search
main
0

Каждый проект – наше общее дело. Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования

Развитием нацпроекта «Образование» в Москве в Год ребенка станет работа над проектом «Школа будущего». Как сказал на одном из заседаний правительства Москвы Юрий Михайлович Лужков, современную хорошую школу мы представляем, гордимся, что московское образование занимает достаточно прочное место в России, имеет хороший рейтинг в российском образовании, что в наши образовательные учреждения приезжают за опытом педагоги и управленцы из других городов, стран, восхищаются тем, как выстроено, например, питание школьников, снабжение учебниками, как используются информационные технологии. Мы начали серьезно работать над решением проблемы внедрения здоровьесберегающих технологий, наши образовательные учреждения неплохо учат русскому языку детей-мигрантов.

Дальше можно было бы продолжать список того, чем сегодня в лучшую сторону отличается от других система столичного образования, но нам нужно думать о том, какой должна стать наша школа в перспективе. Вот тут и возникла идея заняться разработкой проекта «Школа будущего». А дальше, как уже принято в нашем московском образовании, для того чтобы решать сложные задачи, мы обратились к ресурсам, которые считаем главными, – к талантливой педагогической общественности города, к нашим образовательным учреждениям, к нашим руководителям ОУ, к нашим учителям.

Департамент образования объявил конкурс «Строим школу будущего», участвовать в котором предложили всем образовательным учреждениям города. На этом конкурсе школа не должна была показывать свои успехи, она должна была показать такую часть модели Школы будущего, которую могла бы успешно реализовать. Нам нужно было, по сути дела, определить, чего не хватает, на чем нужно сосредоточить весь научный, педагогический, родительский, ученический ресурс, чтобы отработать такую модель.

В конкурсе приняли участие немного школ – всего 168, а их у нас в Москве полторы тысячи. Из этих 168 школ сначала отобрали 60, потом поработали экспертные группы, в которых были представлены научное и методическое сообщества, и отобрали еще 30. В конце концов, победителями стали 15 школ. Они были поддержаны финансово – каждая получила миллион рублей для того, чтобы дальше разрабатывать свой проект. О них много писала наша газета «УГ-Москва», читать которую мы советуем не только учителям и управленцам, но и родителям, чтобы знать, что же происходит в московском образовании.

Анализируя всю ту работу, которая проходила во время конкурса, мы определили некоторые элементы, опорные. Это прежде всего то, что связано с изменением уклада школы. Ведь каждая школа нынче имеет свое лицо тогда, когда у нее есть свой уклад. Тут, как и в семье, есть свои традиции, свои выстроенные формы взаимоотношений, взаимопонимания и взаимоуважения, свои формы взаимодействия с внешней средой. Та школа, которая не думает о том, что вокруг нее есть как дополнительная образовательная среда, так и дополнительная среда, разрушающая эту образовательную среду, которая не выстраивает формы взаимоотношений с этой средой, не имеет своего уклада. Выстраивание индивидуального уклада по определенным принципам, которые способствуют прежде всего дальнейшему совершенствованию образовательного процесса, направленного на развитие ребенка через индивидуальные образовательные траектории, те первые попытки найти возможность выстраивать внутри образовательного процесса индивидуальную образовательную траекторию, исходя из способностей, возможностей, ритма учебной деятельности и многих других особенностей конкретного ребенка – начало пути к Школе будущего. Понятно, что все это надо делать.

Дальше идет еще один пласт – современные образовательные технологии. Что такое информационные технологии, более или менее понятно, без них современные технологии обучения не могут существовать. Не случайно в 2006 году мы объявили конкурс среди всех учителей Москвы, предложив им защитить свои проекты. У нас уже стало правилом давать компьютеры не просто так («Возьми компьютер, поставь его в класс и смотри, как он будет стоять!»), а только тем педагогам, которые защитили свое право на компьютер, показали, зачем он нужен, что они знают, как с ним работать, но, кроме этого, еще и понимают, что можно сделать в образовательном пространстве при помощи этого средства. Компьютер – не самоцель, а инструмент, средство, образовательная технология, и право на его получение должны иметь те педагоги, которые научились работать на нем и применять его в учебном процессе. Сегодня в московских городских педагогических вузах обучают будущих учителей, владеющих информационными технологиями, и мы ждем этих молодых педагогов, которые будут приходить уже с проектами использования информационных технологий в своей образовательной деятельности. Мы считаем, что нужно учиться на ходу, что нужно постоянно доказывать и показывать, что сможет изменить в своей работе педагог, если ему дадут современный компьютер, современное рабочее место учителя, современный компьютерный класс. Что такое информационная среда внутри школы? Для ответа на этот вопрос нужен опять проект, разработка соответствующего модуля.

Сегодня внутри проекта «Школа будущего» появляется новый – «Школа информатизации». Дальше, безусловно, появится задача изменения всей образовательной среды внутри самого образовательного учреждения, которая должна включать все ресурсы, обеспечивающие нормальное образование, включая образовательные ценности, ценности воспитания, и готовящие ребенка к жизни в будущем. Причем не просто жить в будущем, но и уметь строить это будущее.

Сейчас 15 школ-победителей будут очень серьезно дорабатывать свои модели, будут созданы временные научные коллективы, которые создадут научную, методическую базу и другие элементы этой модели. Безусловно, в 2007 году мы продолжим этот конкурс в рамках национального проекта, и я считаю, что родительская общественность, родительские коллективы должны подвигать и выдвигать свои школы как на участие в нацпроекте, так и на участие в конкурсе проектов «Школы будущего».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте