search
main
0

Кирпичик мудрости. Создайте дом, в котором тепло, как в родительском

Многие классные руководители разрабатывают свою программу воспитания детей. Есть она и у Елены Красницкой, учителя литературы костромской школы №4 под названием «Школьный дом, который построим мы». Эту программу Елена Сергеевна представила на городском и областном конкурсах «Самый классный классный». В области она заняла второе место, а в городе была удостоена гранта главы администрации.

Елена Красницкая уверена, что ребенок сможет полностью раскрыться, будет чувствовать себя уютно в большом ребячьем коллективе, если школа для него действительно станет вторым домом. Чтобы это было не на словах, а на деле, классный руководитель вместе с ребятами уже в пятом классе начинает строить сначала классный, а затем и школьный дом.

По замыслу Елены Красницкой, школьный дом – это место, где ребенка любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть. В нем каждому тепло, как в родительском. Он объединяет всех в единое братство, в нем каждый защищен, а отношения между взрослыми и детьми – уважительные, доброжелательные, доверительные и дружеские. Здесь они получают знания и совершенствуются духовно. У ребенка пробуждается фантазия, стремление к творчеству. Школьный дом – это святилище, где дети учатся быть счастливыми. Программа рассчитана на пять лет – с пятого по девятый класс.

Создание любого дома начинается с макета. Он обсуждается ребятами на классном часе. Затем начинается строительство из особого материала с особыми свойствами. Это кирпичи, каждый имеет свое название. Кирпич понимания, кирпич взаимопомощи, кирпич мудрости. Всякое название имеет свой глубокий смысл. Скажем, кирпич понимания считается готовым для стройки после обсуждения на классных часах следующих тем: «Умеете ли вы общаться?», «Способны ли вы в любой ситуации быть гуманным», «Трудно ли быть добрым?», «Есть ли рыцари в наши дни?», «Письма Дмитрия Лихачева о добром и прекрасном», «Нравственные проблемы в моей жизни». Кирпич мудрости появляется после занятий по этике: «Умеем ли мы правильно говорить», «В чем заключается культура умственного труда». Проводятся интеллектуальные игры: «Лабиринт», турниры любознательных «Что? Где? Когда?». Встречи с интересными людьми. Книги – тоже богатый источник мудрости. Именно от чтения ум человека становится острее и яснее. Для этого Елена Сергеевна использует читательские конференции в своем классе, которые проводит совместно с костромской библиотекой №4.

К сожалению, не так часто, как в прежние времена, учителя используют на своих классных часах художественные произведения, тем более что и дома дети стали меньше читать, особенно в подростковом возрасте. А Елена Красницкая взяла себе в помощники книги, потому что чтение возвышает душу и питает ум. Ее, словесника, поразило, с каким вниманием слушают дети описываемые события, переживают за героев, как за своих знакомых. Ей удалось возродить традицию коллективного чтения. На таких классных часах дети учатся понимать литературных персонажей, затем и самих себя. И самое замечательное, что они начали читать дома, они стали активными читателями городской библиотеки.

Кирпич здоровья включал в себя занятия: «Полезные привычки», «Твоя личная гигиена», «Как предупредить переутомление», а также психологический практикум «Как познать самого себя», беседы с врачом. Ребята придумали и такие кирпичи: дружбы, улыбки, чистоты, взаимопомощи, хозяйственности.

В 7-8-м классе жизнь – второй этап – классного коллектива усложняется. Подростки переходят на полное самоуправление. Рождаются отношения творческого сотрудничества, появляются традиции, законы и заповеди коллективной жизни.

На третьем этапе строительства школьного дома исчезает чрезмерная изолированность одних членов коллектива и чрезмерное лидерство других. Преобладают гармоничное подчинение и руководство одних членов коллектива другими. Класс отличают дружелюбие, внимание друг к другу. Деятельность классного коллектива уже охватывает и школу, и микрорайон. Созданы условия для успешной самореализации личности. Каждый стремится к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморегуляции. Законом жизни класса становится коллективизм и взаимопомощь: «Один за всех и все за одного». Ребята привыкают все вопросы решать самостоятельно. А классный руководитель – старший товарищ, помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни. Самоуправление в классе Елены Красницкой полностью самостоятельное, независимое от нее. Ребята учатся управлять не только классом, но и самими собой, руководить другими и уметь подчиняться.

Большая поклонница театра Елена Сергеевна передала свою любовь к сценическому искусству и детям. После очередного спектакля устраивались обсуждения, часто с приглашением актеров. Во время таких встреч у подростков появилось желание создать свой театр. Так возник театральный кружок. Сначала он охватывал только ее учеников, потом стали проситься ребята из других классов. Постепенно кружок превратился в театральную студию. Здесь есть свои декораторы, художники, гримеры, ответственные за музыкальное оформление. Были поставлены многие пьесы Александра Островского. Ко всем праздникам юные актеры готовят спектакль, разрабатывают программы новогодних КВНов.

Кому-то из детей это увлечение помогло выбрать профессию. Был один мальчик с безудержной фантазией и бесконечно преданный театральной студии. Он участвовал во всех спектаклях, причем каждую роль старался трактовать по-своему и довольно талантливо. И вот в девятом классе Дима выступил в качестве режиссера, сам поставил спектакль по книге Александра Дюма «Три мушкетера». И самое удивительное, что для себя он выбрал роль Констанции. Устроил сюрприз и для Елены Сергеевны, и для своих одноклассников. Пригласил всех к себе домой. Все расселись, и вот появился Дима в женском парике, в туфлях на каблуках, загримированный под женщину. Хорошо была подобрана музыка. Елена Сергеевна и ребята были в восторге.

Участие в постановках помогает ребятам раскрыться, лучше понять пьесу, замысел автора. Десятиклассник Антон Лебедев очень мало читал, сочинения и диктанты писал с ошибками. Как-то его пригласили поучаствовать в спектакле по сказкам Пушкина. Антон сумел доставить радость себе, зрителям и своей маме. Она не сразу узнала своего сына, который довольно своеобразно сумел раскрыть суть одного сказочного персонажа. После этого мальчик, к удивлению учителей и родителей, стал читать книги.

Те выпускники Елены Красницкой, которые окончили школу 8-10 лет назад, стали вполне успешными людьми. Среди них – общественные деятели, видные бизнесмены, учителя, врачи. И нет неудачников. Нет сведений о противоправных поступках кого-то из них. В этом видны усилия не только классного руководителя, а и родителей учеников.

В доме, который построили дети вместе с классным руководителем, есть место и родителям, и они в нем не гости, а полноправные обитатели. Папы и мамы – настоящие друзья Елены Красницкой, ее партнеры, участники всех событий, походов, праздников, которые проходят в этом классе. Как и она сама, и ребята, родители – народ увлеченный. Тоже любят придумывать что-то интересное и в школе бывают, естественно, не только по приглашению.

На родительских собраниях обсуждаются проблемы совместного воспитания детей, устраиваются беседы о книгах. Темы их: «Книга в вашей семье», «Семейная библиотека», «Книги моего детства». На такие беседы приглашаются и ребята. Так Елена Сергеевна поддерживает у взрослых и детей интерес к чтению. Пример родителей более внушителен, нежели словесное убеждение.

В этом году Елена Сергеевна рассталась с очередным выпускным классом. Теперь у нее пятиклассники. Открытые, искренние. Она уже сумела найти с ними взаимопонимание. В начале сентября побывала у каждого дома, познакомилась поближе с семьями учеников, условиями для занятий.

Более 26 лет Елена Красницкая преподает русский язык и литературу в своей школе и все эти годы ведет классное руководство. Для нее образование и воспитание неразделимы, потому что именно последнее решает участь человека, его будущее, а значит, и будущее общества.

Кострома

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте