search
main
0

Каждый ребенок уникален. Если ребенку требуется логопед или психолог, это не значит, что у него непоправимые отклонения в развитии

​Все родители хотят видеть своих детей успешными и счастливыми. Но иногда они замечают, что их ребенок не такой, как все: он быстро устает, с трудом запоминает информацию, плохо говорит, не успевает за своими сверстниками. В этот момент очень важно, чтобы семья чувствовала поддержку и была правильно сориентирована в условиях и возможностях предоставления специальной помощи в образовательной организации.О возможностях своевременной диагностики и предоставлении специальной поддержки расскажут коллеги – педагоги, специалисты службы психолого-педагогического сопровождения.

Ребенок с ОВЗ –  диагноз или особенность?Главное, что должен знать и чувствовать ребенок, – то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным.  И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть его завтрашние победы и успехи.Современные дошкольники XXI века – динамичные, стремительные, легко осваивают технические устройства. Но бывает так, что родители замечают, что их ребенок отличается от других. Наступает момент поиска решений. А решение есть – достаточно своевременно выявить проблемы ребенка, подобрать необходимого специалиста и правильно определить условия дальнейшей работы с ним. Особая роль принадлежит психолого-педагогической комиссии, специалисты которой оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь семьям, подбирает индивидуальный маршрут ребенку и лучшие условия для его развития. В тесном сотрудничестве на протяжении всего учебного года школа №1399 работает с ЦПМПК города Москвы, заключен совместный договор на оказание консультативных услуг, диагностику, составление индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ, включая коррекционно-развивающие занятия с дефектологом. По данным наших наблюдений и результатов мониторинга психического и речевого развития, растет число дошкольников, нуждающихся в коррекционной помощи логопедов, дефектологов, тьюторов, психологов. Например, из обследованных 52 детей 4-5-летнего возраста нормативное психическое и речевое развитие имеют 10 детей (19 процентов), с тяжелыми нарушениями речи 25 детей (48 процентов), с фонетико-фонематическими нарушениями 17 детей (33 процента), среди них выявлены дети с задержкой психического развития – 6 детей (11 процентов). Итак, если вашему ребенку написали в заключении ЦПМПК  «требуется логопед или психолог, дефектолог», это не значит, что у вашего ребенка есть серьезные и непоправимые отклонения в развитии! Вполне возможно, что у него задержка темпа развития какой-либо функции (например, речевой), и здесь уже важна диагностика, которая выявляет степень нарушения данной функции для дальнейшего составления психолого-педагогического маршрута на такого воспитанника. Как это происходит? На заседаниях психолого-педагогического консилиума школы вырабатывается стратегия организации сопровождения детей с ОВЗ, отслеживается динамика коррекционной работы, обсуждаются возникающие трудности при освоении ребенком программ обучения и пути их преодоления. Комплексное сопровождение таких детей осуществляют ведущий специалист –  учитель-логопед (учитель-дефектолог), воспитатель группы, педагог-психолог, при необходимости тьютор.Основная задача педагогов нашей образовательной организации – предоставление доступного качественного образования для дошкольников с ОВЗ, создание безбарьерной развивающей предметно-пространственной среды, так как инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка в группе с ограниченными возможностями здоровья, но и изменение системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.Из опыта работы самыми эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:- игровые ситуации «Ребенок и его семья»;- дидактические игры «В мире форм», «Восприятие цвета»;- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими,  «Развитие речи в играх на тактильное восприятие»;- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. В основном наши выпускники преодолевают нарушения в речевом и психическом развитии, если коррекция происходит своевременно и на ранних этапах. В начальной школе при необходимости коррекционная работа учителя-логопеда с обучающимися продолжается, делается акцент на коррекцию ошибок освоения письменной речи и чтения (дисграфии, дислексии).Чем раньше вы начнете занятия с ребенком с ОВЗ, тем лучше! Итак, ребенок с ОВЗ не приговор на всю жизнь, это такой же ребенок, но с особенностями в развитии, которому нужна помощь различных специалистов.Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.А также таким детям еще больше необходимы поддержка и любовь со стороны родителей и его окружения, что, несомненно, положительно скажется на его развитии и обучении в целом. – Очень важную мысль про людей с особенностями развития высказал доктор специальной педагогики и международный эксперт в области аутизма Стивен Шор: «Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом», – комментирует старший воспитатель школы №1399 Елена Иващенко. – Образовательная организация обязана уважать особенности ребенка и компенсировать барьеры, возникающие на пути к социальной адаптации.Развиваем возможности – достигаем результатовПедагоги школы №830, осуществляя многолетнее начиная с дошкольной группы системное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребят с ограниченными возможностями здоровья, определили для себя ряд принципов: – во взаимодействии с ребенком отбрось стереотипы, не навешивай ярлыки, каждый ребенок уникален. Уникальность ребенка с особенностями в развитии подкрепляется его особыми образовательными потребностями;- выстраивай процесс обучения с опорой на сильные стороны ребенка, делай акцент на навыки, уже сформированные;- помни, что каждый особый ребенок может развиваться и встраиваться в социальную жизнь общества так же, как и его сверстники, – без нарушений, но только со своей собственной скоростью и при определенных средовых условиях.Формирование дружественной к особенностям ребенка образовательной среды через проектирование его индивидуального образовательного маршрута с учетом индивидуальных барьеров, сенсорных нужд и ресурсных возможностей, поэтапность включения ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство. Вовлечение в программы дополнительного образования и во внеурочную жизнь школы – одна из приоритетных задач деятельности коллектива нашей образовательной организации.  Окончание учебного года – правильное время для подведения итогов… Что же принес данный год семьям, воспитывающим ребят с ограниченными возможностями здоровья?  Какие вариативные возможности обучения детей может предложить наш образовательный комплекс?В нашей образовательной организации работают и каждый год открываются новые малокомплектные классы, где по адаптированным основным общеобразовательным программам в условиях интегрированного обучения обучаются дети с особыми образовательными потребностями: с умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, с аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата.     Параллельно с процессами интеграции развиваются инклюзивные процессы: на протяжении двух лет в нашей школе реализуется проект «Ресурсный класс». Данная образовательная модель доказала свою эффективность как наиболее комфортная для включения ребенка с особенностями в развитии в инклюзивное пространство общеобразовательной школы и применима в работе не только с обучающимися с расстройствами аутистического спектра. В нашем понимании ресурсный класс – это не отдельно созданный класс, а некоторая среда, в которой согласно индивидуальному учебному плану в сопровождении учителя-дефектолога обучающийся с ограниченными возможностями здоровья осваивает адаптированную образовательную программу, часть учебных предметов ребенок осваивает в регулярном классе, в классе, где его сверстники обучаются по основной образовательной программе. Данная модель предполагает чуткий учет потребностей ребенка с особенностями в развитии: особую организацию пространства, предотвращение сенсорных перегрузок, адаптацию учебных материалов, гибкое расписание режимных моментов, поэтапное планирование включения в регулярный класс, обязательное сопровождение специалистами службы психолого-педагогического и социального сопровождения, индивидуальное тьюторское сопровождение при вхождении в регулярный класс.  Учитель-дефектолог и учитель-логопед не ограничивают свою деятельность только реализацией коррекционно-развивающих занятий, но и оказывает методическую поддержку учителю регулярного класса, внедряя технологии обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательный урок. Тьюторское и психологическое сопровождение также не ограничивается только поддержкой ребенка с ОВЗ, в задачи специалистов входит формирование единого детского и родительского коллектива класса, уважающего особенности и потребности каждого, организация деятельности ребят на переменах, тесное взаимодействие с учителем при адаптации учебных материалов, помощь в реализации проектов. Результатом командной работы педагогов, родителей, специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения служат не только достижения предметных результатов нашими ребятами, но и достижения в развитии творческого потенциала. В этом учебном году ребята стали дипломантами Фестиваля детского и юношеского творчества «1+1», попробовали свои силы в трех номинациях на чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс»-2018. Все школьники с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальной помощи и психологической поддержке. Однако степень и объем такой поддержки носят индивидуальный характер и зависят от конкретных дефицитов и ресурсов развития ребенка. Выбор в пользу интеграции или инклюзии делает семья, задача образовательной организации – предоставить вариативность образовательного маршрута каждому ребенку, помочь в развитии его индивидуальных возможностей. – Иногда бывает так, – рассказывает учитель-дефектолог школы №830 Ольга Голованова, – вхожу в школу и слышу дикий визг: ребенок валяется на полу, один ботинок на нем, другой в руке у тьютора. Ребенок кричит, около него стоит совершенно потерянная мама. Я, как специалист, понимаю, что происходит, но другие люди зачастую пугаются. Поэтому давайте разберемся, кто такие тьюторы и что они делают.Мы в город изумрудный идем дорогой трудной…Тьютор – это специалист с высшим психологическим образованием, чаще всего еще дополнительной коррекционной квалификацией, занимающийся сопровождением детей с ОВЗ в нашем образовательном комплексе. Иными словами, это люди со специальной квалификацией, которые не просто водят за ручку детей с ОВЗ, а знают, как им помочь, где подсказать, а где, наоборот, дать свободу действий исходя из возможностей и ограничений ребенка.На данный момент у нас в образовательном комплексе есть три направления, по которым работают тьюторы:1. Тьюторское сопровождение в ресурсной группе дошкольного отделения. Сопровождение детей на уровне дошкольного звена – особый вид деятельности. Во-первых, дети маленькие, поэтому к ним нужно быть особенно бережными и чуткими. Тьюторы выстраивают прочный рабочий альянс с воспитателями, преподавателями физкультуры и музыки с целью благополучного включения ребенка с ОВЗ в группу. Помимо этого тьюторы готовят клубный час, используют техники обратной инклюзии, участвуют в досуговых мероприятиях и психолого-педагогических консилиумах. Тесно общаются с родителями, используя разные формы обратной связи. Доверие родителей – залог позитивной динамики ребенка с ОВЗ.2. Тьюторское сопровождение в ресурсном классе. В рамках данного проекта тьюторы сопровождают в начальной школе детей с ОВЗ – с сильными поведенческими нарушениями, агрессивным или аутоагрессивным поведением. Иными словами, это дети, которые не могут заниматься в обычном классе, либо они участвуют только на каких-то уроках, которые им хорошо даются. Например, музыки, физкультуры, технологии. В пределах ресурсного класса дети с ОВЗ овладевают программой с учителем-дефектологом и учителем-логопедом. Помимо этого тьюторы проводят общие уроки технологии, занятия, направленные на развитие бытовых навыков. 3. Тьюторское сопровождение в регулярном классе. Помимо дошкольников, детей с сильными нарушениями поведения есть дети с ОВЗ, способные находиться весь учебный день в обычном классе с нормотипичными сверстниками, но им для этого требуется специальное сопровождение. Тьютор в классе – это помощь не только детям с ОВЗ, это помощь всем детям. Тьютор тесно взаимодействует с учителем класса, знает про все ближайшие мероприятия, организует досуг на переменах. Задача тьютора не выделять ребенка с ОВЗ, а, наоборот, максимально его включить в класс, наладить его отношения со сверстниками, дать ему возможность справляться самому. Ну а если ему требуется помощь, уметь обратиться за ней. Тьютор не решает за ребенка те или иные задачи, он его поддерживает и помогает справляться самостоятельно. Если вдруг у ребенка с ОВЗ случается поведенческий взрыв, то тьютор выводит его в ресурсную зону для сенсорной разгрузки.В рамках инклюзии в нашем образовательном комплексе тьюторы готовят праздники для детей с ОВЗ, инклюзивные общешкольные мероприятия, участвуют в круглых столах и конференциях, возят детей с ОВЗ на специальные адаптированные экскурсии. А также участвуют в групповых встречах с педагогом-психологом, направленных на разбор сложных кейсов, профилактику эмоционального выгорания, развития креативного мышления в работе с детьми.- Одним из важных направлений в деятельности служб психолого-педагогического и социального сопровождения образовательных организаций, входящих в межрайонный совет директоров, – говорит педагог-психолог школы №1298 «Профиль Куркино» Анна Боева, – работа с родителями. Родителям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не случайно уделяется достаточно большое внимание. У детей с ограниченными возможностями здоровья, контакт которых с окружающим миром несколько сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Родителям каждого ребенка, а детей с ОВЗ в особенности, принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитания, включения их в социальные и трудовые сферы, становления их  как активных членов общества.Мы вместе: взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ на разных уровнях образования    Одно из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы школы №1551 – взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги  активно включены в процесс взаимодействия с родителем каждого обучающегося и воспитанника.Наряду с традиционными формами взаимодействия – психолого-педагогическим консилиумом, групповыми и индивидуальными консультациями, занятиями, проводимыми педагогами-психологами, учителями-логопедами и учителем-дефектологом, на которые приглашаются родители, – в школе №1551 активно используются и внедряются новые формы работы с родителями.Например, в одной из дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в течение учебного года ежемесячно проводилась творческая мастерская «Волшебные пальчики». Изначально инициатива данной деятельности исходила от учителя-логопеда школы №1551, но уже со второй встречи родители нескольких воспитанников сами предложили идею для будущей встречи и активно участвовали во всей подготовительной работе, а начиная с третьей мастерской в группе присутствовал родитель каждого ребенка. Так как детско-родительское творчество создает положительный эмоциональный фон у всех участников процесса, стимулирует детскую речь, способствует развитию воображения, памяти, мышления, а также является одной из форм совместной деятельности детей и их родителей, мы получили массу положительных отзывов от родителей. Взрослые участники отметили, что увидели не только творческие возможности своих детей, но и получили новый опыт полезного общения. Совместными усилиями специалистов службы психолого-педагогического сопровождения была подготовлена серия встреч с родителями, которую назвали «Мы вместе». Формат таких встреч подразумевал, что родители в течение короткого времени знакомились с заявленной темой встречи, например «Что такое задержка психического развития у старшего дошкольника? Пути и решения», а далее в свободной форме имели возможность обсудить эту тему друг с другом, задать интересующие вопросы специалистам, ознакомиться с конкретными приемами, упражнениями, которые могли бы использовать в семье. Такие встречи позволяют расширить знания родителей об особенностях своего ребенка, увидеть, попробовать и применить конкретные технологии успешного взаимодействия с ним.Несколько раз за этот учебный год родителей дошкольников ждали на «Увлекательной игротеке». Учитель-дефектолог подбирал игры, соответствующие возможностям определенной возрастной группы детей с задержкой психического развития. Взрослые не только смогли ознакомиться с данными играми и понаблюдать за игровой деятельностью, но становились непосредственными участниками процесса.  И дети, и взрослые ждали с нетерпением новых встреч на «Увлекательной игротеке», предлагали на модерацию учителю-дефектологу свои идеи дидактических и подвижных игр, в которые смогли бы поиграть все вместе.К сожалению, в последнее время растет число родителей, которые не имеют достаточно времени, чтобы приходить на такие интересные мероприятия, но активно включены в жизнь ребенка, очень хотели бы получать консультации, узнавать новое. Для них три года назад мы создали и продолжаем развивать проект «Дистанционный кабинет логопеда». На сайте школы №1551 любой родитель может найти ссылку на проект, где находится 11 вебинаров, касающихся различных сторон речевого и познавательного развития ребенка. Здесь интересно будет и родителям малыша, начинающего говорить, и родителям школьника, собирающегося в пятый класс. Данные вебинары мы старались сделать максимально практико-ориентированными. Помимо этого родители могут отправить свои вопросы на электронную почту любого специалиста, получить рекомендации и индивидуальную психолого-педагогическую поддержку. Конечно, данные формы взаимодействия удобны тем, что родители имеют возможность получить информацию в любое время, и, таким образом, рекомендации остаются в электронном виде и всегда «под рукой» у родителя.      – Детство – это особый период жизни человека, – убеждена заместитель директора школы №1551 Дарья Теленкова, – во время которого происходят его социальное развитие, становление как члена человеческого общества. Нам важно, какими людьми вырастут наши обучающиеся.Равные среди равныхСегодня для педагогов важной задачей является организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях образования. Реализовать потенциал детей с ОВЗ можно лишь при условии вовремя начатого и адекватно проведенного обучения и воспитания, удовлетворяющего как общие потребности, так и особые образовательные. Педагоги школы №883 стараются к каждому ребенку с ОВЗ подходить с позиции «что он может». Для развития мотивации и познавательной самостоятельности обучающихся с ОВЗ мы создали комфортную образовательную среду с применением новых педагогических технологий и действенных форм обучения.Стимулировать проявление познавательного интереса, преодолевать безучастность ребенка с ОВЗ во время образовательной деятельности педагогам помогают деятельностный подход, активное взаимодействие детей с педагогом. Педагоги не дают готовые знания, а ищут их вместе с детьми. Следует отметить, что данный подход применяется не только к детям с ОВЗ, но и к остальным обучающимся. При организации образовательного процесса специалисты школы учитывают специфику детей с ОВЗ и на этой основе вырабатывают стратегию синхронизации обучения с обычными детьми. Современные формы образования (компьютерные, мультимедийные, интерактивные) расширяют возможности развития познавательного интереса детей с ОВЗ.  Использование таких форм при объяснении нового материала делает учебные занятия более наглядными, интересными, потому что такая организация учебного материала содержит три вида памяти: зрительную, слуховую и кинетическую. Кроме этого, нужно отметить, что все дети с ОВЗ включены не только в образовательную деятельность. Так же, как и все остальные обучающиеся и воспитанники, они полностью задействованы во внеурочной, досуговой, спортивной и других видах деятельности.  Внеурочная деятельность индивидуализирована и направлена на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка в тех областях, в которых он проявляет особые способности. И, конечно, большое внимание уделяется успешной социализации и дальнейшей профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.Каждое мероприятие с таким учеником – это в первую очередь общение. Общение, мотивирующее к самостоятельной деятельности, познанию окружающего мира, возможности самореализации. Развитие коммуникативных навыков становится обязательной частью образовательно-воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ.Нужно отметить, что нам не удалось бы добиться положительных результатов в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья без постоянного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В обучении, воспитании, развитии и социализации детей с ОВЗ важна работа каждого специалиста. И не менее важным аспектом является работа с родителями. Нельзя не оценить тот момент, что именно такая форма образования дает семье ребенка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, стремиться вместе с ребенком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей и делает его по-настоящему равным среди равных!- Важнейшее направление социализации, – отмечает директор школы №883 Максим Сенин, – подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.От АФК – к эффективной инклюзииПроект «От адаптивной физической культуры – к эффективной инклюзии» реализуется Московским государственным гуманитарно-экономическим университетом в рамках гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель этого проекта – повышение уровня физической и социальной адаптированности детей подросткового возраста (с 14 до 17 лет) с нарушениями опорно-двигательной системы средствами АФК.Задачи проекта:- повышение уровня двигательных способностей и координации движений, тренировка вестибулярного аппарата, развитие коммуникативных способностей возможностей подростка;- повышение осведомленности родителей о возможностях АФК для подростка с учетом особенностей его заболевания и освоение родителями коррегирующих комплексов для занятий в домашних условиях. Создание условий для систематических занятий АФК;- распространение инновационного опыта повышения уровня физический и социальной адаптированности детей среди специалистов из организаций-соисполнителей и повышение их квалификации;- трансляция положительного опыта среди специалистов по АФК.В реализации проекта участвуют Московский государственный гуманитарно-экономический университет (основной исполнитель), а также организации-соисполнители: Сергиево-Посадский социально-экономический техникум, Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова, школа №31.Московский государственный образовательный комплекс также принял участие в реализации этого проекта, способствующего эффективному применению адаптивной физической культуры в качестве средства реабилитации здоровья детей с ограниченными возможностями.Для этого в МГОК организована работа секции «От адаптивной физической культуры – к эффективной инклюзии» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которую посещают наши школьники. В ходе заключительного этапа проекта ребята получили необходимые знания и умения использования изученных упражнений адаптивной физической культуры в повседневной жизни, при самостоятельных занятиях.В мае на базе Московского государственного гуманитарно-экономического университета были проведены итоговые соревнования для участников проекта, где наши ребята показали свои возможности и навыки, полученные в процессе занятий.Кроме того, школьники с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в МГОК, приняли участие в отборочном этапе IV Московского чемпионата «Абилимпикс»-2018. Конкурсанты, показавшие лучшие результаты на отборочном этапе, смогут принять участие в IV Московском чемпионате «Абилимпикс»-2018. В список таких участников IV Московского чемпионата «Абилимпикс»-2018, утвержденных организационным комитетом чемпионата, вошли ребята из МГОК.Это Ольга Крутова, Сергей Петухов, Селима Даукаева, Александр Костров.Ольга ГОЛОВАНОВА,учитель-дефектолог, школа №830 (по материалам школ №1399, 830, 1298 «Профиль Куркино», №1551, 883 и МГОК)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте