search
main
0

Кем же был Пятачок? Интегрированный урок обобщающего повторения

Представьте себе такую ситуацию: пятница, последний урок перед выходными. И именно на этом уроке, который с полным правом можно назвать уроком “Развития познавательных способностей”, учитель осуществляет интеграцию и обобщение всего, что дети усвоили за последнюю неделю, вовлекая их в активную поисковую познавательную деятельность при помощи игровых методик, мотивируя школьников на дальнейшую работу.
Приведем пример такого урока (или блока уроков) на материале, пройденном в первом классе. Приемы составления заданий, по нашему мнению, могут оказать неоценимую помощь, в том числе и на уроках актуализации ранее усвоенного – в начале второго класса.

Для начала выделим основные понятия, которые дети должны были усвоить в первом классе:

Русский язык, звуки и буквы
– Гласные-согласные;
– мягкие-твердые;
– различение И и Й;
– обозначение мягкости при помощи Е, Е, И, Ю, Я;
– правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
– мягкий знак в середине и на конце слова;
– деление слова на слоги;
– ударение.

Математика
– Сложение и вычитание в пределах 10;
– чтение и запись чисел от 0 до 20;
– понятие об однозначных и двузначных числах;
– разряды единиц и десятков;
– математические знаки – больше, меньше, равно, плюс, минус;
– геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, понятие прямая и отрезок.

Окружающий мир
– Живая-неживая природа;
– времена года;
– растения и животные (дикие и домашние).
А теперь предложим вашему вниманию варианты развивающих приемов проверки, обобщения и систематизации ранее усвоенного, которые учитель может включать и компоновать в зависимости от целей того или иного урока.

Интегративная разминка
Как можно быстрее ответьте на следующие вопросы:
– Сколько месяцев во времени года? А дней в неделе?
– От левого соседа шестерки отнимите число между двойкой и четверкой. Сколько получилось?
– К какому времени года относится март? Какой он по счету в году? А в своем времени года? А в каком месяце после летних каникул начинаются занятия в школе?
– Даны два слова: каша и лоб. В каком из них больше гласных? А согласных?
– Какое число больше: 3 или 8? Правда ли, что пять меньше девяти?
– Когда цветут яблони: в мае или октябре?
– Сколько десятков в числе 21? А единиц в 18?
– Какой месяц идет после января? А предшествует апрелю?
– Сколько букв “О” в слове трава?
– В ряду 3,8,12,9 каких чисел больше – однозначных или двузначных?
– Сколько в слове, обозначающем маму теленка, букв, предшествующих букве “П” в алфавите?
– Сколько числительных в ряду от 1 до 10 начинаются с буквы “Д”?
– С маленькой или большой буквы вы напишете название столицы нашей страны? А как она называется? Сколько в этом слове букв “А”? А слогов?
– Сколько букв в ответе на загадку: “Сидит девица в темнице, а коса – на улице”?
– Сколько букв “Ы” в слове камыши?
– Чем является число 5 в примере 2 + 3 = 5?
– Какие птицы были дикими в сказке Андерсена? Что их объединяет с “Гадким утенком”?
– Какое число надо вычесть из 10, чтобы получить 3?
– Кто являлся диким предком свиньи? А собаки?
– Правда ли, что сумма чисел 2 и 5 равна разности чисел 10 и 1?
– Какая порода была у Артемона? А кем был Пятачок?
– Правда ли, что береза – это хвойное дерево? Назовите три любых хвойных дерева. А под силу ли вам назвать не менее пяти лиственных деревьев?
– Является ли общее число времен года четным числом?
– У вас есть монеты достоинством в 1,2,3 и 5 копеек. Сколько существует вариантов набора из них суммы в 8 копеек?
– Где пальцев больше – на левой руке или правой ноге человека?
– В названиях каких месяцев года в русском языке на конце слов произносится мягкое “Р”?
– Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число, рис – в хищное животное?
– Первое выражение 4+4, второе 6+4. Какое из них больше?
– Что больше, 4+4 или 4х4?
Приведем пример аналогичного задания, которое может быть использовано не только в так называемой разминке, но и, например, при проведении словарного диктанта.
Разминка на актуализацию знаний по правописанию жи-ши, чу-щу, ча-ща.
Дети, отвечая на вопросы вслух, объясняют написание орфограммы или могут просто ее молча записывать, а затем все вместе проверяют.

Кто это? Что это?

– Рыба, выполнявшая все желания сказочного Емели.
– Нога-галоши, колесо – …
– …прожить – не поле перейти.
– Летний загородный дом.
– Противоположность слову редко.
– “Пеппи Длинный…”
– То же самое, что и еда.
– Дождевое облако.
– Как называется самое длинношеее животное?
– “Тише,…, кот на крыше”.
– “Купила мама Леше отличные…”.
– Противоположность слову узкий.
– Его, судя по поговорке, в мешке не утаишь.
– Если разгорелся пожар, что с ним надо делать?
– И металлическая болванка, и грязный поросенок.
– Березовый лес.
– Посуда для заварки напитка.
– “Ноги” осьминога.
– И индийский, и краснодарский, и “Lipton”.
– Борьба не на…, а на смерть.
– Вилок капусты называется…
– И грузовая, и легковая, и стиральная.
– Щи да каша – … наша.
– Какое слово пропущено в поговорке: “На то и… в реке, чтобы карась не дремал”.

Литературная разминка
Назовите автора, написавшего произведение про:
– Насекомое, нашедшее нагревательный прибор для приготовления чая.
– Человека, надевшего на голову посуду для выпечки блинов.
– Деревянного мальчика, проткнувшего своим носом холст.
– Врача, лечившего зверей в Африке.
– Девочку, уронившую в речку круглую надувную игрушку.
– Троих розовых животных с пятачками, которым с трудом удалось обмануть злого волка.
– Умного работника священнослужителя, носившего “глупое” прозвище.
– Семерых братцев, попавших в беду, когда их любимая мама ушла за молоком.

Цифровой диктант
Вы должны ответить на мои вопросы словами ДА или НЕТ и, в случае если вы согласны с моим утверждением, поставить цифру 1, а если считаете утверждение неверным – 0. Правда ли, что:
– В неделе 7 дней.
– Волга – это большое озеро.
– Заяц бывает и беляк, и русак.
– Медведь зимует в норе.
– Медведь бывает и бурый, и белый.
– Если у человека коричневые глаза, его называют кареглазым.
– Отчество человека дают по имени папы.
– Мама вашей мамы вам является бабушкой.
– Если 12 лап, то это две кошки.
– Трио – это три музыканта.
– 4 колеса – это две машины.
– В крыловском квартете 4 животных.
– В имени девочки, которая плачет, уронив в речку мячик, 4 буквы.
Итоговый ответ:…

Слоги
Перед вами пары слов. Как можно быстрее расставьте вместо * знаки <, >, или = в соответствии с количеством слогов в них:
КАША * МИР
ДИВО * ДЕРЕВО
ПЕРЕЦ * КИНО
СОСНА * БЕРЕЗА
ПЕНА * ДОМ
ТОМ * КЕДР

Развиваем слуховую память
Учитель сначала читает детям слова, а они выделяют ударную букву и записывают ее порядковый номер в слове, например КАША – 2, КИПАРИС – 6…
ЛИСА, ПЕРСИК, КНИГА, ЛИНЕЙКА, ЛИНИЯ, МЕТРО, ТРАВА, ПОРОСЕНОК
Должно получиться следующее: 4 2 3 4 2 5 5 6
Затем предлагаем поработать и с услышанными раньше словами, и с полученными числами, развивая и СЛУХОВУЮ память детей:
– Сосчитайте сумму полученных чисел.
– Каких чисел в ряду больше – наименьших или наибольших?
– Сколько слогов было в последнем слове?
– В скольких словах по 4 буквы?
– Вспомните первое слово.
– В скольких словах был слог ЛИ?
и т.д.

Тренируем зрительную память
Посмотрите внимательно в течение одной минуты на названия следующих овощей и попытайтесь их запомнить в том же порядке. Затем вы должны закрыть картинку и ответить на мои вопросы.
ОГУРЕЦ ЛУК МОРКОВЬ РЕПА ТОМАТ
– Сколько всего овощей вы увидели?
– Есть ли среди них овощи, чьи названия начинаются на одну и ту же букву?
– Сколько слов начинаются с согласной буквы? А с гласной?
– Сколько слов заканчиваются на согласную? А гласную?
– Расставьте все слова в алфавитном порядке.
– Расставьте все слова в соответствии с количеством букв в них.
– Какой овощ является тем же самым, что и помидор?
– Каким овощем был Чиполлино?
– Какие овощи являются ответами на следующие загадки:
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Без окон, без дверей, полна горница гостей.
Ее тянули-тянули трое людей и трое животных – еле-еле вытянули.
Сто одежек – и все без застежек.

Тренируем внимание
– Перед вами ряд чисел. Под каждым из них как можно быстрее подпишите, сколько ему не хватает до 10. Например, у восьмерки надо было бы написать 2 и т.д.
8 3 5 2 4 1 9 7 6
Соедините одинаковое количество букв:
КАША I 9-5
ПИРОГ I 4-1
РУЧЬИ I 5-2
МЕСТО I 3+2
ГРИБ I 10-5
РАЙ I 3+1
КОТ I 2+3
Слова с одинаковым количеством слогов:
ПРИМЕР I НОС
АРМИЯ I РАСТЕНИЕ
СОН I КОБРА
КОРОБОЧКА I ПОГОДА

Интегративное задание
(Окружающий мир + русский язык)
У детей в тетради две колонки:
“Ь” на конец слова “Ь” в середине слова
Учитель читает загадку, называя ее порядковый номер. Дети про себя на нее отвечают, получая слово с “Ь” и в соответствии с условием записывают лишь номер ответа в нужную графу:
1. Муж лошади – конь.
2. Кем была мама Пятачка?
3. День недели между воскресеньем и вторником.
4. Время года перед зимой.
5. Второй летний месяц.
6. Серая юркая любительница сыра.
7. Время суток между утром и вечером.
8. “Папа, мама, я – дружная…”
9. На этом дереве растут финики.
10. Рыба – чешуя, птица…
11. Женский день – март, Новый год – …
12. Время года – три, полугодие-…
Ответ:
“Ь” на конце слова 1,4,5,6,7,11,12
“Ь” в середине слова 2,3,8,9,10
Наталья ВИНОКУРОВА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте