Интерес к изучению иностранных языков в Москве постоянно растет. Чтобы это подтвердить, достаточно привести данные о выборе столичными выпускниками единого государственного экзамена по иностранным языкам: в этом году почти 28% одиннадцатиклассников выбрали ЕГЭ по английскому языку, хотя в среднем по стране эта цифра не превышает 10%. Московские выпускники составили почти пятую часть от всех участников ЕГЭ в стране по английскому языку и три четверти всех участников ЕГЭ по испанскому языку.
Понятно, что в рамках региональной системы оценки качества образования учебным достижениям школьников по иностранным языкам уделяют пристальное внимание. Здесь кроме ЕГЭ и ГИА-9 Московский центр качества образования (МЦКО) ежегодно проводит независимые диагностики по английскому языку для учащихся разных классов. Результаты и экзаменов, и диагностик фиксируют достаточно высокие результаты. Например, по результатам наших прошлогодних диагностик более 40% учащихся 10-х и 11-х классов продемонстрировали высокий и повышенный уровни подготовки, а по результатам ЕГЭ по английскому языку количество не преодолевших минимальную границу в Москве в 6 раз меньше, чем в среднем по России.Во всех этих случаях используют измерительные материалы, подготовленные российскими специалистами в области преподавания иностранных языков. Однако столичным школам необходимо не только сравнивать себя с другими регионами страны, но и понимать, соответствует ли качество обучения по иностранным языкам международным требованиям, такая возможность у московских школьников есть. Уже третий год существует совместный проект МЦКО и Департамента экзаменов по английскому языку Кембриджского университета (Cambridge English Language Assessment) по диагностике уровня языковой компетенции в столичных школах.Cambridge English Language Assessment – мировой лидер в области независимого языкового тестирования и имеет столетний опыт приема экзаменов по английскому языку как иностранному. Кембриджские сертификаты наиболее престижны, их признают более чем 13000 организаций во всем мире: ведущие университеты, министерства образования различных стран, работодатели.Основное направление сотрудничества Департамента экзаменов по английскому языку Кембриджского университета и Московского центра качества образования – оценка качества подготовки столичных школьников по английскому языку в соответствии с международными стандартами. В рамках этого проекта в московских школах проводят независимые диагностики по английскому языку.В прошлом году уровень языковой компетенции диагностировали в 5-х и 10-х классах тех образовательных учреждений, которые реализуют программы углубленного изучения английского языка. В Москве школы участвуют в любой диагностике исключительно на добровольной основе, но серьезные испытания по международным тестам решили пройти 119 столичных школ. В тестировании принимали участие 184 класса и 3977 учащихся 5-х классов, 152 класса и 3035 учащихся 10-х классов. Школы – участницы тестирования оказались достаточно равномерно распределены по разным округам столицы (конечно, с учетом общего числа школ в каждом округе), то есть полученные результаты отражают реальное состояние преподавания иностранного языка на углубленном уровне в целом по всему городу.Разработка тестов Cambridge English Language Assessment базируется на коммуникативном подходе к изучению английского языка, а подбор заданий осуществляется таким образом, что их выполнение отражает способности учащегося к использованию языка в реальной жизни. Оценка языковой подготовки в Кембриджских тестах осуществляется в соответствии с общеевропейской системой уровней владения иностранным языком, используемой в Европейском Союзе (Common European Frameworkof Reference, CEFR). В системе CEFR выделяют три крупные категории владения иностранным языком: А – элементарное владение, В – самостоятельное владение и С – свободное владение, а каждая категория делится в свою очередь на два уровня, например, в категории С выделяют С1 – уровень профессионального владения и С2 – уровень владения в совершенстве. Для каждого уровня описывают умения, которыми должен владеть учащийся в устной и письменной речи, при чтении и аудировании, а также указывают необходимый словарный запас (в долях по отношению к словарному запасу самого высокого уровня владения языком).Тесты и для 5-х, и для 10-х классов содержали по 40 вопросов на 40 минут и ставили учащихся в гораздо более сложные условия по сравнению с ситуацией выполнения тестов, созданных по отечественным меркам. Задания теста проверяли умение определять ответные реплики в диалоге, понимание лексико-грамматических структур на уровне предложения и на уровне текста, умение читать тексты в соответствии с заданным уровнем сложности и понимать не только явно заданную в тексте информацию, но и выделять отдельные детали, отношения или мнения.Каковы же результаты московских школьников в этом тестировании по международным материалам? Около 45% пятиклассников продемонстрировали уровень владения английским языком А2. Они понимают отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни; в простых выражениях могут рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни. Еще 40% учащихся 5-х классов показали достижение предыдущего по сложности уровня той же категории. Они понимают и могут употреблять в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач; отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых; могут участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь.Что касается десятиклассников, то в среднем 13% продемонстрировали свободное владение английским языком (уровень С1), причем в некоторых школах (например, №1223, 1297, 1944) этого уровня достигли более половины учащихся, участвовавших в тестировании. Они могут говорить на английском языке в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений, успешно читают и понимают достаточно большие по объему и сложные тексты на различную тематику, могут создавать собственные детальные и хорошо выстроенные сообщения на сложные темы.Более 70% московских десятиклассников из школ с углубленным изучением английского языка показали владение языком на уровнях В1 и В2. Учащиеся этой большой группы понимают основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге, умеют общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка, понимают общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты, говорят достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон.Построение тестов Cambridge English Language Assessment позволяет не только определить уровень владения иностранным языком для каждого учащегося, но и проранжировать школы – участницы проекта в зависимости от среднего показателя результатов их обучающихся. Оказалось, что в основной школе около трети школ-участниц соответствуют уровню А2, а в средней школе немногим более трети школ – уровню В2, а 2% работают на уровне С1 – свободного владения иностранным языком.Сотрудничество МЦКО с Cambridge ESOL успешно развивается, в этом году запланировано проведение диагностики для учащихся более широкого круга школ, реализующих базовые программы подготовки по английскому языку. Это позволит сравнить преподавание по разным образовательным программам и наметить пути повышения качества подготовки по английскому языку всех московских школьников. Кроме того, достигнута договоренность о совместной работе Cambridge ESOL и МЦКО по повышению качества и надежности наших собственных измерительных материалов по английскому языку.Алексей РЫТОВ, директор Московского центра качества образования
Комментарии