Чем для меня является «Учительская газета»? Это в первую очередь тридцать лет совместного жизненного пути, то совсем рядом, то в некотором отдалении, дороги с препятствиями и взлетами, неожиданными победами и неизбежными ошибками, вызовами и испытаниями.
Мы встретились в 1994 году. И пусть переулок назывался Ветошным, но газета поражала своим молодым коллективом, молодежным задором, желанием менять мир и меняться самим. Здесь собирались потрясающие профессионалы и интересные люди. Минула эпоха исключительно очного общения (его теперь часто называют офлайновым), и пришло время господства цифровых технологий, но верность традициям и эстафета исторической памяти важной педагогической миссии в обществе остаются неизменными. И педагог в «Учительской газете» всегда рассматривался как человек, а не только как урокодатель, поэтому и были материалы не только узкопрофессиональные, но и расширяющие культурный кругозор.
Ирина Георгиевна Димова предложила попробовать к 100-летнему юбилею газеты написать педагогическую сказку. Сразу хочется сказать, что здесь нет никаких намеков и скрытых смыслов, а все потенциальные совпадения являются случайными. Здесь нет намеков и на какие-то исторические события. Сюжет развивается в соответствии со сказочными закономерностями – рождение, первые шаги, испытания, столкновение, сложная ситуация, помощь и благополучное разрешение трудностей. Почему один из уклонов филологический, можно легко догадаться. Но потребовались исследование и предварительная подготовка. Хочется надеяться, что любители слова найдут здесь моменты радости. А географический уклон связан с целой страной, но также и с тем, что для меня «Учительская газета» всегда ассоциировалась и будет ассоциироваться с движением первопроходцев. Именно здесь я впервые встретился с известными учеными и общественными деятелями, писателями и журналистами, политиками и педагогами. Конкурсы «Учитель года» и «Успешная школа», Всероссийская олимпиада по граждановедческим дисциплинам, курс «Мой выбор», конференции в «Елочке» и «Конобеево», встречи в совхозе «Московский» и в разных городах России. Надеюсь, удалось в сказке передать часть своей души и благодарность за все, что было сделано для меня в профессиональном и личностном плане. «Учительская газета» – прежде всего замечательные люди. Мне хочется пожелать им стойкости, творческой неиссякаемости и жизненной неУГомонности.
В стародавние времена, но не такие уж далекие и дремучие, чтобы совсем забыть истоки, родилась и стала расти чудесная газета. Да не просто газета, а педагогическая. И имя у нее было простое и короткое – УГ (в те времена любили сокращать все имена и названия, поэтому мы и воспользуемся этой стародавней традицией). Только это была целая страна, в которой жили в основном люди-слова. Они объединялись в группы-тексты, как в города. Одни города были большие и населенные, а другие – маленькие, почти хутора, но и там бродили мысли, идеи, роилась информация, создавались продукты. Конечно, слова были разными, попадались не только острые и вкусные, но и тупые с противными, они могли не только поддерживать, но и больно ранить. Но разве в этом лишь слова виноваты?
Рядом со словами селились рисунки, фотографии, карты и чертежи, числа и формулы, флаги и гербы, плакаты и карикатуры, даже музыкальные знаки изредка заводились. Страна была маленькой, но гордой. На ее карте белых пятен не было, потому что всю территорию тщательно и с пользой осваивали. Внимательно следили, чтобы не «гуляли» бесцельно драгоценные поля и луга, моря и озера, но несли что-то умное, полезное и ценное. Климат был умеренный и приятный. Не было излишней сухости, но и воды тоже не лилось избыточной, солнечные лучи не палили, хотя периодически и могли «жечь глаголом» (и не только им, но тут уж пусть филологи разбираются). А если страна появляется, то это кому-то нужно (помнится, так говорил классик, ну, может, немного по-другому, но в сказке все и изменить можно, на то она и сказка).
Кто-то спросит: «А зачем педагогам и ученикам газета? И так много всяких учебников, литературы разной, семинаров и роликов. Не является ли это лишним?» Да, были те, кто так считал, вокруг нас скептиков и критиков достаточно, но мы их в сказке трогать не будем. А газета меж тем росла в тиражах, набирала вес (не столько объем и тяжесть, сколько авторитет и силу). На ее страницах резвились новаторы, их направляли в нужное русло ученые, задавали острые вопросы учителя. Да такие острые, что газета порой становилась мечом в борьбе с мракобесием, тупостью, занудством и невежеством. В общем, процесс шел правильно с позиции становления ребенка, который мужал, взрослел и становился все более самостоятельным. У нее был какой-то особый дар привлекать внимание. Недоброжелатели и завистники говорили, что в наследство достался какой-то клад, но что в нем было, оставалось для всех загадкой. Мы тех богатств в глаза не видели, поэтому будем считать, что просто такое было замечательное место, которое притягивало хороших людей. А разве у хороших людей нет дара и клада?
Но не обходилось и без передряг. Злые силы видели в газете УГрозу для своего спокойствия и благополучия. Вот и напускали мор и холод, насылали непогоду. Но мы же знаем, что вместе с грозой идет дождь и освежает жизнь, питает растения водой для роста и цветения, а любые испытания только укрепляют твердость духа. Без этого не будет никаких плодов. Вот эти образовательные плоды и пугали злодеев. Они старались сначала превратить страну в УГрюм-газету – стращали, пугали, обвиняли, сушили, сверлили, проверяли. К счастью, не подпалили. То ли огня рядом не было, то ли боялись, что возникший пожар их и самих поглотит. Газета могла обУГлиться, но не теряла своей мощи и как могла рисовала, отправляла скрытые сигналы, отделяла черное от белого. Этим и жила.
И в УГол периодически ставили за то, что была не в меру весела, своевольна и непослушна. Загоняли на задворки и старались не вспоминать. Никак не могла газета УГомониться в борьбе за честное образование, не УГождала кому надо, не всегда УГадывала, куда дует значимый и чтимый наверху ветер. Уж ее и УГоваривали, и УГощали, и УГнетали, да не могли УГробить. И услУГой она отказалась быть, когда такие потУГи делались, чтобы УГасить пыл борьбы за справедливость. Газета на это отвечала дипломатично, как научили классики: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Главной своей заслУГой газета-страна считала УГлубление понимания профессиональных вопросов, а не просто организацию досУГа. Как ни пытались все острые вопросы закрУГлить, но острие треУГольника всегда находило нужную проблему и точно било в цель. Один Великан пытался изолировать страну, но тут уж возник международный скандал, вступились ПортУГалия, УрУГвай, УГанда, а к ним еще присоединились БУГульма, КалУГа, ЭлектроУГли, много других городов и селений (проверим знание географии и фантазию читателей), а с ними заодно даже река УГра (а теперь проверим знание истории и попросим вспомнить, что же произошло в 1480 году, а кто не помнит, советуем обратиться к справочной литературе, лишним точно не будет).
Конечно, разные периоды были в развитии страны УГ. Суетились в ней одобрители и согласники, которые все принимали и поддерживали. Они считали, что все правы, но правее те, кого больше количественно или кто имеет больше власти (в зависимости от ситуации). Были и критики-недовольники, готовые всех обвинить и перекрасить пространство в черный цвет. Но страна и с ними справлялась. А где их не бывает? Да в душе каждого отдельного человека они тоже периодически заводятся – то те, то другие.
Но вот случилось это «вдрУГ», без которого ни одна сказка не обходится. Однажды полУГрамотный ТУГодум ЧУГунович ЦентрифУГов решил отгородить страну высокими горами и глубокими реками, обесценить педагогический клад, поместив его в трясину невежества, в центре которой был выстроен замок Зависти, обнесенный крепостью Самодовольства, а всю территорию страны засадили чертополохом Хаоса. Откуда он взялся, осталось загадкой, но имел ТУГодум ЧУГунович и связи, и влияние где-то наверху. Вместо клада появились кладики – отдельные кучки, которые вроде и существовали, но пользы не приносили окружающим. Везде стали шнырять хапУГи и рУГатели, прошла инаУГурация двУГлавого попУГая, который сразу же всех стал запУГивать и сделал главным своим советником бессовестного ТУГрикова. Такие вот УГрюмые времена настали. БУГи-вУГи запретили, фУГи сократили, неУГодных прибили, бУГристых УГрохали, порУГания усУГубили, неУГомонных УГнали. И решили ЦентрифУГов с ТУГриковым, что УГнездили все нужным образом и не надо больше бегать как УГорелые, решая разные проблемы, которые выявлял зоркий глаз УГ. Возрадовались недрУГи, почувствовав испУГ и тУГоухость новой прислУГи, которая решала и определяла направления информации без излишнего самоУГлубления, а вместо размышлений опиралась на сУГгестивные методы (говоря проще, на внушение без всяких раздумий).
Но нашелся отважный мальчУГан по имени ДрУГ, которые отправился в захваченную ЦентрифУГовым страну. Много испытаний пришлось ему пережить – совершить крУГосветное плавание, найти волшебную пУГовицу, поймать упрУГого Угря, распутать крУГоворот интриг, проявить свой крУГозор в добыче жемчУГа ясности и твердости характера. Пусть и молодым был ДрУГ, но преодолел наметенные сУГробы, сразился в кольчУГе справедливости с охранявшей болото БелУГой, изгнал ЦентрифУГова и восстановил в стране крУГом яркую и многоцветную радУГу взамен царившей серости и чревоУГодия. Если обо всем рассказывать, то не сказку надо писать, а целую поэму. А нам некогда. Стране снова пора заняться развитием педагогического крУГозора, обогащением скопившейся УГлекислоты, чтобы снова пришли свежесть и гармония. Страна в размерах не увеличилась, да и не стремилась к этому. Но сохранила свои силы и энергию, даже смогла широко раскинуть свои сети, используя воздушное пространство. Теперь каждый сможет встретить в своем доме обитателей страны УГ, стоит только захотеть. А мы завершаем сказку стихотворением, которое наш мальчУГан написал во время отдыха и накопления сил. Борьба за знания бесконечна, потому что лень, темные силы, зависть, хамство, невоспитанность бродят вокрУГ нас, а иногда незаметно забираются и внутрь. Так что в стране газеты УГ постоянно есть чем заняться и какие проблемы решать. Важно видеть свет в конце туннеля и верить всегда в наступление рассвета, приход нового светлого дня, ценить роскошь клада педагогического солнца, которое светит каждому из нас.
Гимн УГ, написанный мальчУГаном
Всего две буквы – «У» и «Г»,
Но поступь их тверда,
Сто лет идут нога к ноге,
И их не гнут года,
Смеются, верят в чудеса,
Им чужд снобизм и страх,
Когда во тьме не знаешь сам,
Куда идти и как,
Придут, не дав свернуть в тупик,
Подскажут в нужный час,
Не будут в роли дамы пик
Манить в туман и мрак,
Не зря они есть в слове «дрУГ»,
Пусть будет так и впредь,
Не страшен шторм и ветры вьюг
С тем, кто несет рассвет!
Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук
Комментарии