Здравствуйте, уважаемые коллеги! Читаю вашу газету регулярно уже много лет, а вот написать решился впервые. Работаю в школе больше тридцати лет, 15 из них как директор, ко всякому, если честно, привык и ничему не удивляюсь. Каких мы только отчетов не писали – пожарным, санэпидемстанции, в налоговую, особого совершенства достигли, когда появился ЕГЭ. Я вообще-то гуманитарий, истфак оканчивал, а тут научился в уме высчитывать средний балл по математике и русскому без калькуляторов. В начале учебного года слушал выступление министра Ливанова. Он обещал снизить количество отчетов и бумаг. Надо сказать, поверил я ему, думаю, может, даже на уроки время останется, книги почитаю, самосовершенствованием займусь. А тут на днях приходит новая бумажка. Да еще с каким названием – «КИМы для неперсонифицированной оценки личностных результатов учащихся». Стал читать и… хотите верьте, хотите нет – рассмеялся. Нашим российским чиновникам в писатели-фантасты податься бы всем скопом или юморески писать, но только литературный труд не особо денежный. Это не то что КИМы неперсонифицированные составлять.
Собрал своих учителей, стал декламировать, особенно нам понравилось – «повесить на видных местах и никого не заставлять». Уже стали прикидывать мои педагоги, каков будет у нас процент уважения к Отечеству и сколько баллов мы наберем по гуманистической системе ценностей. Вот думаем, неужели нашу работу будут оценивать по таким вот абсурдным КИМам? Надеемся на понимание и помощь.С уважением Владимир Петрович Малышев, директор средней школыКИМ 1 для неперсонифицированной оценки личностных результатов учащихся (диагностируется эффективность школьного образовательного пространства для формирования личностных результатов – стремление к здоровому образу жизни, готовность к самообразованию) Задание для работников школы Повесьте в школе на видных местах не менее 10 объявлений о проведении мастер-класса тренера по оздоравливающей методике физических тренировок. Время проведения мастер-класса – после уроков. Все желающие могут прийти на мастер-класс. Форма одежды произвольная. Продолжительность мастер-класса – 20 минут. Необходимо обеспечить, чтобы классные руководители и учителя не обязывали детей прийти на это мероприятие и никак его не анонсировали специально – только информация на объявлениях (возможно разместить объявление и на сайте школы). Необходимо определить долю детей, пришедших на мастер-класс. Способ оценки Уровень 1 (недостаточный). Если доля детей менее 10 процентов – в школе недостаточно организована среда для формирования данного личностного результата учащихся. Уровень 2 (допустимый). Если доля детей от 10 до 50 процентов – в школе среда для формирования данного личностного результата сформирована на допустимом уровне. Уровень 3 (эффективный). Если доля детей более 50 процентов – в школе создана эффективная среда для формирования данного личностного результата. Бланк Первичные данные 1. Количество детей 5-9-х классов в школе (число). 2. Количество учащихся, у которых проявлены ценностное отношение к собственному здоровью и готовность к самообразованию (количество пришедших на мероприятие) (число). КИМ 3 для неперсонифицированной оценки личностных результатов учащихся (диагностируется эффективность школьного образовательного пространства для формирования личностного результата – готовность к участию в социально значимом труде, экологическое сознание, стремление к диалогу) Задание для работников школы Повесьте в школе на видных местах не менее 10 объявлений о собеседовании с кандидатами в волонтеры для участия в археологических раскопках (или ином подобном мероприятии). Время проведения собеседования – после уроков. Все желающие могут прийти на собеседование. Продолжительность собеседования – 10 минут. Необходимо обеспечить, чтобы классные руководители и учителя не обязывали детей прийти на это мероприятие и никак его не анонсировали специально – только информация на объявлениях (возможно разместить объявление и на сайте школы). Необходимо определить долю детей, пришедших на собеседование. Способ оценки Уровень 1 (недостаточный). Если доля детей менее 10 процентов – в школе недостаточно организована среда для формирования данного личностного результата учащихся. Уровень 2 (допустимый). Если доля детей от 10 до 50 процентов – в школе среда для формирования данного личностного результата сформирована на допустимом уровне. Уровень 3 (эффективный). Если доля детей более 50 процентов – в школе создана эффективная среда для формирования данного личностного результата. Бланк Первичные данные 1. Количество детей 5-9-х классов в школе (число). 2. Количество учащихся, у которых проявлена готовность к участию в социально значимом труде (экологическое сознание, стремление к диалогу) – количество пришедших на мероприятие (число). КИМ 4 для неперсонифицированной оценки личностных результатов учащихся (диагностируется эффективность школьного образовательного пространства для формирования личностного результата – уважение к Отечеству, гуманистическая система ценностей, освоение социальных норм и ролей, успешная коммуникация в общении со взрослыми, успешная коммуникация в общении с детьми) Задание для работников школы Повесьте в школе на видных местах не менее 10 объявлений о проведении социальной акции «Суд истории: наше наследие – наша гордость» (или ином подобном мероприятии). Суть акции – диалог с незнакомыми людьми относительно уважения к истории нашей страны. Время проведения акции – после уроков. Все желающие могут принять участие в акции. Продолжительность акции 1 час. Необходимо обеспечить, чтобы классные руководители и учителя не обязывали детей прийти на это мероприятие и никак его не анонсировали специально – только информация на объявлениях (можно разместить объявление и на сайте школы). Необходимо определить долю детей, пришедших на собеседование. Способ оценки Уровень 1 (недостаточный): если доля детей менее 10 процентов – в школе недостаточно организована среда для формирования данного личностного результата учащихся. Уровень 2 (допустимый): если доля детей от 10 до 50 процентов – в школе среда для формирования данного личностного результата сформирована на допустимом уровне. Уровень 3 (эффективный): если доля детей более 50 процентов – в школе создана эффективная среда для формирования данного личностного результата. Бланк Первичные данные 1. Количество детей 5-9-х классов в школе (число). 2. Количество учащихся, у которых проявлены уважение к Отечеству, гуманистическая система ценностей, освоение социальных норм и ролей, успешная коммуникация в общении со взрослыми, успешная коммуникация в общении с детьми, – количество пришедших на мероприятие (число). КомментарииГалина ЦУКЕРМАН, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, профессор, доктор психологических наук:- То, в каком виде сегодня предлагается оценивать личностные результаты, – позор для психологического сообщества. И когда об этих материалах говорят как о достижении, мне становится стыдно, что я принадлежу к этому сообществу. Я умоляю своих коллег, педагогов и всех, кому не безразличны последствия, – необходимо наложить мораторий на измерение личностных результатов! Трудно сказать, на какое время, – это должны решать профессионалы, а не чиновники.Одной из основных причин, требующих принятия этого решения, является принципиальная неготовность общества к таким измерениям… Никакое движение в эту сторону пока делать нельзя. Оно принесет исключительный вред. И это притом что я еще оставляю в стороне вопрос о несовершенстве методов, которые есть на сегодняшний день. Для доведения таких тестов до международных стандартов требуется не то время и не те методы, которые задействуются у нас сегодня при их создании. Да, измерители делаются на основании хороших, добротных методов диагностики, но эти методы создавались совсем для других целей, они еще долго будут непригодны для массовой диагностики.Общество не готово сегодня к правильному восприятию результатов измерения личностных характеристик детей. Даже если предполагается анонимная диагностика в школе, и мы вроде бы защищаем школьника, но в то же самое время мы ставим под удар учителя. Например, получены данные о том, что в 4-м «А» самооценка детей несколько ниже, чем в 4-м «Б». Из этого обыватели, которых сегодня 99,9% (если мы говорим о понимании предмета, метода и результата измерения самооценки), сделают вывод – это плохо, учитель виноват! Понятно, что профессионал по-другому интерпретирует эти результаты и не будет так категоричен в своих выводах. Нормально мыслящий диагност (редкая фигура в нашем профессиональном сообществе) хотя бы поинтересуется, а какие дети четыре года назад пришли в классы «А» и «Б». И еще спросит, есть ли запрос родителей на диагностику личности детей. В итоге от, казалось бы, невинного измерения самооценки четвероклассников пострадает в первую очередь учитель того самого 4-го «А», в котором средние показатели детской самооценки окажутся ниже «среднего по региону». На него обрушатся родители, администрация школы и т. д. В то время как на самом деле педагог, быть может, совершил подвиг…К сожалению, то, как и для чего сегодня производятся КИМы для оценки так называемых личностных результатов начальной школы, укладывается в общую клиническую картину системной болезни нашего образования. И я предлагаю не усугублять эту болезнь излишне рискованными и неподготовленными действиями, не прогибаться под каждую букву новых стандартов и наложить мораторий на массовые измерения каких бы то ни было личностных характеристик детей.Игорь ВАЛЬДМАН, заведующий лабораторией мониторинга в образовании Института развития образования РАО:- Могу сказать, что мировая практика проведения любых мониторингов качества образования состоит в том, что самому проведению предшествует профессионально-общественное обсуждение оценочной процедуры (критерии и содержание оценки, спецификация теста, форматы представления данных и т. д.). Насколько мне известно, такого обсуждения не проводилось. Мониторинг, о котором пишет в «УГ» директор школы, как мне известно, направлен на оценку качества основного общего образования, в нем должны принять участие ученики 4-х и 5-х классов. Спрашивается, зачем оценивать детей из начальной школы? Не лучше ли посмотреть на результаты обучения, например, в 8-х классах?Кроме того, примерно в эти сроки (в марте-апреле) в ряде регионов РФ будет проходить заявленная ранее апробация инструментария оценки качества начального образования (исполнитель Институт содержания и методов обучения РАО). Участниками станут школьники 4-х классов. Такая ситуация будет путать регионы, их четвероклассники должны дважды оцениваться разными инструментами.Очевидно, в этой ситуации не хватает федеральной координации. Возникает еще один вопрос: если в КИМах директорам предлагают развешивать в школах десятки объявлений, призывающих детей принять участие в той или иной акции, то что делать с теми ребятами, которые клюнули на эту удочку? Либо придется действительно проводить заявленные мероприятия (подобный сюрприз вряд ли обрадует хоть одного директора), либо надо будет признаться перед детьми, что их откровенно обманули, пригласив только для того, чтобы посмотреть, сколько человек отреагирует на приглашение. Но, похоже, авторов данного мониторинга это совсем не интересует.Галина КОВАЛЕВА, руководитель отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук:- Идея, заложенная в материалах, достаточно продуктивная и очень важная – оценить эффективность школьного образовательного пространства для формирования личностных результатов. В этих методиках не планируется оценивать результат деятельности школы, т. е. личностные качества школьника, а предполагается оценить условия, созданные для формирования личностных результатов. Но как связана данная идея с разработанными КИМами для неперсонифицированной оценки личностных результатов учащихся?По классификации измерительных материалов данные КИМы не являются измерителями для оценки личностных результатов учащихся, они предназначены для сбора контекстной информации, а именно факторов, влияющих на уровень и качество сформированных личностных результатов. Причем факторов не прямых в статистическом смысле, а косвенных.Ответим на другой вопрос: можно ли использовать разработанные КИМы для оценки эффективности школьного образовательного пространства для формирования личностных результатов?Для ответа на этот вопрос необходимо четко представлять измеряемый конструкт и его шкалу измерения, оценить валидность и надежность измерителя, а также возможность интерпретации и использования результатов измерения.В теории и практике педагогических измерений разработаны специальные методики оценки эффективности школ, в которые входит оценка эффективности образовательной среды. Они включают значительное число переменных для сбора данных и многомерные иерархические модели для анализа полученных результатов. Даже эти обозначенные позиции не дают нам основания для позитивного ответа на наш вопрос.Зададим тогда последний вопрос: что же измеряют разработанные материалы на основе данных о количестве детей, пришедших или не пришедших на объявленное мероприятие, и как связаны полученные данные с личностными качествами детей, их стремлением к здоровому образу жизни, готовностью к самообразованию, уважением к Отечеству и т. д.?Наверное, ответить на данные вопросы смогут авторы разработанных КИМов.От редакцииПоначалу мы все дружно решили, что письмо нашего читателя – это какой-то розыгрыш. В следующий момент принялись вспоминать, кому из классиков-сатириков подобный сюжет пришелся бы по вкусу: Гоголю, Зощенко, а может, Довлатову? Да, пожалуй, Довлатов, чуявший глупость и абсурд за версту, как служебная овчарка взрывчатку, оценил бы эти пассажи по достоинству. Но наши учителя не сатирики. Им не до смеха. Им бы не задохнуться в неиссякающем потоке самых немыслимых, дурацких, противоречащих логике и здравому смыслу распоряжений и указов. Вот и этот педагогический перл, если велят исполнять – будут исполнять. Как до этого уже в течение нескольких лет повсеместно организовывали среди детей мониторинг воспитанности, проводили анкетирование, высчитывали проценты патриотизма, любви к семье, к труду, к знаниям. То, что ни к чему, кроме очередных фальсификаций и потемкинских деревень, новая диагностика «эффективности школьного образовательного пространства для формирования личностных результатов» не приведет, даже и говорить не стоит. Какой педагогический коллектив согласится выставить свою школу в неприглядном свете? Поэтому, где нужно, цифры подправят, если понадобится, позабыв о добровольности исследования, пригонят на «мастер-класс тренера по оздоравливающей методике физических тренировок» не то что всех детей с первого по одиннадцатый класс – всю соседнюю военную часть и ткачих с городской фабрики заодно. Вопрос только – кому все это нужно?
Комментарии