– Пенсионные реформы в Швеции, Германии, Франции, Канаде сводятся к накопительному принципу: сколько накопил – столько и получишь, – объяснил директор Института социальной политики Анатолий Голов. Наша беседа проходила в стенах Государственной Думы, где Анатолий Григорьевич до недавнего времени был заместителем председателя Комитета по труду и социальной политике. Восемь лет для депутатской работы – весьма внушительный срок. И хотя офис Института социальной политики находится на Новом Арбате, его директора часто можно встретить в думских кулуарах – ведь идет обсуждение объемного пакета из семи законопроектов, связанных с пенсионной реформой в России.
– Что у нас общего с той же Германией или Швецией? – продолжал Анатолий Голов. – Россия, как и многие европейские страны, стареет. Судите сами: еще 25 лет назад на одного пенсионера приходилось четверо работающих, сейчас – только двое, а пройдет двадцать лет, и это соотношение уменьшится еще вдвое. При такой демографической ситуации существующая так называемая солидарная система пенсионного обеспечения становится неэффективной. Что происходит сейчас в стране? Нынешнему пенсионеру зарабатывают пенсию двое работающих. А через двадцать лет каждому работающему придется содержать одного пенсионера.
– Согласитесь, однако, что наряду с общими чертами между Россией и Швецией существуют различия. Например, состояние экономики. В частности – инфляция. Если швед или француз копит себе на старость, не опасаясь дефолта, то нам далеко до такого спокойствия. Ведь в любой момент все накопления могут превратиться в ничто.
– Согласен. Нестабильность экономики заставляет людей скрывать свои доходы и не платить налоги, в том числе и единый социальный налог. Неуверенность в завтрашнем дне рождает принцип “хвать – и бежать”, с которым тем не менее надо бороться. Ведь что такое нелегальная зарплата? Это сговор работодателя с работником не только против государства, но и против пенсионера.
– Каким же способом бороться?
– Я вижу два. Первый – принуждение, иными словами, ужесточение государственного контроля за финансовыми потоками. Однако не совсем уверен в его эффективности. Второй – экономическое стимулирование. Определенные шаги на этом поприще уже сделаны. Как вы знаете, снижен налог на доходы до тринадцати процентов. То же самое мы предлагаем сделать и с единым социальным налогом. Правда, не до тринадцати, а пока до двадцати пяти процентов.
– Вы считаете, подобное нововведение повысит собираемость налогов в Пенсионный фонд?
– По нашим подсчетам – да. Сейчас около половины заработной платы в стране выплачивается нелегально. А снижение ЕСН до 25 процентов даст в целом полуторакратное увеличение легальной зарплаты, что в свою очередь увеличит на 20 процентов поступления в Пенсионный фонд.
– Неужели черный нал достигает таких гигантских размеров!
– Это не преувеличение. Судите сами: средняя зарплата, например, в Москве за сентябрь – 5100 рублей, а среднедушевой доход за тот же месяц – десять тысяч.
– Вы считаете, 25 процентов будет достаточно, чтобы поднять уровень пенсий?
– До определенного предела. Если же удастся снизить ЕСН еще на семь процентов (с условием, что эти семь процентов возьмет на себя бюджет), мы извлечем из черного нала три четверти выплачиваемой в стране зарплаты, что даст пятидесятипроцентное увеличение поступлений в Пенсионный фонд, а следовательно, и пенсий. Вот, собственно, в чем суть пенсионной реформы, которая обсуждается сейчас в Госдуме.
– Изменится ли принцип пенсионного обеспечения?
– Разумеется. На сегодняшний день в стране существует три вида пенсий: трудовая, которая выплачивается из Пенсионного фонда; социальная – ее получают из бюджета те, кто не заработал на трудовую; и негосударственная. Относительно последней могу сказать, что ее получают немногие – около двухсот тысяч пенсионеров. Каким образом мы предлагаем изменить существующую систему? Трансформируются виды пенсий. Базовая будет выплачиваться из бюджета всем, у кого трудовой стаж меньше пяти лет.
– Я не ослышался: меньше пяти?
– Именно. Правда, возраст для ее получения планируется увеличить для мужчин – до 65 лет, для женщин – до 60.
– И какой же будет эта базовая пенсия?
– Изначально в законопроекте фигурировала цифра 450 рублей, но в ходе обсуждения она наверняка будет скорректирована. Логично было бы установить ее на уровне прожиточного минимума, но на это потребуются колоссальные капиталовложения, которых в бюджете нет. Однако если пенсионер имеет трудовой стаж больше пяти лет, то помимо базовой он получит и страховую пенсию, которая зависит от стажа и заработка.
– Аналог нынешней трудовой пенсии?
– В какой-то степени. И, наконец, третий вид пенсии – накопительная, принцип которой напоминает банковский вклад: приход, проценты… Подобная накопительная система рассчитана на тех, кому сейчас тридцать. Но опять-таки повторяю, что без снижения единого социального налога трудно будет “вытащить из тени” их заработки.
– Думаю, учителей ваши опасения не касаются. Они свою зарплату получают легально. А что вы думаете о создании профессиональных пенсионных фондов – образовательного, например? На мой взгляд, это было бы справедливо.
– Законопроект о профессиональных пенсионных системах будет рассматриваться в Госдуме в конце ноября. Подобные системы, правда негосударственные, уже существуют в нашей стране. Это пенсионные фонды при крупных компаниях, таких, как Газпром, Лукойл. В них действует накопительная система, а пенсия выплачивается не вместо государственной, а дополнительно к ней. Это очень важно, поскольку пенсионер получает надежные социальные гарантии. Но, как я уже сказал, этим благом пока могут воспользоваться лишь работники преуспевающих фирм.
Жаль, что учителя к ним не относятся. Образовательная сфера, впрочем, как и вся “социалка”, все еще не может расплатиться с многолетними долгами. Но кто знает. Может быть, пройдет лет “дцать”, и в России будет покончено с черным налом… хотя бы на три четверти. И базовая пенсия шутя обгонит прожиточный минимум. Я уже не говорю о страховой и накопительной.
Николай ХОТЕЕВ
Статфакт
Единый социальный налог в России составляет 35,6 процента. 28 из них идут в Пенсионный фонд; 4 процента – в Фонд социального страхования; 0,2 процента – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 3,4 процента – в региональные фонды медицинского страхования.
В настоящее время в стране действует регрессивная ставка единого социального налога. Что это такое? При годовом доходе до 100 тысяч рублей ЕСН составляет 35,6 процента. При доходе от 100 до 300 тысяч эта ставка берется только со ста тысяч, а с остальных – 20 процентов. Доход до 600 тысяч рублей облагается ЕСН следующим образом: со ста тысяч – 35,6 процента, со следующих двухсот – 20 процентов, а с остальных – десять.
В проекте бюджета Пенсионного фонда на 2002 год предусмотрено повышение пенсий на 34 процента.
Комментарии