search
main
0

Кино, музыка и смех. Английский от Ирины Невары

Ирина Валерьевна Невара из Петрозаводска поет, не всегда ставит оценки и исправляет ошибки своих учеников во время общения на английском, проводит со старшеклассниками ток-шоу и… обсуждает фильмы.

Уроки без оценок. Жюри на конкурсе в Липецке пришлось долго объяснять, что это такое. Ирина Валерьевна  во время таких уроков не оценивает и не исправляет учеников, а присутствует в качестве собеседника и скорее старшего наставника. Таким образом она поощряет говорение тинейджеров. Формирование спонтанной речи – это самое  яркое выражение языковой компетенции. Именно к этому стремится Ирина Валерьевна, которая ждет от своих ребят живой, неодносложной реакции на происходящее. Она учит  подростков находить темы для беседы с незнакомыми людьми, стимулирует к говорению при помощи визуальных образов и видеороликов, музыки и пения. Умение общаться – залог успеха в современном обществе.- Самое сложное – помочь школьнику заговорить. Одним неосторожным замечанием или оценкой можно все сбить. Как я поступаю? Внимательно слушаю и запоминаю, когда ученик ошибается. Потом в индивидуальном порядке мы отрабатываем ошибки. Во время таких уроков я не веду никаких специальных записей, не ставлю отметок в журнал – так дети начинают стесняться. Все самое важное  я записываю сразу же после урока.По словам Ирины Валерьевны, учиться этому ей пришлось несколько лет. Иногда так сложно удержаться и не сказать, что «мы это только вчера повторяли». Но по своему опыту учитель знает, что за эту реплику расплатой станет стеснение или молчание ребенка, которое на уроке английского просто недопустимо!Есть у Ирины Валерьевны и еще один секрет преподавания. Она поет. На республиканском конкурсе, когда исполнила фрагмент из песни Селин Дион «My heart will go on», многие решили, что риск был оправданным. На уроке, посвященном столетию гибели «Титаника», этот отрывок был уместен. К тому же ученики республиканской школы искусств оценили и то, что учительница спела чисто и правильно.- У меня нет музыкального образования. Но на уроках я иногда пою. Конечно, это всего лишь прием. Я не так уж часто его использую, но это помогает моим ученикам раскрыться, почувствовать язык и… запеть вместе со мной, – делится учительница.Вот и на Российском конкурсе Ирина Валерьевна буквально на первых минутах после знакомства с ребятами запела… У школьников тогда будто исчезло всякое напряжение, пропал страх сделать ошибку или сказать что-то не то. На откровенность взрослого они откликнулись всей душой!На видеозаписи того конкурсного урока передо мной энергичная,  целеустремленная и удивительно настроенная на общение учительница, которая… импровизирует! Ее ученики сами вели и участвовали в ток-шоу! Запланировать подобное специально было можно, но быть уверенной, что это получится, – нет, ведь дети-то совершенно незнакомые, не «свои»! – Подход к уроку может быть разным. Можно все отрепетировать. Но тогда ученики будут только мешать… А можно проживать это время вместе. Может быть, и не все получится, но это будет живой, настоящий урок. Именно такие – настоящие и живые – уроки Ирины Валерьевны я видела сама, об этом же говорят и ее ученики, которые помнят и яркие моменты, и рабочие будни.Полина Мурашова, уже выпускница филфака ПетрГУ, так вспоминает об английском в 40-м лицее:- К каждому занятию Ирина Валерьевна приносила дополнительные материалы: мы пели песни, переводили статьи из британских газет, устраивали ролевые игры! Если обращались к ней за помощью, она всегда разъясняла непонятные моменты. Я попала в ее группу в 8-м классе, и сразу обнаружились все мои пробелы. Ирина Валерьевна великолепно готовит учеников к сдаче ЕГЭ! Все занятия выстроены по четкой схеме,  так, за 45 минут изучается грамматика, прорабатывается лексика, отрабатываются навыки разговорной речи. Ирина Валерьевна – настоящий профессионал. Побольше бы нам таких учителей!Я тоже думала о том, что таких учителей в наших школах должно быть больше, когда поняла, каким может быть английский в школе. На обычном уроке пятиклассники выученную лексику проверяли с помощью составленных кроссвордов. Каждый ученик получал вариант для разгадывания, выполненный своим же одноклассником в качестве домашнего задания. Но самым интересным моментом стало для меня то, как ребята оценивали друг друга – с осторожностью,  выверяя количество ошибок, переспрашивая, как быть в том или ином случае, у Ирины Валерьевны. С высунутым языком, склонившись над листами, ероша волосы и мусоля косички, они ставили, может быть, в первый или второй раз отметки друг другу, которые учительница заносила в журнал.- Заметили, что этот мальчик особенный? Он очень интересный, но может закрыться, если его не поддерживать, – после урока интересуется моими впечатлениями Ирина Валерьевна.Я заметила. Мне этот пятиклассник показался самым интересным и необычным. Вдумчивый, живой, временами забавный и беспокойный –  то ручку уронит, то замечтается вдруг, а то руку тянет так, что чуть со стула не падает…- Ему бы сложно пришлось в обычной школе. А здесь таких детей больше! Многие из них танцуют, поют, участвуют в театральных постановках. Этим мне и нравится Петровская школа. Она живая! – делится впечатлениями о своей работе Ирина Валерьевна.Мы выбрали для разговора школьный кабинет. Кабинет обычный, а школа – нет. После победы в региональном конкурсе Ирине предложили новую работу. Теперь она учит детей в Петровской школе, которая находится под одной крышей с Дворцом творчества детей и юношества. Обстановка здесь творческая. Именно этого, по мнению педагога, не хватает большинству российских школ. В кабинетах гармонично уживаются мольберты, рисунки, поделки и другие интересности, иногда далекие от уроков, но близкие творчеству и атмосфере детства.- Приняли меня хорошо. Теперь я не только преподаю английский, но и работаю завучем. Должность для меня новая. Мне по-прежнему нравится то, чем я занимаюсь,  – рассказывает Ирина Валерьевна.Глядя на учительницу, сложно предположить, что она работает в школе столько лет. Когда видишь ее мягкую улыбку или то, как она гладит по голове зазевавшегося непоседу, в душе рождается радость. И ощущение, будто человек в школе трудится год или два, ему еще не надоели бесконечные детские вопросы, заполнение разного рода документов и родительские собрания. Будто все еще впереди или только-только началось. Но… за плечами Ирины Валерьевны несколько выпусков, работа в 40-м лицее Петрозаводска, участие в региональном и российском «Учителе года», подготовка к экзаменам, ежегодный ЕГЭ в выпускных классах, создание собственных уроков, увесистая стопка благодарностей, грамот и даже медаль «За службу образованию» от Благотворительного фонда наследия Менделеева. Узнала я об этом совершенно случайно, разыскивая информацию об Ирине Валерьевне в Интернете. О своих профессиональных успехах она сказала просто: «Год был очень насыщенным и удачным для меня».Удача для учителя – это месяцы работы, внимательного общения с детьми и поиск таких методов и приемов, которые помогут ребенку не только услышать, но и запомнить, принять, понять информацию, полученную от педагога…Ирина Валерьевна  считает, что Интернет, например, не просто  информационное пространство, а инструмент. Ученики активно им пользуются, считая источником развлечений. Но ее задача как учителя – переменить отношение подростков к Сети. Научить не только искать информацию, но и интерпретировать ее. Кроме того, Ирина Невара считает, что школа с помощью электронных журналов, дневников и собственных сайтов становится все более открытой для родителей, которые могут без задержки получать информацию об успехах ребенка и своем возможном участии в школьной жизни.  Ирина Валерьевна рассказала о том, что однажды ученики прислали ей приглашение в группу класса, которая была создана ими в социальных сетях:- Мне не всегда нравится то, что обсуждают школьники, но мне важно знать, чем живет мой класс. Я бы не стала  вмешиваться, если бы меня не пригласили.Поражают эта внутренняя заинтересованность и желание конструктивного диалога со школьниками, которые, особенно в виртуальном пространстве, как правило, не стесняются в выражениях и оценках происходящего. Поэтому в жизни реальной ответственность учителя возрастает. На перемене или во время классного часа, даже самого обычного урока, можно обсудить новости, спросить или заглянуть в глаза своих учеников. Такой возможности Интернет и дистанционное обучение не дают. Поэтому возможность диалога, того самого диалога, который учит вести тинейджеров Ирина Валерьевна, – это еще и шанс в настоящем времени с помощью голоса, улыбки, вопросов и ответов обсудить то, о чем пишут дети в Интернете. Или понять, что их заботит. Ведь выбор фильма, песни или темы урока – это тоже ответ учителя на заявленную проблему. Не в лоб, без нотаций и назидания, но ответ, который по силе может пытливому подростковому уму дать качественный материал для размышления и выводов…Пятнадцать лет в школе, по мнению учительницы, – это «золотой возраст». Уже накоплен недюжинный опыт, нештатные ситуации не вызывают оторопи, не бросает в жар от неудобных детских вопросов. Но и усталости, и разочарования еще нет. Кстати, в интонациях Ирины Валерьевны нет ни назидания, ни стремления оценить сразу и навсегда. Шанс есть у каждого ученика. И оценка – это не приговор. Это просто оцененное знание, которое можно улучшить – выучить, понять, пересдать тему, которая отчего-то не дается.Наверное, в том числе и благодаря такому неформальному подходу Ирина Валерьевна черпает вдохновение и силы для работы с детьми. Она искренне верит, что разочарование в выбранной когда-то дороге ее не настигнет. Потому что, во-первых, английский язык – живой, вечно движущийся поток.  Он тот самый праздник, который всегда с тобой, не даст заскучать, вовремя подбросит сложную конструкцию или позабавит незнакомой идиомой. Во-вторых, не дают пасть духом дети, для которых язык – это не столько зубодробительная грамматика, сколько новые фильмы, популярные песни, спектакли и лингвистические вечеринки. Какая уж тут усталость, какое разочарование, когда кругом  кино, музыка и смех!фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте