search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Десять медицинских классов открылись в Новгородской области Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагог из Иванова заняла первое место в конкурсе «История в школе: традиции и новации»
0

Каждый в своем ребенке находит себя

Умеем ли мы разговаривать с детьми по-человечески? Не с позиции мамы или папы, а как-то персонально, открыто, не прячась за свои роли? Эта способность в большей степени зависит от того, были ли в нашем собственном детстве такие человеческие разговоры. Слушал ли нас кто-нибудь, принимал ли всерьез или мы были только статистами и молчаливыми слушателями чужих монологов? Как трудно переучиваться, если собственный детский опыт был негативным! И мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая, что по отношению к собственным детям ведем себя точно так же неправильно, как вели себя с нами наши родители. Наверное, поэтому родительство – самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своем ребенке находит себя, и встречи эти порой бывают болезненными.

Книга «Семья. Искусство общения с ребенком. Беседы психолога» адресована взрослым, которые хотели бы научиться лучше общаться с детьми, общаться так, чтобы снова и снова с удивлением обнаруживать, что тебе подарена самая большая роскошь – человеческое общение с собственным ребенком. Авторы, профессиональные психологи, пытаются ответить на непростые вопросы родителей о жизни и о детстве.

В первом разделе Екатерина Патяева рассказывает о наиболее распространенных сегодня типах семейного воспитания, об их силе и слабости: о традиционном и программирующем воспитании, об эпизодическом и потакающем, развивающем и личностно-ориентированном.

Екатерина Юрьевна окончила факультет психологии МГУ, работает по специальности более 25 лет. Ее профессиональная компетенция очень широка – преподавание в Московском университете и работа школьным психологом, семейное и родительское консультирование, разработка фундаментальных проблем психологии и создание новых способов обучения. Автор труда «От рождения до школы. Первая книга думающего родителя».

Второй раздел, также написанный Патяевой, посвящен общению с маленькими детьми. В него вошли главы «Малыш родился» (о потребности в любви и общении ребятишек в возрасте до полугода), «Новые отношения с родителями» (от семи-восьми месяцев до полутора лет), «Увлекающее взаимодействие» (от полутора до трех лет), «Кризис трех лет», «Условное принятие ребенка и возникновение неуверенности в себе», «Пять «китов» личностного отношения к ребенку», «Как послушный малыш превращается в «трудного ребенка», «Капризы, истерики и эгоизм», «Три пути к «надо» и «Первые шаги к сотрудничеству».

Светлана Кривцова окончила факультет психологии МГУ по специальности «детская и педагогическая психология», защитила диссертацию. В 1990-х годах руководила центром социально-психологической адаптации детей и подростков «Генезис». Экзистенциальный психотерапевт, автор книг «Учитель и проблемы дисциплины», «Воспитание: наука хороших привычек», «Навыки жизни в согласии с собой и с миром». Светлана Васильевна возглавляет работу Центра практической психологии образования Академии социального управления.

В третьем разделе Кривцова рассказывает об особенностях семилетних («Жизненные задачи и жизненные навыки детей семи-девяти лет») и девятилетних детей («Маленькие ангелы, потерявшие свои крылышки»), а также о подростках («Возраст Алисы и Питера Пэна»). Этот раздел касается важных, а иногда и очень трудных для разговора тем. Родителям предоставляется возможность рассмотреть эти темы на фоне их значимости для человеческой жизни в целом, то есть на самом глубоком уровне. На такой глубине уже не может быть ничего мутного, и ясность эта лучше всего мотивирует к тому, чтобы не пренебрегать этими сторонами жизни.

Четвертый раздел, написанный также Кривцовой, посвящен собственно диалогу. По каким правилам строится хороший разговор? Как правильно слушать, как задавать вопросы? Оказывается, процесс понимания очень непрост: сомневаться в том, что ты понял другого правильно, – это нормально, а не сомневаться – слишком самонадеянно. В этом разделе читатель найдет главы «Как говорить горькую правду», «Ловушки неуверенности», «Почти невыполнимые задачи», «Тело – дом моей души», «Празднуем жизнь!», «Как говорить, чтобы тебя услышали», «Как научиться слушать друг друга без предубеждений и пристрастий».

Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создается не книга, не картина, не симфония, а новый человек. Возможно, это наиболее сложный вид человеческого творчества. Ведь ребенок является не каким-то пассивным материалом, ждущим нашего воздействия, а активным живым существом, обладающим собственной волей, желаниями и потребностями. И задача родителей состоит в том, чтобы научить его быть человеком в полном смысле этого слова – научить его творить свою жизнь и самого себя, научить его быть счастливым и дарить счастье окружающим.

Из книги «Семья. Искусство общения с ребенком. Беседы психолога»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте