5 марта 1930 года состоялся премьерный показ звуковых кинокартин в московском кинотеатре «Художественный». Советское кино обрело голос.
В этот день зрителям (теперь еще и слушателям) была представлена «Звуковая сборная программа № 1» – так прозаично, по-деловому, назвал свою подборку фильмов кинорежиссер Абрам Роом. В нее вошли две документальные ленты: одна – с речью первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского о звуковом кинематографе, в другой – звучал марш Сергея Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам». Кроме того, в «Звуковую сборную» Роом включил свои, в соавторстве с Григорием Левкоевым, игровые сюжеты «План великих побед» и «Тип-Топ – звуковой изобретатель».
Любопытные факты. Московскому кинотеатру «Художественный» выпала почетная миссия – показать первые в стране звуковые фильмы. Однако он с 1909 года был успешным демонстратором немых картин. Отбоя от зрителей не было. В 1912 году пришлось даже перестроить здание. Количество мест для поклонников «движущихся картинок» возросло с 400 до 900.
Через год в этом же кинотеатре показали первый советский звуковой полнометражный фильм «Путевка в жизнь». Для его съемок был использован «Тагефон» – система, разработанная нашим соотечественником Павлом Григорьевичем Тагером. С ее помощью достигалась максимальная синхронность изображения и звука, которая не зависела от работы киноустановки. Советские власти одобрили изобретение, и оно стало широко использоваться в кинопроизводстве.
Фильм «Путевка в жизнь» нельзя назвать стопроцентно звуковым. В нем еще содержались пояснительные надписи, как в немом кино, количество диалогов было минимальным. Тем не менее, это не помешало первому отечественному художественному звуковому фильму завоевать мировое признание. В 1932 году на I Международном Венецианском кинофестивале он был удостоен престижной награды. Право на его прокат выкупили 26 зарубежных стран.
Любопытные факты. Первая синхронная фраза, произнесенная главным героем первого в мире «говорящего» фильма «Певец джаза» – «Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» – открыла новую эру в истории мирового кинематографа.
Однако магнаты киноиндустрии настороженно отнеслись к новшеству. Владельцы крупных студий не спешили вкладывать средства в звуковое кино. Их пока вполне устраивал немой экран, который приносил стабильную прибыль.
Среди противников озвучивания фильмов были звезды немого кино. Великий Чарли Чаплин опасался, что звук «убьет» в актере стремление к пластическому самовыражению, ограничит его творческую свободу. Известному киносценаристу и литературоведу Виктору Шкловскому принадлежит афористичная фраза: «Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга».
Любопытные факты. Звуковое кино требовало от актеров владения внятной речью и четкой дикцией. Увы, многие прежние звезды экрана оказались не у дел.
Все расставил по своим местам первый в истории «говорящий» «Певец джаза», который вышел в 1927 году. Фильм произвел необычайный резонанс в мире и стал точкой не возврата для своего великого немого предшественника. В нашей стране отечественное кинопроизводство полностью перешло на звуковое кино в 1934 году.
Комментарии