Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах  
От героев былых времен
Как прожить 105 лет и больше: ученые нашли секрет долголетия
Исследование: педагоги, врачи и ученые достойны более высокого заработка
Открытие памятников, поздравления ветеранов и тематические выставки: как в детских центрах Минпросвещения отмечают День Победы
Социальные сети перенесли окончание срока приема заявок на участие в онлайн-шествии «Бессмертного полка»
Психолог перечислила самые распространенные родительские ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем ребенка
В Челябинской области установят памятный мемориал юнармейцу, отдавшему жизнь за спасение тонущих детей
Офтальмолог дал советы по лечению «синдрома ленивого глаза» у детей
«Для общей Отечеству славы»: 7 мая 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета
Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах   От героев былых времен Как прожить 105 лет и больше: ученые нашли секрет долголетия Исследование: педагоги, врачи и ученые достойны более высокого заработка Открытие памятников, поздравления ветеранов и тематические выставки: как в детских центрах Минпросвещения отмечают День Победы Социальные сети перенесли окончание срока приема заявок на участие в онлайн-шествии «Бессмертного полка» Психолог перечислила самые распространенные родительские ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем ребенка В Челябинской области установят памятный мемориал юнармейцу, отдавшему жизнь за спасение тонущих детей Офтальмолог дал советы по лечению «синдрома ленивого глаза» у детей «Для общей Отечеству славы»: 7 мая 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета
Событие недели

Кино вместо уроков: «за» и «против»

Учительская газета, №44 от 3 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Кинорежиссер Карен Шахназаров предложил включить знакомство с классикой отечественного кино в обязательную школьную программу. Как напомнил режиссер на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, еще несколько лет назад Минкультуры разработало перечень из ста фильмов для школьников. Но поскольку это была рекомендация, фильмы изучаются факультативно. «Не надо никаких лекций, надо просто показывать кино. Я абсолютно уверен, что наши дети поймут и «Балладу о солдате», и «Обыкновенный фашизм», и десятки других замечательных картин», – сказал режиссер. По его мнению, советское кино можно показывать со второго класса и отводить на это два часа в неделю. Президент Владимир Путин назвал показ оте­чественных фильмов в школах «очень хорошей идеей» и обещал обсудить ее с коллегами.
Стоит ли вводить просмотр кино в обязательную программу? И если да, то в рамках какого предмета и в каком объеме? Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.

Лариса АРАЧАШВИЛИ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2019, учитель русского языка и литературы средней школы №55, Волгоград:
– Сама идея мне, в общем, нравится, ведь кино – это полноценная ветвь культуры и искусства наравне с литературой, живописью, музыкой, театром. И получается, что все изучают, обо всем говорят в школе, а о кино – нет. Хотя кино и так стало частью учебного процесса, учителя литературы вряд ли представляют себе урок об Обломове без замечательной экранизации Никиты Михалкова. Только вот опять список этот создают деятели культуры, что вроде бы и неплохо, но, как показывает практика, даже самая замечательная инициатива, которую пытаются привнести в школу люди, которые не имеет отношения к образованию, не приживается. Это педагогам потом с этим работать, учить, объяснять. Молча разойтись после фильма не получится, ребятам надо будет поделиться впечатлениями, учителю придется так или иначе направлять дискуссию. И почему только отечественное кино? У искусства разве есть национальность? Вопросов больше, чем ответов. Я искренне надеюсь, что, прежде чем внедрять что-то подобное, спросят наконец учителей о содержании данного курса, разработают качественную программу, обеспечат всю необходимую методическую поддержку.

Антон ДОЛИН, кинокритик:
– Когда какое-то произведение входит в школьную программу, – это верный способ испортить отношения школьника с этим произведением. То есть хорошо, что у нас все в школе читают «Евгения Онегина» и «Войну и мир», но думаю, что очень мало тех людей, которые покидают школу, любя «Евгения Онегина» и «Войну и мир». В основном принудительное чтение и разбор вызывают неприязнь. Вспомним, что традиции преподавания литературы в школе у нас 100 лет, а традиции преподавания кино нет вовсе. Понятно, что просто так преподносить произведения кино­искусства нельзя, их надо каким-то образом разбирать, и для этого не существует ни педагогов, ни методичек, все это надо разрабатывать. Идея сама по себе хороша, но ее осуществление может оказаться очень сложным и, к сожалению, способно привести к обратному эффекту.

Михаил ХУТОРЕЦКИЙ, директор школы №28, Воронеж:
– Кино – это совершенно отдельный вид искусства, поэтому я не вижу смысла включать его, например, в уроки литературы. В обязательную школьную программу просмотр фильмов я бы не вводил, но допускаю, что использовать это можно на факультативах. Если учитель понимает, что такой прием поможет ему при изучении литературного произведения, тогда это оправданно. Возможно, это заинтересует и учителей истории, они вполне могут объединиться с учителями литературы и просмотреть факультативно какой-либо фильм вместе с детьми. Но заменять уроки литературы фильмами – я считаю, что это не выход. Читать больше от этого не станут. Я вообще не сторонник того, чтобы все в обязательном порядке включать в школьную программу, она и так очень насыщенная. А дети от этого более знающими не становятся.
Обязательным я бы сейчас сделал другое – одинаковую программу с первого по девятый класс по всей России. На мой взгляд, сегодня именно это актуально.

Максим ИВАНОВ, участник конкурса «Учитель года России»-2014, учитель истории и обществознания Державинского лицея, Петрозаводск, Республика Карелия:
– Инициатива неплохая. Я поддерживаю, чтобы в школьной программе появился такой предмет. Чем больше творчества, искусства, культуры в процессе образования, тем лучше. Это повлияет на становление вкуса школьников, на кинематографические предпочтения, но у меня есть одно существенное опасение. Если следовать ранее предложенному списку, ученики будут разочарованы в предмете и станут его игнорировать либо скучать на таких просмотрах, сидеть в телефонах. При всем уважении к «Золушке», которая была снята еще в черно-белом формате, в первой половине XX века, у нынешнего поколения школьников это не будет вызывать никаких эмоций и эмпатии.

Тут важен очень тщательный выбор фильмов. Нужно не консервативно подойти к решению этой задачи. Это примерно как с литературой в школе – она у нас законсервирована. Например, как изучали 30 лет назад десятиклассники роман Ивана Гончарова «Обломов», так и читают. Но, возможно, стоит оттолкнуться от интереса современных детей и найти что-то соответствующее данной проблематике из более современного пласта литературы? Но кто я такой, чтобы это решать?

К формированию списка фильмов уж точно нужно подойти более аккуратно, и сделать так, чтобы в него вошли не только отечественные ленты. Ну почему только отечественные? Карен Шахназаров говорит о том, что подросткам будут понятны «Баллада о солдате» и «Обыкновенный фашизм». В этом ощущается определенный крен в сторону военного кино. Насколько это правильно – тоже большой вопрос.

Алексей Т., учитель, Великий Новгород:
– Идея кажется неплохой, но… Во-первых, школьная программа катастрофически перегружена. Во-вторых, регулярно смотреть кино будет нереально в условиях сельских школ. Интернет там такой слабый, по крайней мере у нас в Новгородской области, что фильм даже не загрузится. А если обязать учителей организовывать просмотр для классов на личных компьютерах, то кто будет возмещать и без того небогатым преподавателям эти расходы? И вот еще о чем невольно думается… Введя просмотр советской киноклассики в обязательную школьную программу, мы распишемся в собственном бессилии. Бессилии иначе приобщить детей к культуре, кроме как в обязательном, принудительном порядке. Неужели родители современных школьников поголовно так деградировали, гоняясь за деньгами, тряпками и иными материальными благами, что их отпрыски никогда не видели ни одного доброго, хорошего отечественного фильма? Исходя из всего сказанного, я бы предложил иначе реализовать эту идею. Пусть дети смотрят фильмы дома. А потом пишут по ним сочинения, небольшие эссе. Если это фильм по книге, входящей в школьную программу, обсудить киноверсию и ее соответствие с исходным текстом можно и нужно на уроке литературы. Это интересный прием; кроме того, учителю сразу будет понятно, читал ли ребенок книгу или только смотрел кино.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt