Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Кибернетика + куклы = образование. Наброски к очерку о школе «Наследник»

Учительская газета, №10 от 6 марта 2012. Читать номер
Автор:

Странная она женщина, Любовь Николаевна Духанина. Другие о новых платьях мечтают, а она о новых образовательных проектах. У нее множество наград, но она не помнит о них. Написала большую работу про кукольные театры мира. Показала специалистам. Те сказали: «Готовая докторская диссертация по искусствоведению, защищай». Не стала, подумала, что перспективы у этого произведения не очень велики. Ее текстом в лучшем случае воспользуются несколько заинтересованных экспертов. Полтора года превращала почти готовую монографию-диссертацию в популярную книгу об истории театра кукол. А докторскую защитила на другую тему – о способах развития одаренных детей. К одаренным детям она относит абсолютно всех детей. Считает, что у каждого ребенка должно быть много проб, чтобы он смог почувствовать, где у него лучше получается.

Любовь Николаевна – кибернетик. Окончила по этой специальности МИФИ с красным дипломом и осталась в институте. Училась в ту пору, когда на триста мальчиков приходилось пять девчонок. Ее молодость выпала на время перестройки – время новых идей и бурных социальных практик. С ее энергией и умением общаться с людьми она не могла не оказаться в комсомоле. Стояла у истоков самого крупного молодежного жилищного комплекса в стране «Сабурово». Вместе с Андреем Разбашем создавали первое в столице кабельное телевидение.После распада страны наступили тяжелые времена для инженеров, в том числе и тех, кто окончил МИФИ. Чтобы выжить, Люба вместе со своими друзьями создает собственную компанию. Занимаются инвестициями, торговлей. Она поступает в Академию внешней торговли, осваивает профессию экономиста-международника. Обороты компании растут, но времени катастрофически не хватает, даже на детей. И тогда Люба предлагает коллегам создать школу. Это была одна из первых частных школ в России с несколькими учредителями. В первый год за парты сели пятеро учеников. Школа функционировала в офисе компании. Назвали школу «Наследник».Как-то она полетела в Бразилию на конференцию «Защита прав биосферы». Среди обсуждаемых тем была и «Предназначение человека на земле». В перерывах между заседаниями шаманы предлагали определить каждому его предназначение. Уверяли, что их знание уходит корнями к секретам майя. Она согласилась, и ей однозначно сказали, что дело ее – вести за собой детей, открывать им глаза на мир и учить их видеть то, что раньше никто другой не замечал. Она улыбнулась и выбросила из головы. Слишком много дел у нее было в Москве: проекты, сделки, контракты, договоры.Она вспомнила бразильского шамана через несколько лет, когда школа более-менее встала на ноги, получив аренду, лицензию, разработав программу, и когда дети остальных учредителей сдали выпускные экзамены. Коллеги-учредители мягко ей намекнули, что больше не намерены финансово поддерживать школу. Так она осталась одним учредителем. Размышляя о том, какие предстоит решать организационные и стратегические задачи, поняла, что чуть ли не в первую очередь придется заниматься содержанием образования. Может быть, именно тогда она сформулировала один из своих постулатов, который вошел в так называемые аксиомы Духаниной: «Суперпрофессионалом можно стать лишь тогда, когда относишься к своей работе не как к карьере, а как к способу собственной жизни и собственного развития».Но главный вопрос все же был, как добиться финансовой и правовой стабильности. Фактически школа пережила три финансовых кризиса. Третий кризис прошел наиболее спокойно. Но если бы он носил затяжной характер, то «Наследнику» было бы не сдобровать. Очень много частных школ закрылось. Первый финансовый кризис заставил Духанину думать о том, как действовать в его условиях, какой выработать алгоритм противодействия ему: снижать оплату или повышать ее, возлагая нагрузку на тех родителей, что остались. Понятно, что снижение автоматически приводит к уменьшению фонда оплаты труда. В первых негосударственных учреждениях зарплата учителя была в 5-10 раз выше, чем в государственной школе. Сегодня только в незначительном количестве частных школ зарплата выше, чем в бюджетных. Те, кто пошел на резкое уменшение цены, закрылись. Потому что через два месяца у них не осталось средств даже на коммунальные платежи. Для большинства частных школ больная проблема – помещение: все аренды краткосрочны. Цены повышаются, каждый год растут коммунальные платежи. Духанина считает, что финансовая стабильность во многом не зависит от руководителя. Слишком много внешних воздействий. Вот качество образования – это результат работы коллектива. Раз не обеспечиваешь, то сам виноват. А с финансами бывает так, что в декабре узнаешь о повышении налогов на 20 процентов, а твой бюджет на следующий учебный год уже давно сформирован. Уважающее себя образовательное учреждение не станет менять заявленные финансовые условия для родителей. Они ведь тоже планируют свой бюджет.«Наследник», как и все школы, много и часто проверяют. Можно договориться с проверяющими за соответствующую сумму, чтобы они не заметили недостатков, не штрафовали. Заплатишь – и спокойно жди следующей проверки. Любовь Николаевна раз и навсегда выбрала для себя другую стратегию – соответствия. Она требует ежедневных колоссальных затрат. Духанина не договаривается с проверяющими, чтобы от них не зависеть. Ее вторая известная аксиома: «Самое дорогое в жизни – это независимость. Для того чтобы обеспечивать свою независимость, нужно очень много работать. И вкладывать в школу».Накануне юбилея Пушкина Любовь Николаевна вместе с учителем литературы составила список 53 героев поэта и попросила известную художницу изготовить коллекцию фарфоровых кукол. Устроили выставку в школе. Стало понятно, что для таких проектов нужна галерея. Взяли в аренду в Сабурове в жилом доме на первом этаже помещение и устроили там художественную галерею. Первыми посетителями оказались дети из «Наследника», они могли подержать кукол в руках, рассмотреть детали одежды. Затем эта выставка экспонировалась в музее Пушкина, в Дании, в центральной ратуше Копенгагена.«Считается, что когда у куклы появляются глаза, нос, лицо, она становится реальным членом коллектива, – рассказывает Любовь Николаевна. – Когда мы делали в нашей галерее выставку кукол театра Образцова, а делали мы ее в канун Рождества, то замечали на следующее утро, что черт всегда находился в другом месте, не там, где мы его оставляли. Или стоял в другой позе. Я жалею, что не зафиксировала это на видео. Очень часто ребенок использует куклу как своего друга, с которым он делится переживаниями. Мы с удовольствием используем перчаточную куклу в работе с детским садом. Очень многие вещи, которые ребенок не может напрямую высказать взрослому, он может сделать от лица куклы. Надо только дать возможность ребенку творить, необязательно действовать по тем сценариям, которые напечатаны, жестко закреплены. Дайте возможность детям самим сочинить сказку, сыграть по ней спектакль, и они постараются через нее решить свои эмоциональные и психологические проблемы. Кстати, первичная реакция ребенка на куклу всегда позитивна, чего не всегда удается добиться в учебном процессе. Вошел учитель, и чтобы отношение к нему было позитивным, ему надо это заслужить. Я уверена, у куклы есть колоссальный ресурс. Его надо научиться верно использовать».«Наследнику» девятнадцать лет, средний стаж учителей в школе -14,5 года. Несколько человек защитили докторские и кандидатские диссертации. Любовь Николаевна не забывает повторять всем, кто занимается научной работой, известные слова: «Вы будете в научном плане правы только при условии, что не потеряете связь со школой и каждую неделю будете выходить к доске и давать уроки. Это будет гарантией того, что все ваши научные изыскания в области педагогики будут корректными». Главная задача, стоящая перед педагогическим коллективом школы, – научить ребенка мыслить. Здесь уверены, что образование по мере взросления ребенка все больше должно становиться самообразованием, то есть образованием самого себя, а педагог – это человек, создающий условия, при которых ученик становится творцом собственного развития.«Профориентация – это не обучение конкретной профессии» – это тоже аксиома Духаниной. Она считает, что профориентация – это воспитание готовности работать, учиться, идти на риск и принимать на себя ответственность. Молодой человек делает первый шаг к успешности и благосостоянию, когда понимает: «Я сам за себя в ответе. Государство должно лишь создать рамочные условия, для того чтобы я сам смог обеспечить себе достойную жизнь». Через несколько лет после окончания школы спросили выпускников, чему они научились в «Наследнике»? Большинство ответов похожи на эти: «Научился работать с собой, своими целями и мотивами», «Научилась думать системно и методично, всматриваться и видеть», «Не бояться работы, которую не знаю, и не сомневаться в том, что справлюсь», «Проявлять инициативу и не бояться задавать вопросы, в том числе и кажущиеся глупыми».Чтобы отобрать для себя персонал, коммерческие фирмы проводят интеллектуальные игры. В «Наследнике» их тоже проводят. Дети делятся на команды. Каждая получает задание. В ходе выполнения этих заданий иногда появляется ребенок, который начинает всех организовывать. Это человек с прирожденными качествами лидера. Команда решила задачу, выбрала докладчика… Так вот максимальный балл получает не докладчик, не тот, кто лучше и быстрее отвечал на вопросы, даже не тот, у кого самые глубокие знания, а тот участник игры, который четко распределял роли для решения общей задачи. Который смог внутри только что созданного коллектива оптимально распределить роли, что привело к успеху. И таких людей так же мало, как выдающихся музыкантов, физиков и художников. Духанина тоже лидер. Она умеет не только распределять роли, выстраивать стратегию, но и видеть мелочи.Гуляя с ней по школе, мы как раз и разговаривали об этих мелочах, которые делают школьное пространство безопаснее, занятия – интереснее, настроение – веселее, жизнь – красочнее. На каждом этаже своя выставка. Коллекция лягушек, драконов, рисунков. Мне понравились драконы, я к ним всегда был небезразличен, особенно один поразил меня – настоящее произведение кукольного искусства. Любовь Николаевна объяснила: дети приносили из дому драконов, и она, чтобы не отставать от них, тоже принесла. Ей он достался от китайского кукольного театра, который выступал на фестивале, посвященном столетию Образцова. Дракона поместили на выставку, а она детишкам рассказала про жизнь драконов на сцене.Я насчитал двадцать одну выставку детских поделок. Особенно много их было на территории детского сада. «Моторика не развивается там, где с ней не работают», – еще одна аксиома Духаниной. В детском саду две сушилки с вытяжкой: одна для обуви, другая для верхней одежды, вернулись с улицы, развесили – через час все сухое, можно снова отправляться гулять. На полу у кроваток коврики из натуральной овчины. Оказалось, это самый подходящий материал. Купили несколько велосипедов, чтобы научить кататься тех, кто не умеет. Туалеты во всем здании, как в пятизвездочном отеле, – все начищено, блестит, цветная плитка, никаких запахов. Все шкафчики в раздевалках из натурального дерева. Девять систем вентиляции. В классах парты с регулируемым наклоном и две конторки Базарного. Дубовый паркет для класса хореографии выбирали месяц. В бассейне, где три дорожки по двадцать пять метров, а у спуска в воду лежат массажные коврики, девять раз в день компьютер меняет воду. В художественной студии крыша стеклянная, чтобы падал естественный свет…Учение в центре начинается с детского сада, который размещается в блоке на первом этаже с отдельным входом. Начальная школа занимает отдельный блок этажом выше. В каждой классной комнате – зона отдыха. В средней и старшей школе действует предметно-кабинетная система. Учебные лаборатории химии, физики и биологии оснащены на уровне лучших университетских лабораторий мира. Информационное пространство спроектировано с учетом перспективы развития технологий. Доступ в Интернет – из любой точки здания. В центре образования «Наследник» две компьютерные лаборатории. В одной разместился кабинет информационных технологий, другая является помещением единственного в России, да и в мире, детского биржевого центра. Здесь в реальном времени можно отслеживать котировки акций, фондовые индексы мировых валют и совершать сделки на финансовых рынках в реальном времени, в том числе и через мобильные терминалы. Гордость центра – библиотека, насчитывающая свыше 40000 томов учебной, художественной, методической и справочно-энциклопедической литературы. Среди уникальных и раритетных изданий – книжные памятники конца ХVIII века и переданные в дар школе издания с автографами авторов. В актовом зале орган, изготовленный на старейшей фабрике Италии, и концертный рояль KAWAI. На открытии зала выступали солист Сеульской оперы, он же профессор Сеульской консерватории Ли Ён Сон и солист Большого театра Юрий Баранов.Учебный план «Наследника» состоит из базовых дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом, обязательных групповых дополнительных занятий (стандарт «Наследник») за счет времени второй половины дня и дополнительных занятий по выбору учащегося и его родителей во второй половине дня (стандарт «Наследник» по выбору). Предпрофильная и профильная подготовка и дополнительное образование организованы через систему предметных кафедр – тематических школ. Это междисциплинарные программы, позволяющие ребенку погрузиться в выбранную им область знаний или творческой деятельности. Таких тематических школ сегодня в «Наследнике» пять – школа технологий, школа бизнеса, школа коммуникаций, школа искусств и cпортклуб.За творческие работы-сочинения здесь никогда не ставят отметок, не оценивают грамотность, чтобы не загонять детей в рамки, не ограничивать полет фантазии незнанием того или иного слова. Ведь ребенок, особенно младших и старших классов, не может одновременно справляться с несколькими разными и сложными задачами. И кроме того, иногда это убивает творчество. Творческие работы публикуются в журнале «Наследник». Ошибки проверяют и исправляют другие школьники – корректоры журнала. Причем в этой роли себя может попробовать любой ученик вне зависимости от возраста. Идея «от маленького писателя – к большому читателю» реализуется здесь на практике, когда изучение художественной литературы предполагает занятия литературным творчеством. Используется подход М.Бахтина: не существует ни автора без читателя, ни читателя без автора, так как читать не значит «читать текст, но читать автора. А чтобы действительно «вычитать» автора в тексте, ребенок должен иметь свой опыт «бывания» в позиции автора, то есть сочинять литературно-художественные тексты».В школе есть свое радио. Однажды спросили детей: «Зачем вы приходите на радио?» Одна девочка ответила: «Хочу, чтобы меня услышали». Этот ответ стал негласным девизом школьного радиоканала. Хорошо, когда тебя слышат! Родители, бабушки, дети, учителя вечером в четверг открывают сайт школы и слушают новый выпуск радиопрограммы.Надо сказать, что школа особенно гордится одной уникальной наградой – дипломом за победу в Международном конкурсе инновационных школ мира, проводимом компанией «Майкрософт». «Наследник» стал третьей российской и единственной негосударственной школой нашей страны, победившей в этом состязании….Недавно мы были вместе с Любовью Николаевной в Нижневартовске. Наш самолет улетал рано. Надо было проснуться в пять утра. Меня дежурная разбудила, а Духанину забыла. Спустился я вниз, жду-жду, а ее все нет, звоню в номер. «Спасибо, что разбудил. Буду через десять минут». Ровно через десять минут мы уезжали в аэропорт. Духанина, как всегда, была элегантно причесана, незаметно подкрашена, в одном из своих любимых костюмов в стиле Шанель… В той командировке я понял, что Бог, кроме всего прочего, наградил ее еще и немыслимой работоспособностью…Досье «УГ»Любовь ДУХАНИНА, президент образовательного холдинга «Наследник», профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики естественно-научного образования МИФИ, первый заместитель председателя Комиссии по образованию и науке Общественной палаты, заместитель председателя Общественного совета при Минобрнауки, председатель попечительского совета Фонда им. С.В.Образцова. Автор многочисленных монографий и публикаций на темы образования и воспитания.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту