом ей показалось, что удобнее работать в начальных классах. Наивный взгляд на жизнь педагога!
Но, может, не в наивности дело, а просто вмешалась судьба и указала настоящее призвание.
– Я сейчас нисколько не жалею, – говорит Татьяна Леонидовна. – Я, конечно, люблю математику, спору нет, но не представляю себя учителем математики. А в начальных классах пересекаются разные науки, учитель может сам открывать что-то для себя и соответственно организовывать открытия детей.
– Какой урок вы считаете удачным?
– Они бывают разными по типажу. Например, урок – постановка учебной задачи, когда определяется новая тема, новые вопросы. Есть уроки, когда мы открываем новый способ действия. Есть просто рабочие уроки, когда нужно закреплять, отрабатывать уже пройденное, старое. Что касается уроков последнего типа, то они удаются тогда, когда я молчу, а говорят только дети. Когда есть дискуссия. Я могу говорить, но в этом случае я выступаю как равноправный участник дискуссии, а не как учитель, который давит на детей своими знаниями. Вообще задача номер один здесь – молчать, когда они говорят. Бывают задания, над которыми они работают, показывая свои результаты на доске, в парах или еще как-то, и когда они между собой начинают разговаривать, оценивать друг друга, задавать вопросы, когда мы начинаем между собой содержательно общаться, – это успешный урок. Если у нас урок – постановка задачи, то удачным считаю такое занятие, когда появляется много новых вопросов и когда дети хотят знать ответы на них. Нужно, чтобы эти вопросы были содержательными и не уходили в посторонние сферы.
В свое время в Якутск приезжали Александр Адамский и Борис Эльконин. О встречах с ними Татьяна Молоткова вспоминает:
– Нас попросили нарисовать картинку: что вы видите, когда приходите в класс. Я долго думала и в конце концов нарисовала. Рисунок хранится у меня до сих пор, и я с ним сверяюсь. Я представила, что класс – это огромное пространство, где есть лес, речка, горы. Я нахожусь с детьми в какой-то определенной точке. Я выше ростом, потому что взрослее. Наверное, наши линии горизонтов совпадать не могут. Но зато я могу повести их, куда захочу, и пойти с ними, куда они захотят. Моя задача – подстроиться так, чтобы привести их туда, куда надо, а не просто туда, куда им хочется. А потом, надо ведь идти вместе. Мы единый коллектив. Я тот руководитель, который должен организовать для них такую среду, где это движение было бы возможным. Но я также и часть этой среды.
Борис Давыдов не успел прокомментировать рисунок. Но, по мнению Татьяны Леонидовны, ей очень точно удалось выразить то, что она хотела.
Развивающая среда, считает Татьяна Леонидовна, это такая среда, где каждый ребенок может найти применение своим силам, возможность получить что-то новое. Умение согласовывать педагогические интересы с интересами ребенка Татьяна Молоткова считает одним из самых важных профессиональных навыков учителя.
Как сторонник развивающего обучения, Татьяна Леонидовна стремится его пропагандировать: читает лекции в педагогическом колледже, делится опытом, публикует разработки уроков. В гимназии ее идеи поддержала директор «Золотой горки» Фирдаус Гаптразаковна Ивлева.
– Как учитель, я знаю, какой получится предметный результат, но вот уже много лет меня больше притягивает результат непредметный. Я никогда не работала по традиционным программам, сразу – по развивающему обучению. С каждым набором детей меня больше интересует, что формируется у них там «внутри». Предметный результат – умение читать, писать и так далее. Непредметный – умение владеть культурными нормами общения, строить свою программу развития, реализовывать знания. В начальном обучении, мне кажется, есть вещи, которые впитываются за счет определенной среды, образуемой вокруг ребенка. Никак иначе обучиться этому нельзя. Образовательная среда – широкое понятие, многое здесь определяется ее содержанием. Мне кажется, что среда – это такое пространство, где я могу выбирать, куда мне пойти. Мне важно не учить, что выбирать, а дать освоить способ, «как выбирать». Тогда ребенок приобретает опыт самоопределения, развивает аналитические способности, критическое мышление. Он моделирует цели и результаты как единое целое.
…Любые реки, горы, леса кажутся на рисунке маленькими. Их легко обойти или даже перешагнуть. Но думается, что ученикам Татьяны Молотковой не страшны будут никакие препятствия, которые встретятся им во взрослой жизни. Они с первого класса учатся быть самостоятельными.
Набережные Челны, Республика Татарстан
Комментарии