search
main
0

Казни с судом, а не с яростью . Тема «Преступление и наказание», 10-й класс

«Перед судьей стоял человек, которого обвиняли во взяточничестве. Все говорило за то, что он виновен, и судье только и оставалось, что вынести приговор. Судья был мудрым человеком. Он предложил обвиняемому три наказания на выбор: либо заплатить 100 монет, либо получить 50 палочных ударов, либо съесть 5 килограммов лука. Осужденный с радостью согласился съесть лук. С трудом осилив килограмм, он уже не мог без отвращения смотреть на эти дары природы. Слезы ручьями текли по лицу, все тело горело изнутри. Взмолился нарушитель к суду и попросил заменить лук ударами палок. Он продолжал радоваться, что сэкономил свои деньги, так как был очень скупым человеком.

Судебный исполнитель раздел его и положил на скамью. Уже при одном виде палача мощного телосложения и гибкой розги в его руках беднягу охватила дрожь. Каждый удар по спине оказался нестерпимо болезненным и на десятом обвиняемый стал умолять заплатить 100 монет. Так недальновидность, глупость и жадность могут привести к тяжелой расплате, и человек, решив нарушить законы, тяжело расплачивается за это».

Почему, на ваш взгляд, судья вынес такой приговор? Справедлив ли был вынесенный приговор и почему? Может ли такое решение вынести современный судья и почему?

Почему люди нарушают законы?

Одной из самых серьезных проблем человечества на протяжении всей истории его существования является преступность. Сегодня мы ежедневно узнаем из сводок происшествий о многочисленных нарушениях законов. В чем же истоки преступлений? Почему эта проблема, несмотря на все попытки ее решения, остается острой до сегодняшнего дня? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Когда-то ученые-утописты Томас Мор и Томмазо Кампанелла описывали будущее коммунистическое общество, где труд будет творческим и свободным, собственность – общей, а преступления исчезнут вместе с законами и государством, потому что люди станут следовать справедливым правилам жизни не под страхом наказания, а по доброй воле. Однако эти мечты так и не воплотились в реальной жизни.

Неужели соблюдение законов должно держаться на боязни наказания? Одна из теорий гласит, что некоторые люди изначально имеют врожденную склонность к преступлениям и их можно даже определить по некоторым внешним чертам. Чезаре Ломброзо дал подробное описание внешности «типичного преступника». В фильмах нередко используется определенный типаж уголовника – короткая стрижка, щетина, темные волосы, широкое лицо, небольшие глаза. Встретив похожего человека на улице, нередко услышишь в разговоре прохожих: «Вот этот человек – типичный преступник» или нередко встречается другая фраза: «Человек с такой внешностью не может быть преступником!». Возникает определенный стереотип восприятия человека в зависимости от его внешности. Но так ли это? Вспомните сюжет фильма «Джентльмены удачи», где два похожих друг на друга человека оказались по разные стороны границ закона – матерый преступник-рецидивист и директор детского сада. Практика показывает, что далеко не всегда человек «с интеллигентной внешностью» соблюдает закон, а иногда даже она помогает ему прикрывать преступную деятельность.

Сегодня в научном мире не существует общего мнения по проблеме причин сохранения высокой преступности в современном мире. Одни видят их в имущественном неравенстве, другие – во врожденных психических склонностях, третьи – в системе образования и воспитания, четвертые – в отходе от религиозной веры и установленных правил поведения, пятые – в государственном устройстве, шестые – в несовершенстве самих законов, седьмые – в силе наказания, восьмые – во влиянии на человека социальной среды, воздействии других людей и целых групп на отношение личности к законам. Список можно продолжать до бесконечности. Но есть ли один ответ для всех случаев жизни?

Как вы считаете, почему возрастает или снижается преступность? Какова роль наказаний в предотвращении нарушения законов?

Немаловажную роль в соблюдении законности играет общественное мнение. Если большинство граждан страны не знают законы или не считают их справедливыми, то это создает благоприятную почву для преступности. Вместе с тем не следует забывать о важном юридическом принципе, гласящем: «Незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение». На Востоке есть выражение: «Укравший верблюда и укравший иголку – оба воры». Не зря же в древности говорили, что путь к убийству начинается с мелкой провинности, оставшейся безнаказанной. Поэтому любое нарушение законов может привести в дальнейшем к серьезным последствиям.

Правонарушения и преступления

Любое нарушение установленных в государстве законов является правонарушением. Правонарушение – деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом. У каждого правонарушения есть общие обязательные признаки, независимо от того произошло убийство или человек не оплатил свой проезд в общественном транспорте:

1. Это деяние, которое может быть совершено в форме действия или бездействия. Например, поджог, кража, угон машины, нападение на человека являются действиями; а неоказание помощи врачом, отказ пожарников выполнять свои функции, невмешательство ветеринара во время эпидемии, неуплата налогов – деяния в форме бездействия. При этом следует помнить, что мысли людей, пока они не выражены в определенных деяниях, в демократическом обществе не могут считаться правонарушением, что часто происходит в тоталитарных и авторитарных государствах.

2. Противоправный характер – деяние должно быть запрещено нормами права.

3. Дееспособность лица, совершившего деяние, достижение определенного возраста и его вменяемость. Если правоспособностью каждый гражданин обладает с рождения, то дееспособность наступает с определенного возраста. В России установлено, что в большинстве случаев частичная ответственность за правонарушения наступает с 16 лет, а полная – с 18 лет. Однако за наиболее тяжкие преступления (убийства, разбойные нападения, террористические акты) уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. Кроме того, человек должен обладать способностью контролировать свое поведение и быть в состоянии нести ответственность за свои действия – это называется в юриспруденции деликтоспособностью.

4. Виновность – сознательное нарушение при наличии свободы выбора. Совершение правонарушения под угрозой смерти или при психическом воздействии освобождает человека от ответственности. Виновность может быть в форме умысла (лицо осознавало опасность своего поведения, предвидело наступление опасных последствий, желало их или допускало возможность их наступления) или неосторожности (лицо предвидело возможность наступления опасных последствий, но рассчитывало на их предотвращение или не предвидело, но должно было предвидеть). Например, человек может заранее обдумать и приготовиться к убийству, а может превысить скорость движения машины и сбить человека насмерть. И в том, и в другом случае он будет отвечать за убийство, но при этом степень виновности будет различной.

5. Общественная опасность – причинение вреда другим людям или обществу в целом. Не считается правонарушением действие при необходимой обороне или крайней необходимости (когда причиненный вред меньше, чем тот, который мог быть причинен). Например, отпор хулигану не будет квалифицироваться как его избиение, но только в том случае, если человек не превысил своих прав. Если же защита превратилась в избиение или убийство при том, что первоначальная опасность была невелика, то суд, рассмотрев все обстоятельства дела, может признать человека виновным в превышении полномочий при необходимой обороне.

В зависимости от степени общественной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления посягают на наиболее важные сферы общественных отношений, влекут за собой более серьезные последствия и поэтому за их совершение предусматриваются особые наказания. Преступления и наказания за их совершения перечислены в Уголовном кодексе РФ. Причем наказания назначаются не только за совершение преступления, но и за покушение на него или соучастие.

Проступки отличаются меньшей общественной опасностью, они делятся на гражданские (нарушение договора, посягательство на авторские права и др.), административные (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения, несоблюдение пожарной или санитарной безопасности, нарушение правил поведения в общественных местах и т.п.) и дисциплинарные (опоздание на работу, отказ от выполнения своих обязанностей или их частичное невыполнение, несправедливое увольнение работника).

Конечно, между проступком и преступлением существует огромная разница, но жизнь показывает, что будущие преступления часто начинаются с того, что человек безнаказанно совершал проступки. Поэтому борьба с самыми малейшими нарушениями закона не менее важна, чем борьба с преступностью.

Многие связывают правонарушения только с преступлениями. Однако подчас от проступка до преступления один шаг: человек, превышающий скорость при управлении машиной, может сбить пешехода, и тогда уже наступает не административная ответственность в виде штрафа, а уголовное наказание за причинение телесных повреждений или даже убийство; механик, халатно отнесшийся к обслуживанию самолета, в случае аварии станет также виновником гибели людей. Казалось бы, мелкие повседневные отклонения от установленных правил и законов приводят часто к серьезным трагедиям. Поэтому о законе надо думать не только в крайних случаях, но и в повседневной жизни.

Особо опасные правонарушения – преступления

Наиболее тяжкими и опасными видами правонарушений являются преступления. Их перечень дается в Уголовном кодексе РФ, который вступил в силу с 1997 г. Все преступления разделяются по степени тяжести: небольшой тяжести (максимальное наказание – до 2 лет лишения свободы), средней тяжести (до 5 лет лишения свободы), тяжкие (до 10 лет лишения свободы) и особо тяжкие (свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание). При этом совершение преступления в состоянии опьянения нисколько не смягчает вины человека, как иногда думают некоторые. И если наутро убийца протрезвел и даже не помнит, что делал вечером, то суд вряд ли проявит к нему из-за этого снисхождение. Вместе с тем существуют смягчающие и отягчающие обстоятельства совершения преступлений. К смягчающим закон относит несовершеннолетие, совершение преступления впервые, стечение сложных обстоятельств, какое-либо принуждение (физическое, психическое, служебное и т.п.), явку с повинной, оказание помощи потерпевшему, наличие малолетних детей (до 14 лет). К отягчающим обстоятельствам относятся следующие: неоднократность (рецидив) преступлений, наступление тяжелых последствий, вовлечение других людей в совершение преступления, использование национальной, расовой или религиозной ненависти, особая жестокость, использование оружия, взрывчатых или других опасных веществ, совершение преступления при массовом бедствии (часто таких людей называют мародерами – они наживаются на беде людей при пожаре, землетрясении, наводнении), использование формы представителя власти.

Сегодня очень много говорят о так называемых скинхедах. Что вы знаете об их идеях и действиях? Как действия этих людей могут быть охарактеризованы с точки зрения закона?

Особо надо сказать о совершении преступления группой людей. Это тоже является отягчающим обстоятельством. Некоторые подростки считают, что если они «только немножко покараулят» у подъезда при ограблении квартиры, то в этом нет никакого преступления, да и наказывать их не будут. Однако закон четко называет таких людей соучастниками преступления и даже перечисляет их виды: исполнитель (сам совершил преступление или использовал недееспособных людей), организатор (создал преступную группу, руководил ее действиями), подстрекатель (склонил другое лицо к преступлению уговором, подкупом, угрозой или другим способом), пособник (содействовал преступлению советом, указаниями, предоставлением информации или орудий преступления, обещавший скрыть преступника или орудия преступления, сбывающий добытые преступным путем предметы). Поэтому нужно быть особо осторожным, если кто-то предложит вам продать знакомым золотое колечко или взять на хранение топорик – так недолго оказаться и соучастником преступления.

Конечно, мы не сможем перечислить все преступления, но остановимся на тех, за которые подросток с 14 лет может быть привлечен к уголовной ответственности. Все они перечислены в статье 20 Уголовного кодекса РФ: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража (тайное хищение чужого имущества), грабеж (открытое хищение чужого имущества), разбой (нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия или угрозой насилия), вымогательство, неправомерное завладение автомобилем, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение и вымогательство оружия (а также взрывчатых, наркотических и психотропных веществ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Как видите, из перечисленного списка уже можно сделать выводы, что «шутка» со звонком в школу о заложенной бомбе или «обстрел» камнями проезжающей электрички вполне могут обернуться привлечением к уголовной ответственности. Нередко подростки воспринимают эти действия как забавную игру, а в милиции испуганно говорят: «Я больше не буду».

Уголовными преступлениями являются и действия, которые многие из нас не считают чем-то слишком опасным – угрозы убийством или причинением вреда здоровью (правда, закон оговаривает, что должны быть основания считать эти угрозы реальными), уклонение от уплаты налогов (если сумма налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда), преступления в сфере компьютерной информации (распространение различных вирусов, вскрытие защитных систем, незаконное получение частной информации с помощью компьютера и т.п.), экологические преступления, доведение до самоубийства, распространение наркотиков и содержание притонов.

Согласны ли вы с тем, что перечисленные правонарушения имеют большой общественный вред? Почему к этим преступлениям общественное мнение часто относится снисходительно?

Андрей ИОФФЕ, Ольга КИШЕНКОВА, кандидаты педагогических наук

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте