search
main
0

Каждый вид экстремизма имеет свою специфику

Сегодня, когда в мире повсюду вспыхивают очаги экстремизма и терроризма, как никогда раньше актуальна терпимость к иному образу жизни, поведению, иным обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.

Понятия «экстремизм», «ксенофобия», «национализм» весьма многогранны. Выделяют несколько видов молодежного экстремизма: политический, национальный, религиозный, оккультный, спортивный, уголовный. Каждый из них имеет свою специфику, однако их объединяет резко деструктивный, агрессивный, жестокий, не имеющий четкого адресата характер проявления. В той или иной степени все эти виды связаны с нетерпимостью к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Поэтому можно утверждать, что национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой.Разносторонность проявлений нетерпимости определяет комплексность профилактической работы в этом направлении как на государственном, так и на школьном уровне. Поэтому формирование дружественной толерантной среды – многофакторный процесс и работа школы по ее формированию должна вестись системно и планово.В нашей школе около 18% учащихся различных национальностей, подобная картина наблюдается во многих школах Москвы, так как в столицу ежедневно по разным причинам приезжает большое количество мигрантов, многие из которых здесь остаются надолго.В связи с этим проблемы профилактики проявлений экстремизма, ксенофобии и национализма, особенно в молодежной, подростковой среде, встают остаточно остро, а формирование толерантности – одно из важнейших направлений воспитательной работы в школе.Но толерантность или терпимость характера – скорее всего, для взрослого человека с устоявшимися принципами, сформированной психикой, а ребенок по природе своей более искренен и эмоционален. Он общается с тем, кто ему нравится, а не с тем, с кем надо по тем или иным причинам.Поэтому в нашей школе мы ставим перед собой целью не столько формирование толерантности, сколько формирование дружественной среды, потому что дети должны дружить, ведь они не виноваты в том, что взрослые играют в политические игры, сами создают национальные барьеры.Дружественная среда – это гораздо больше, чем толерантная, потому что в ней не надо терпеть и сдерживаться, можно просто общаться, дружить и любить, а дорогих людей мы принимаем такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками.Поэтому, на мой взгляд, создание дружественной среды в школе – лучшая профилактика экстремизма, ксенофобии и национализма среди учащихся, не говоря уже о том, что дружественная среда – комфортная среда, здоровый климат в классном коллективе, в школьном ученическом коллективе, где есть тепло, взаимовыручка, поддержка, где ребята учатся видеть в людях положительные человеческие и деловые качества.Мы гордимся тем, что за последние 8 лет в нашей школе не было ни одного конфликта и драки вообще, на национальной почве в том числе, хотя в каждом классе учатся дети разных национальностей – русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, азербайджанцы, вьетнамцы, китайцы, корейцы. Это, безусловно, результат систематической воспитательной и профилактической работы, которая ведется как на уроках, так и во второй половине дня, с учетом результатов психологической диагностики учащихся, которая позволяет своевременно выявлять проблемы и эффективно их решать.Наши учителя, воспитатели групп продленного дня, классные руководители, педагоги дополнительного образования большое внимание уделяют формированию навыков эффективной работы в команде (в чем им помогает школьная психологическая служба), а также коллективным творческим делам, что, безусловно, сплачивает детские коллективы. Школьный психолог – нередкий гость на классных часах тренингового характера.У нас в школе есть такая традиция: приходя в начальную школу, дети, которые приехали издалека, отмечают флажком на карте место своей родины, рассказывают своим одноклассникам о достопримечательностях своего родного края, традициях своего народа, угощают своими национальными блюдами. Это позволяет детям лучше узнать друг друга, сближает их. Традиционно отмечают дни рождения учащихся в классах, когда неформальное общение способствует укреплению дружеских отношений.На уроках формирование толерантности часто выступает одной из обозначенных воспитательных задач. Например, при изучении программы Power Point на уроках информатики учащиеся всегда получают задание создать презентацию своей родной страны, своего родного города. На уроках биологии они делают сообщения о флоре и фауне своей родной местности.Многие задания на дом требуют выполнения их в парах или группах, что объединяет учащихся, учит их находить выходы из различных ситуаций, приспосабливаться друг к другу. Этому же способствует проектная деятельность учащихся на уроках и в работе проектных объединений. У нас в школе в старших классах есть социально-гуманитарный профиль обучения, где упор делают на изучение истории обществознания. В связи с этим ведется серьезная работа над социальными проектами, но и по другим предметам учащиеся начиная с 5-го класса разрабатывают такие проекты социального характера, как «Земля – наш общий дом». Именно через проектную деятельность сегодня во многом происходит интеграция общего и дополнительного образования и внеклассной деятельности.Благодаря занятиям в объединениях дополнительного образования, спортивных секциях у ребят появляются общие интересы, командный дух, которые не знают национальностей, но укрепляют дружбу. Очень сплачивают ребят и экскурсионные поездки, особенно многодневные. Уже традиционными для нас стали поездки в Петербург, Псков, по городам Золотого кольца, а также за границу.Практически все классные и общешкольные мероприятия как в начальной, так и в средней и старшей школе, казалось бы, не специально, но направлены на формирование толерантности. Когда у нас в школе проходила Неделя биологии, одним из мероприятий был Пчелиный праздник – учащиеся старших классов рассказывали малышам о том, какие блюда и лекарства делают из меда в разных странах, многие принесли из дома мед, собранный на родине, угощали других ребят. Были и родители, которые принесли национальные блюда с медом. В общем, все прошло сладко, весело и дружно.Во время Недели литературы на фестивале чтецов в номинации «Читаем на разных языках» наши ребята смогли продемонстрировать, как красивы, мелодичны их родные языки, донести до слушателей мудрость своего народа в поэтической форме в переводе.Подобные мероприятия, разумеется, проводят во многих школах, сами по себе они имеют положительное значение даже в разрозненном виде. Но когда во всем, что вы делаете, есть единая линия, возникает целостность работы. Мы выстраиваем все наши классные и общешкольные мероприятия, отталкиваясь от целей и задач воспитательной работы, среди которых формирование толерантности выступает одной из приоритетных.Наша школа в течение трех лет была городской экспериментальной площадкой «Образовательное содержание и организационные формы деятельности детско-взрослых проектных объединений», в рамках которой образовательный и воспитательный процесс строился на сотрудничестве педагогического коллектива, учеников и их родителей, особенно широкие возможности такого взаимодействия есть во внеклассной деятельности. Подтверждение тому – ставший логической квинтэссенцией всей системной профилактической работы Фестиваль дружбы народов, приуроченный ко Дню толерантности, который объединил усилия учителей, детей и родителей, никого не оставив равнодушным. Это и позволило создать атмосферу настоящего праздника культуры, искусства и национальных традиций.В фестивале приняли участие все учащиеся школы с 5-го по 11-й класс. Классные руководители путем жеребьевки заранее разыграли, какую страну из бывших союзных республик будут представлять ребята. В процессе подготовки к фестивалю учащиеся изучили историю и природу страны, ее культурные традиции и связи, национальные особенности жителей. В этом ребятам помогали учителя и родители. Все вместе изучали поваренные книги традиционной кухни, шили костюмы, изучали литературу, знакомились с информационно-коммуникативными технологиями. В итоге на фестивале каждый класс продемонстрировал мультимедиапрезентацию страны, красочный альбом о стране, национальный костюм и танец, национальное блюдо. Выступления были пропитаны национальным духом и погружали зрителей в национальный колорит. Ребята радовались, глаза родителей наполняли слезы счастья за успех своих детей. На этом фестивале не было проигравших, а были только победители, так как все узнали много интересного, по-новому взглянули на своих друзей. Наш фестиваль получил высокую оценку жюри, в состав которого вошли специалисты управы и муниципалитета района Северное Измайлово, по их инициативе в прошлом году был организован такой районный фестиваль. Все школы района с удовольствием откликнулись на предложение и приняли участие. В итоге было принято решение проводить фестиваль ежегодно. Теперь в нашей школе и в районе стало на одну добрую традицию больше, а традиции объединяют людей, укрепляют дружбу.Ю.КУЛЯШОВА,заместитель директора по ВР школы №619

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте