Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Каждый выбирает для себя… Родительское собрание совместно с учениками 8-го класса, психологом

Учительская газета, №34 от 23 августа 2016. Читать номер
Автор:

Во время подготовки к родительскому собранию педагог и психолог провели огромную работу: анкетирование детей, извещение родителей, подготовка к написанию и написание сочинений. Наиболее важен психологический настрой детей, так как это уже такой возраст, когда дети не всегда доверяют взрослым и даже своим родителям сокровенные тайны.

Цель: определение пути формирования собственного характера.Задачи:1) рекомендовать способы формирования характера;2) показать важность умения договориться для достижения цели; 3) ознакомить с жизненными ситуациями, которые заставили человека делать выбор. Собранный материал дает возможность классному руководителю в более интересной форме провести классный час или родительское собрание с детьми. Описание мероприятияРодительское собрание проводится с учащимися 8-х классов (может быть и в 5-7-х классах), родителями, психологом. Родители и дети рассаживаются за отдельные столы в первой части собрания. Для выполнения задания «Рукавичка» создаются семейные команды.Ведущие собрания – классный руководитель и психолог.Стихотворения читает классный руководитель.На экране демонстрируются фотография из архива класса, презентация, созданная классным руководителем.Ход собранияI. Вступление 1. Слово классного руководителя: Дорогие родители, ученики, мы собрались сегодня для того, чтобы вместе ответить на один очень важный вопрос: как воспитать характер? Собрались взрослые, которые уже имеют какой-то опыт, и их дети, которые не всегда понимают, как правильно поступить, а может, и не задумываются над этим.Начать мне хочется с очень хорошего стихотворения «Смерть врача», которое написал Николай Заболоцкий (приложение №1). Как можно охарактеризовать поступок врача?Думал ли он о том, как поступить в данном случае?Ответы детей и взрослых.      2. Объявление темы и постановка цели занятия Учитель: Мы вместе попытаемся ответить на вопрос: как воспитать характер? Коротко на этот вопрос нельзя ответить, но путь наметить можно. Тема нашего собрания: «Каждый выбирает для себя».Эпиграфом я выбрала слова русской пословицы: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Чтобы судьба сложилась удачно, надо над собой потрудиться самому.II. Что такое характер? 1. Создание проблемной ситуации Учитель: Как вы можете объяснить, что такое характер?2. Определение характера «Характер» – греческое слово. В переводе означает «царапать», «писать на камне, дереве или меди». Сначала оно означало инструмент, которым прикладывают штамп или клеймо, затем – отпечаток, чекан, оттиск. Образ штампа, отпечатка рано стал применяться к человеку.Как теперь вы можете объяснить значение слова «характер»? Ответы детей и взрослых.      3. Объяснение отличия характера одного человека от другого Учитель: Каждый хотел бы понять, чем же он отличается от других. Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Как говорили древние люди, характер – это печать человека, отпечаток, приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания. Характер человека проявляется в его поведении, в действиях и поступках в обществе. Как, к примеру, вы учитесь? Один делает уроки быстро, другой медленно и основательно, третий сразу же берется за дело и только после этого начинает думать, как было бы лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают о своем, третьи думают и об общих для всех классных делах, их заботит, как жизнь класса сделать интересной. Эти особенности составляют черты характера.      III. Выделение типов характера Учитель: В психологической науке выделяются несколько типов характеров:- сильные, способные настоять на своем;- слабые, подчиняющиеся другим;- конструктивные (стремящиеся внести новое в окружающую жизнь);- пассивные (всегда занимающие выжидательную позицию);- приспособленческие (не вступающие в активную деятельность без явной выгоды для себя);- инфантильные (нуждающиеся в постоянной опеке, как маленькие дети);- романтические (восторженно относящиеся ко всему новому, но так же быстро остывающие при первых же неудачах);- агрессивные (резко реагирующие на других людей, любящие нападать на них).IV. Как формируется характер 1. Слово учителя: Характер формируется, изменяется в течение всей жизни человека. Человек сам создает свой характер. Обратимся к афоризму – эпиграфу этого собрания. От поступка –  к привычке, от нее – к характеру, а от характера – к своей судьбе. Таков будет и рецепт, алгоритм воспитания качеств характера.      2. Анкета «Какой характер будешь сеять, восьмиклассник?» Учитель: Готовясь к родительскому собранию, наши ученики ответили на несколько вопросов анкеты. 1. Знаешь ли свой характер и самого себя?2. Доволен ли своим характером?3. Занимаешься ли самовоспитанием?4. Может ли человек сам выработать свой характер?5. Какие черты характера хотелось бы выработать у себя? Пользуясь приведенным в таблице  ниже перечнем, выберите пять самых важных свойств, которые вам надо выработать у себя. V. Практический блок 1. Игра «Собери пословицу» (проводит классный руководитель) Цель: общими усилиями объяснить значение пословиц, помочь друг другу в трудной ситуации. За столами сидят родители и дети. Группе родителей учитель выдает первую половину пословицы, группе детей – вторую. Задача – собрать правильно пословицы:Кто гнев свой одолевает… тот крепок бывает.Вспыльчивый нрав… не бывает лукав.Злой человек как уголь: если не жжет… то чернит.Совесть с молоточком: и постукивает, и… наслушивает.Чего в другом не любишь… того и сам не делай.Нечего на зеркало пенять… коли рожа крива.В лес идут… а на троих топор берут.На языке мед… а на сердце – лед.Один из родителей выходит с началом пословицы, к нему подходит ребенок с подходящей второй половиной. Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? О чем они?2. Игра «Рукавичка» (проводит психолог) Цель: создать ситуацию, когда необходимо умение договориться в команде.Психолог выдает вырезанные из бумаги рукавички, команды, в которые входят родители и дети, с помощью аппликации создают орнамент на рукавичке, украшая ее. Полученный результат показывают другим командам и рассказывают, что в команде выполнял каждый. Происходит представление работы и защита.Обсуждение:- Трудно ли вам было договориться?- Кто сразу взял роль ведущего?- Кто давал ценные советы?- Всегда ли вы прислушивались к советам?3. Анализ сочинений Учитель: Перед собранием ребята писали сочинения о своих характерах. Я зачитаю с их разрешения некоторые из них. По этим сочинениям можно понять, что наши ученики и дети осознают некоторые поступки и могут их объяснить (приложение №2).Учитель: Ваша задача: найти подходящий афоризм (крылатое выражение) к этому сочинению.Афоризмы о характерах (приложение №3).На доске прикреплены различные высказывания о характерах людей, добровольцы из команд детей и родителей выходят к доске, выбирают понравившийся афоризм и объясняют его.VI. Итог занятия 1. Притча «Ценности в жизни» Читает классный руководитель (приложение №4).2. Рекомендации по выработке характера Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.Убеждайте себя в необходимости стать лучше, добрее, справедливее (убеждение – это выбор линии поведения).Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».Рассуждайте перед сном: «День прожит  не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.Рекомендации раздаются на листочках.3. Рефлексия Учитель: Продолжите фразу:1. Сегодня тема собрания для меня была …2. Для себя я сделал(а) вывод …3. Эти знания мне …4. Вывод Звучит песня Виктора Берковского на стихи Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя…» (приложение №5).5. Обмен мнениями Прим. ред. Презентация и приложения опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1116. ​Надежда ВОЛОВА, учитель русского языка и литературы Строевской средней школы Устьянского района Архангельской области


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt