search
main
0

Кино с обложки

«Культура» вспомнила лучшие экранизации мировой классики

На канале «Культура» показали британский документальный сериал «Мировая литература в зеркале Голливуда». На экране предстали лучшие экранизации классики – от Шекспира до Агаты Кристи. Каждая программа была посвящена отдельной теме, сюжету, наиболее часто встречающемуся в литературе и нашедшему отражение в кинематографе: путешествия, преступление и наказание и, конечно, любовь. Именно романтические истории открыли этот своеобразный альбом, в котором запечатлелись радость и грусть, счастье и трагедия.

Артур КОНАН-ДОЙЛ рассказывает в сериале, как придумал своего героя

Поразительно, сколько культовых произведений прозы, поэзии и драматургии перенесли на большой экран, сколько самых разных режиссеров брались представить свою интерпретацию канонического текста. Разумеется, интерпретация эта далеко не всегда соответствовала первоисточнику. Взять хотя бы легендарную трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». С нее и начинается первая серия «Мировой литературы в зеркале Голливуда». Любопытно, что в ранних экранизациях «самой печальной повести на свете» юных возлюбленных играли отнюдь не подростки, а тридцати-сорокалетние актеры. В фильме 1936 года роль Ромео исполнял сорокадвухлетний Лесли Говард, а Джульетты – тридцатитрехлетняя Норма Ширер.

В документальном сериале великолепно показана эволюция экранного образа персонажей Шекспира. Причем дело тут не только в возрасте действующих лиц, а в трактовке их взаимоотношений. Пуританские и целомудренные версии 1930‑х уступают место сексуальным 1960‑м, точнее 1968 году, когда в прокат выходит картина Франко Дзеффирелли. Культовый итальянский режиссер экранизировал «Ромео и Джульетту» очень близко к тексту, чем снискал овации зрителей и критики. Однако же особые споры и даже скандал вызвала сцена, когда обнаженные герои просыпаются после первой брачной ночи. Сам Дзеффирелли на упреки парировал: «Если вы приходите в музей, то разве отворачиваете голову от нагой живописи?..»

А вот Баз Лурман перенес действие трагедии Шекспира в современность. В фильме 1996 года «Ромео+Джульетта» с Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс вместо враждующих аристократических домов Монтекки и Капулетти друг с другом сражаются гангстерские кланы. И вся эта пестрая компания говорит словами Шекспира. В общем, поистине все смешалось – «кони, люди». Однако картина имела большой коммерческий успех и заслужила неплохие оценки прессы. Впрочем, такая трактовка классики понравилась не всем. Негативно о ленте Лурмана высказался знаменитый кинокритик Роджер Эбботт. Он написал: «Сам фильм был таким же плохим, как и сама идея… Я никогда не видел что-нибудь подобное, в таком беспорядке. Как можно было так перекрутить классическую трагедию Шекспира?»

В сериале «Мировая литература в зеркале Голливуда» не обошли вниманием и русскую классику. Как же тут не упомянуть роман Льва Толстого «Анна Каренина» – одну из самых пронзительных и драматических историй. Мир, созданный Толстым, выходит далеко за пределы адюльтера Анны и неспокойствия в семье Облонских. Перед нами глубокое размышление о смысле жизни, о том, что есть любовь, об обретении и утрате веры. Вместить всю широту и размах писательского гения в ограниченную временем экранизацию трудно. Тем не менее роман экранизировали многократно, а роль Анны исполняли такие дивы, как Вивьен Ли и Грета Гарбо. Последняя сыграла роковую героиню дважды: впервые в 1927 году, а второй раз в 1935‑м в картине Кларенса Брауна. Этот фильм, получивший главный приз на Венецианском кинофестивале, считается подлинным шедевром кинематографа.

Рассказали в сериале и о масштабной экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Одноименный фильм в 1965 году снял выдающийся американский режиссер Дэвид Лин. Картина завоевала немало наград, в том числе пять «Оскаров». Однако критика прохладно встретила фильм, ругая его за схематичность и карикатурность в изображении исторических событий и персонажей. Действительно, и Лара, и особенно Юрий вышли какими-то уж очень стереотипными. Живаго – интеллигент, пытающийся вписаться в революцию, стать своим в чуждом и ломающем его мире, похож местами на этакого парубка из сборника гоголевских повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Да и другие герои одеты явно не так, как ходили «русские европейцы» из благородных семей. Тем не менее сам факт, что роман великого поэта, который был запрещен на родине, решились экранизировать в Голливуде, очень важен.

Не обошлись в сериале и без выдающихся писательниц, открывших целый мир сердечных переживаний. Конечно, речь идет о Джейн Остин и сестрах Бронте. Интересно, что роман Остин «Чувства и чувствительность» долго не решались перенести на большой экран. Едва ли не первый полнометражный фильм по культовому произведению вышел лишь в 1995 году. Картину под названием «Разум и чувства» снял будущий оскароносный режиссер Энг Ли, а главные роли исполнили неподражаемые Эмма Томпсон, Кейт Уинслет и Хью Грант. Экранизация получилась трогательной, живописной и мелодраматичной в хорошем смысле слова. Киноверсия злоключений сестер Дэшвуд пришлась по вкусу и массовому зрителю, и высоколобым экспертам индустрии. Картина «Разум и чувства» взяла главный приз на Берлинском фестивале, стала обладателем «Золотого глобуса» в категории лучший фильм-драма и получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

Другому знаковому роману, «Джейн Эйр», гораздо больше повезло на экранизации. Но, пожалуй, канонической стала лента 1943 года с Орсоном Уэллсом и Джоан Фонтейн. История бедной гувернантки Джейн и ее влюбленности в состоятельного мистера Рочестера была несколько вольно трактована режиссером. Впрочем, автор картины Роберт Стивенсон экранизировал не роман, а радиопьесу по нему, поставленную в театре Орсона Уэллса. Оттого на экране звучат рассуждения, которых нет в книге.

Отдельную благодарность создателям сериала стоит выразить за живого Артура Конана Дойла. Творец Шерлока Холмса рассказывает о том, как придумал своего героя, самого экранизируемого персонажа мировой литературы. Увидеть на экране живого классика – чем не подтверждение связи литературы и кинематографа. Так что не приходится сомневаться, что еще увидим много новых и оригинальных прочтений лучших произведений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте