search
main
0

Каждый роет свой колодец Какой быть педагогической практике?

В финансовом отношении педагогические училища и колледжи сегодня куда более уязвимы, чем общеобразовательная школа и вузы. У них нет доплат внебюджетных доходов, им нечего сдавать в аренду. Их материальная база пришла в катастрофическое состояние. Зарплата преподавателей нередко ниже зарплаты воспитанных ими специалистов в других образовательных структурах. Устарели учебники, не хватает современных технических средств и пособий, нет денег на издание собственных оригинальных разработок. Отсутствует нормативно-документальная база по новым специальностям и формам образования. Контингент их учащихся – дети из малообеспеченных семей, малых городков и сел, не настолько уверенные в своих знаниях и способностях, чтобы после школы пытаться поступить в вуз. Словом, беды и проблемы взяли этот сектор образования в блокадное кольцо.

Любовь прививает практика
Но вот удивительно: директора даже престижных гимназий утверждают, что выпускники педагогических колледжей лучше адаптируются в школе, их работа с родителями и разнообразные воспитательные акции интереснее и активнее, чем у выпускников педагогических университетов.
В училищах сегодня стремятся обновлять не только специальности, но и содержание образования.
В этом направлении – подготовка учителя-исследователя, творца – работают многие педагогические колледжи и училища Западной Сибири. Их нестандартный опыт и поиск были ярко представлены на специальных выставках и на региональной конференции в Новосибирске “Педагогическая практика: опыт, проблемы, перспективы”. Здесь же обсуждался и проект инструкции Минобра по организации практики.
Собственные программы практик (Омск), социологические и методологические исследования преподавателей (Новосибирск, Красноярский край, Новокузнецк), новые формы интеграции теории и практики (Карасук), научно-методическое и психологическое обеспечение практики вызвали бурный интерес и дискуссии.
Любопытное социологическое исследование “Социально-психологический портрет студента” провели в известном своей развивающей средой 2-м новосибирском педагогическом колледже. Оказалось, что учителями мечтают быть лишь 9 процентов опрошенных. Хотели бы быть похожими на первого своего учителя 4 процента. Положительное отношение к практике почти единодушно – 92 процента. Полезной для себя ее считают даже те, кто не собирается работать в школе.
Но вот не менее интересные штрихи к портрету современного студента педколледжа: если в начале обучения 23 процента свой выбор профессии объяснили тем, что им нравится работать с детьми, а 92,8 процента ответили “да” на вопрос: “Любите ли вы работу с детьми?”, то далее происходит неожиданное: на 2-3-м курсах на вопрос о любви к детям отвечают “да” на 20 процентов меньше. На этих же курсах “Очень люблю работать с детьми” избирают 10,8 процента, а на четвертом – вполовину меньше.
После практики тем же студентам задали вопрос: “Намерены ли вы посвятить учительскому труду всю жизнь?”, и 37 процентов ответили “да”, а 47 – “нет”, 16 процентов колеблются.
Это убеждает преподавателей в том, что практика должна быть системообразующим звеном профессионального обучения.

Ситуация успеха
Чтобы студент не запаниковал после первых же пробных уроков, во многих колледжах бьются над тем, как создать для своего воспитанника в школе ситуацию успеха, организуют индивидуальную психологическую помощь, ведут специальные картотеки, пересматривают взаимодействие в цепочке методист-учитель-студент. В Болотнинском педучилище студента готовят к решению эмоциональных проблем, формируют положительную Я-концепцию через тренинговую работу, учат конструктивному преобразованию проблемы.
В 3-м педагогическом колледже, на базе которого проходила конференция, среди множества интересных наработок все отмечали результативность соединения исследовательской работы и педагогической практики.
Продуктивен в этом плане опыт педагога Н. В.Чернецкой, студенты сами избирают в результате исследования трудную и значительную цель, находят средства и методы ее осуществления, добиваются общественно значимого результата.
Во время практики второго семестра по курсу “Основы здорового образа жизни” они два года оценивали санитарно-гигиеническое состояние классных комнат, а затем организацию учебной деятельности на уроке. Картину получили удручающую.Статистика показала, что лишь половина преподавателей начальной школы проводит физкультминутки, 55 процентов мебели не соответствует росту школьников, 48 процентов кабинетов имеют недостаточную площадь, дышать там нечем, скученность, форточки зимой не открываются из-за низкой температуры в школе. В 36 процентах случаев расписание уроков и продолжительность перемен не соответствуют нормам, треть кабинетов имеет недостаточное искусственное освещение и т.д.
– Студенты пришли к выводу, что в современной школе есть все предпосылки для возникновения нарушений осанки, зрения, для агрессии и неврозов, высокой утомляемости из-за неоптимальной организации учебы, перегрузок, пренебрежения гигиеническими нормами, – рассказывает Н.В. Чернецкая. – Что же делать? Выбрали цель, которая позволяет использовать теоретические знания основ здорового образа жизни: разработали с преподавателем колледжа комплекс рекомендаций, как лучше организовать урок, сделать его радостным, как снимать утомление школьников с помощью физкультминуток и изменения поз. Эти рекомендации студенты затем реализуют в своей преддипломной практике в 6-м семестре. Самой же проблеме посвящены теперь их курсовые и дипломные работы на основе собственных исследований во время педагогической практики: результативность своих рекомендаций студенты оценивают вместе с учителем базовой школы, фиксируя по особым методикам динамику работоспособности и эмоциональное состояние детей в течение дня и недели.
А еще в 3-м колледже есть “Студенческая академия наук”. В ней учебно-познавательные проблемы, подкрепленные опытом педагогической практики, становятся предметом исследовательского анализа. Тематика преимущественно психолого-педагогическая, что обеспечивает связь исследований со всеми видами практик – учебной, летней, преддипломной.
– Работа студенческой академии заметно влияет на индивидуализацию профессионального становления будущих педагогов, – говорит преподаватель Е.В. Чуб. – Старый принцип накопления знаний заменяется принципом интенсивного личностного и профессионального развития.
К сожалению, новые тенденции и подходы не нашли отражения в проекте министерской инструкции по организации практики.
– Профессиональная подготовка должна выйти на новый качественный уровень, – считает Н.Е. Степанова из 4-го новосибирского педучилища. – Наш коллектив очень удивляет и огорчает, что по новым госстандартам время на педагогическую практику значительно сократилось. По ряду новых специальностей она вообще не предусмотрена! Между тем обучение через собственную творческую деятельность, через практику, соединенную с исследованиями, – самое результативное. Необходимо увеличить число часов на летнюю практику. На базе 11-х классов начинать практику со 2-го семестра. А на базе 9-х классов – с четвертого. Иначе вместо инициативных, готовых разрешить трудную педагогическую и психологическую ситуацию воспитателей из училища будут выходить беспомощные схоласты.

Знать, где соломку постлать
Жаль, что на обсуждении инструкции о практике не присутствовали работники министерства: прозвучало много дельных замечаний и предложений. Инструкция не стимулирует собственные научные исследования преподавателей колледжей и методическое творчество организаторов практики. Эта напряженная деятельность никак не оплачивается.Все материалы приходится готовить за свой счет и за этот же несуществующий счет издавать собственные оригинальные программы, учебные и наглядные пособия.
Отстает от жизни нормативно-правовая база, учебно-методическая и учебно-программная документация по новым специальностям – иностранный язык, социальная педагогика, домашнее образование, специальное дошкольное образование.
Не разработаны критерии оценки практики.
Некоторые педагогические колледжи разработали самостоятельно научно-методическое обеспечение и программы практики. Необходимо их обобщение и тиражирование. Очень интересна в этом плане работа омичей. Но информационная база отсутствует: каждый колледж роет свой колодец в одиночку, не зная опыта соседей. А он весьма любопытен. Но все это пока эпизодические, интуитивные попытки: госстандарт не соотнесен с программой практики по части профессиональных умений.
Конференция обозначила болевые точки практики. Они требуют новой нормативно-документальной обеспеченности, финансирования, творческих технических и управленческих решений.

Галина ФРОЛОВА
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте