search
main
0

Каждый педагог – «звезда». Убеждены и управленцы, и учителя Республики Саха (Якутия)

​С чего бы начать статью? Наверное, с собственного материала семилетней давности в «Учительской газете». Он назывался «Подарите мне… опыт», и было у него такое вступление: «Клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)» возник в 2009 году. Его отцы-основатели – участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010 Юрий Кынатов, с этого учебного года ставший директором Верхневилюйской начальной школы, и участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2009 Александр Новгородов, учитель черчения из Намского улуса. И сразу у инициативных учителей возникла мысль – якутские конкурсанты нуждаются в более тщательной подготовке к «Учителю года», начиная с муниципального уровня. Главная проблема местных педагогов – неумение себя презентовать, ярко и грамотно представить свой действительно интересный опыт. Чтобы они могли лишний раз потренироваться, учителя года и придумали меж­улусный (то есть межрайонный) конкурс «Учитель года Западной Якутии».

Как много воды якутских рек Лена и Вилюй с тех пор утекло! Многое изменилось. Юрий Кынатов директор школы №4 Верневилюйска, а школа его находится в новом, очень красиво оформленном здании, Александр Новгородов тоже директор и бессменный председатель жюри конкурса, который начинался в 2013 году и сегодня находится на пике популярности. Конкурс получил новое название – «Серебряный пеликан» и покинул свою родину, Верхневилюйск. В этом году уже VII открытый профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан» прошел в городе Нюрба, который располагается на западе Республики Саха, так что географически все осталось почти по-прежнему… Первый конкурс спонсировал Алмазэргиэнбанк благодаря щедрости председателя правления Александра Миронова. Недаром Александру Степановичу дали звание «Почетный меценат Республики Саха (Якутия)». А еще он был народным депутатом Республики Саха (Якутия) двух созывов. После внезапной ранней трагической гибели Александра Миронова конкурс получил его имя. Каждый год открытие начинается с рассказа об этом необыкновенном человеке, один из участников получает особый подарок от семьи Александра Степановича…В этом году конкурс «Серебряный пеликан» поддержал Общероссийский Профсоюз образования, и это неудивительно, ведь тема повышения профессионализма учителя сегодня очень волнует нашу общественную организацию. Честь и хвала организаторам и участникам подобных конкурсов!«Тумэр» – значит «объединять»Седьмой конкурс вообще получился очень необычным. Главный прорыв, который сделал клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)», – выйти далеко за рамки одного мероприятия. Всего за несколько дней, со 2 по 6 марта, в девяти районах республики одновременно на 12 площадках прошло уникальное образовательное мероприятие – Тумэр Форум-2019. Организатором его стал, конечно, не один клуб, один бы он просто не справился. Это и Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), и Малая академия наук Республики Саха (Якутия), и районные управления образования, общеобразовательные организации республики. Поддержал форум Общероссийский Профсоюз образования. А также «Учительская газета».«Серебряный пеликан» встроился в форум как важный пункт программы, но не единственный. Тумэр Форум раскинулся по всей огромной республике! Председатель клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)» Юрий Кынатов объяснил смелую идею так: «Я думал, как сделать, чтобы абсолютных победителей, лауреатов и финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет, и не только их, других интересных педагогов, могло увидеть одновременно наибольшее количество учителей в Якутии. Решили организовать одновременный десант на нескольких максимально больших площадках. Между двумя крайними точками форума, Ленском и Оймяконом, почти 9 тысяч километров! Но дело даже не в этом. Дело в том, что в некоторые территории впервые приехали делиться опытом учителя года. Например, Ленск находится далеко, местным педагогам сложно добраться до Якутска. Туда мы попросили поехать учителя немецкого языка, директора Ленинградского областного центра развития одаренных детей и юношества, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014 Дениса Рочева. Он как бы создавал плацдарм для дальнейшего развития клуба в этом районе. Остались довольны все. Около тысячи детей участвовали в открытых уроках, более тысячи учителей республики смогли повысить свою квалификацию».В Таттинский улус (район) приехал учитель физики учитель года Кубани-2000 Андрей Семке. У него учились 176 коллег! В ытык-кюельской средней школе №1 им. А.И.Софронова-Алампа Андрей Иванович прочитал лекции на темы «Проектная и исследовательская деятельность», «Метод активных вопросов». Провел мастер-классы «Экологические экспедиции», «Музейная педагогика в преподавании учебных предметов», «Плагиат или соперничество». Рассказал об организации исследовательской работы, образовательных экспедиций и ознакомил с интересными формами современного урока по требованиям ФГОС.В Намскую улусную гимназию им. Н.С.Охлопкова приехал народный учитель СССР Петр Петрович Головин (пожалуй, самый именитый гость республики!). Он провел семинар-практикум для учителей физики с демонстрацией методики преподавания предмета на учащихся 9‑11‑х классов и мастер-класс «Из опыта организации проектной деятельности научно-технического профиля», поделился опытом работы по подготовке к экзаменам по предмету. До сих пор Петра Петровича вспоминают в Якутии, а он вспоминает поездку, публикуя фотографии с детьми и коллегами на своей странице в Фейсбуке.И это только три человека из команды, посетившей в марте Республику Саха (Якутия)! Чтобы рассказать обо всех, понадобится не один выпуск «Моего профсоюза». А вот у педагогов Республики Саха, и в первую очередь столицы региона, была возможность увидеть мастер-классы сразу всех «звезд» педагогики, благодаря тому что в последний день форума все они собрались в актовом зале средней школы №33 им. Л.А.Колосовой. Не случайно именно этой школы – здесь работает абсолютный победитель конкурса «Учитель года Республики Саха (Якутия)»-2017 Прокопий Батюшкин и директорствует Тамара Таюрская – активный партнер республиканского клуба учителей года.Итак, мастер-классы для 300 якутских педагогов в этот день показали:Андрей Шевченко, учитель истории, директор школы краснодарской школы №98 им. Героя Российской Федерации генерал-полковника Г.Н.Трошева, финалист конкурса «Учитель года России»-2010, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы»-2016,Юлия Мищенко, учитель английского языка, директор гимназии №38 города Тольятти Самарской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002»,Ирина Добротина, учитель русского языка школы №1310 Москвы, заведующая лабораторией общего филологического образования Института стратегии развития образования РАО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002,Денис Рочев, учитель немецкого языка, директор Ленинградского областного центра развития одаренных детей и юношества, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014,Петр Головин, учитель физики Ишеевского многопрофильного лицея им. Н.К.Джорд­жадзе Ульяновской области, народный учитель СССР,Александр Буханистов, учитель биологии маслянинской средней школы №1 Новосибирской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2001,Андрей Семке, учитель физики, победитель конкурса «Учитель года Кубани»-2000,Магомедшапи Дибиров, учитель информатики, руководитель отдела IT-со­п­ро­­вож­­де­ния и дистанционного обучения Дагестанского Института развития образования, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010,Руслан Хоменко, ведущий тренер, руководитель Поволжской школы ораторского мастерства и речевой самообороны, город Тольятти, Самарская область,Екатерина Калинина, учитель английского языка, директор лицея №9 города Новосибирска, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016,Олег Ренев, учитель математики санкт-петербургского губернаторского физико-математического лицея №30, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018,Надежда Ладилова, учитель начальных классов, методист Центра технологической модернизации образования, финалист конкурса «Учитель года Москвы»-2016,Прокопий Батюшкин, учитель истории и обществознания средней школы №33 Якутска, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018,Анна Платонова, учитель русского языка и литературы Городской классической гимназии Якутска, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Республики Саха (Якутия)»-2018.Большая перезагрузкаИ все же вернусь к конкурсу «Серебряный пеликан», потому что наблюдаю за ним с самого начала и с радостью вижу, как растут профессионально его участники.И статус конкурса растет. Приветствуя участников VII «Серебряного пеликана», начальник Управления образования Нюрбинского района Алевтина Аргунова призналась: «Мы этот конкурс отвоевали. Проводим, чтобы посмотреть, подумать, проанализировать. Надеемся, он нам очень многое даст». То, что конкурс очень нужен району, сказано не для красного словца. Нюрба стала городом недавно, в 1997 году, но история у этих мест богатая. Именно в Нюрбинском районе создавалась алмазодобывающая отрасль. Глава районной администрации Алексей Иннокентьев рассказал: «Самое большое месторождение алмазов здесь, 25% российского, 5% мирового запаса мы выдаем». Но алмазы – это средство. А цель всех усилий, в результате которых в районе строятся дороги, самый большой в республике по протяженности мост через Вилюй, в Нюрбе возводятся теплые детские сады, планируются драмтеатр, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, цель всего этого – люди, кадры.Алексей Михайлович объяснил: «Этот год мы в районе объявили годом развития человеческого капитала. 6 миллионов предусмотрели на переподготовку. Отправляем специалистов из разных отраслей, в том числе образования, в те регионы, где передовые технологии, – в Санкт-Петербург, Москву, Республику Башкортостан, Республику Татарстан».Конечно, и руководитель района, и начальник управления образования понимают, что наше время требует профессиональных специалистов, а они не приедут на плохие условия, будут искать места, где нормальное жилье, благоустроенные детские сады и школы, вся инфраструктура… С другой стороны, необходимо обеспечивать профессиональный рост своих кадров, в первую очередь педагогических. Вот почему конкурс «Серебряный пеликан» так важен. Открывая его на сцене Нюрбинского технического лицея им. А.Н.Чусовского, Алексей Иннокентьев снова говорил о повышении квалификации, о том, что конкурс ради этого и проводится: «Здесь будет предоставлена возможность обмена педагогическим и методическим опытом учителей, созданы условия для профессионального диалога. И пусть в этом конкурсе победит сильнейший».О том же говорила почетный гость и уроженка Нюрбы, заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонина Григорьева: «Здесь сидят лучшие учителя – вы маяки, на вас равняется все учительство. Вы гордость Российской Федерации. Желаю вам здоровья, долгих лет достойной, плодотворной работы. Пусть будет незабываемый конкурс. Желаю вам хороших перспектив, чтобы каждый день был успешным».Приветствуя 19 участников VII «Серебряного пеликана» из восьми районов Якутии и Южно-Сахалинска (да-да, в этом году была и такая гостья!), председатель жюри Александр Новгородов пообещал, что конкурс точно будет незабываемым: «Ваша жизнь поделится на до конкурса и после. Поэтому берите от этого состязания все, общайтесь с коллегами из нашей республики и теми, которые приехали из Центральной России. Вам в эти дни предстоит большая перезагрузка. Самое главное – надо развиваться, расти и двигаться».Сидя в жюри, я снова и снова радовалась, как профессионально растут учителя Республики Саха, как современные методики и технологии вошли в их обиход, информационные технологии, 3D-ручки, космические карты стали просто средством повышения мотивации. Рассказывать об уроках и мастер-классах, а именно эти испытания на конкурсе основные, смысла нет – их надо видеть. Вспоминаю практически каждый. Урок «англичанки» из Южно-Сахалинска Ксении Буровой, когда она на прекрасном английском рассказала о родном городе, а потом ребята, также по-английски, предложили трехдневный туристический маршрут по достопримечательностям Республики Саха. Мастер-класс учителя химии из Оймяконского района Ульяны Посельской, на котором фокус-группа добывала себе чистую воду, очутившись в передаче «Последний герой». Урок физкультурника Виктора Попова из Якутска, на котором пятиклассники сами (!) изучали задания на планшете и затем блестяще их выполняли.Повезло увидеть мастер-класс педагога, признанного абсолютным победителем конкурса «Серебряный пеликан». Учитель географии Нюрбинского технического лицея им. А.Н.Чусовского Алексей Афанасьев 4 года назад решил, что должен сам найти выход из ситуации, с которой сталкивается сегодня любой педагог: учитель перестал быть единственным источником знаний. Он выбрал технологию ментальных карт, интеллект-карт. Об этой технологии Алексей и рассказал, и не лекцию прочитал (информацию можно найти в Интернете), но объяснил, как сам ею пользуется, как работают его ученики. Участники фокус-группы за короткое время составили свои интеллект-карты, а недостатки исправили все, кто присутствовал на мастер-классе.Близкая тема была у преподавателя географии Жиганской средней школы Татьяны Сивцовой – «Ассоциации как метод деятельности на уроках географии». Именно Татьяна Александровна стала обладателем диплома и специального приза от Общероссийского Профсоюза образования, который вручила ваша покорная слуга.А еще мне повезло быть экспертом испытания «Эссе». Педагогические размышления на тему ««Учитель в эпоху стандартов» участники «Серебряного пеликана» писали, как и конкурсанты «Учителя года России», без гаджетов и Интернета, от руки, но, правда, всего за два часа, и объем был меньше – всего две обязательные страницы (некоторые умудрились за это время написать пять). Так что хочу завершить статью отрывком из эссе. Безымянного, как положено на конкурсе. «Я не смею ограничить учителя только стандартами. Он не только профессионал, владеющий предметными, метапредметными, личностными компетенциями, но человек с большим горящим сердцем. Можно в совершенстве пользоваться всеми инновационными технологиями, приемами и методами, можно иметь все нужные профессиональные качества, но без любви все вместе взятое будет уподобляться «суете сует и томлению духа». И я с этим согласна!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте