search
main
0

«КИЦ!». или Как выйти за рамки

Создание системы Консультационно-информационных центров – Региональных центров дополнительного образования (КИЦ – РЦДО) имеет определенную педагогическую идею. В чем она заключается? В том, что мы рассматриваем повышение квалификации как открытую, самоорганизующуюся, саморазвивающуюся систему. Открытая система ориентируется прежде всего на взаимодействие с окружающей средой, на обмен информацией, на поиск партнеров по образовательному процессу, на субъектную активность участников образовательного процесса.

Анализируя организацию современной системы повышения квалификации, мы говорим о том, что таких структур, которые могли бы поддерживать связи между субъектами образовательного процесса вне зависимости от их институциональной привязки, вне особенности временных и пространственных рамок, по существу, нет. Естественно, возникает вопрос: как же дать возможность субъектам образовательного процесса выйти за рамки региональных, территориальных структур? Такой системой становится КИЦ – РЦДО, которая на организационном, содержательном и структурно-функциональном уровнях поддерживает образовательную активность субъектов повышения квалификации. Возможность каждого из них предложить свой собственный продукт, установить связь друг с другом, получить соответственно экспертную оценку того, что сделано, и тем самым отрефлексировать свой собственный уровень, свое собственное движение, свою собственную образовательную траекторию – это и есть сетевое взаимодействие, за счет которого развивается образовательный потенциал системы.

КИЦ – РЦДО – это механизм создания сети в рамках дополнительного профессионального педагогического образования, это структура, которая на организационном, структурно-функциональном и содержательном уровнях организует и поддерживает взаимодействие между субъектами образовательного процесса. Причем субъекты образовательного процесса это не только физические лица (т.е. не только педагоги), но и структурные подразделения институтов повышения квалификации, это общественные организации, в том числе общественная ассоциация «Учитель года», которая существует в России. Это могут быть центры, пункты повышения квалификации, школы, которые сами, развиваясь в инновационном режиме, имеют информационные продукты, полезные для педагогов. Принцип сетевого взаимодействия же апробирован и использовался в мега проекте «Развитие образования в России». Он, по существу, зарекомендовал себя как мощный механизм, стимулирующий образовательную активность. В Красноярском крае, Томской и Самарской областях. Например, в Красноярском крае существует сетевой университет.

В рамках сети РЦДО – КИЦ, с одной стороны, РЦДО и КИЦ выступают в качестве равных партнеров, с другой стороны, КИЦ в открытой системе образования выдвигаются в качестве регуляторов развития системы образования. Например, в инициативном порядке Академия повышения квалификации берет на себя многие функции, которые ей, собственно, уже не предписываются, и КИЦ, созданный на базе АПК (именно академии, а не какой-либо другой структуры, потому что для этого есть традиции, административные и кадровые ресурсы), может выступать в качестве такого регулятора, то есть организовывать взаимодействие. Многообразие произведенных продуктов, с одной стороны, необходимо для развития любой системы, а с другой – создает в системе неопределенность, и всегда нужен регулятор, который определяет некую планку, проводит экспертизу. С такой регулирующей функцией может справиться КИЦ.

Лариса ГОРБУНОВА, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте