“Образование, не опирающееся на философски обоснованное учение о человеке и его месте в природе, истории, культуре, с неизбежностью приближает нас к сгущающимся “сумеркам просвещения”.
В. Розанов
Было бы неправдой сказать, будто я сразу и во весь рост увидела ученика и окружающий его мир. Легких путей не бывает. Школа – не учреждение, выдающее аттестаты, а храм науки – это мое жизненное кредо.
Цель высокого образования – самоопределение учащихся в воспитательно-образовательном пространстве. Цель воспитания – вооружить ученика знаниями, умениями и навыками, для всех без исключения. Для успешного осуществления этого подхода учитель сам должен быть личностью. Дети очень быстро чувствуют фальшь в нашем поведении, неискренность в словах. Я уверена, каждый педагог должен быть тем проводником, через которого ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя.
Очень жаль, что в настоящее время утрачена значимость многих нравственных ценностей, распространились озлобление, жестокость, агрессивность. И школа очень чутко реагирует на эти перемены в обществе. Я убеждена, что единственной ниточкой, способной вывести нас из “лабиринта” трудностей, будет любовь. Любовь к ближнему своему, любовь к природе, любовь к братьям нашим меньшим, ко всему, что окружает ребенка.
Я постоянно стремлюсь к созданию идеальной модели ученика: он должен быть интеллектуально развитым, уметь критически мыслить, иметь собственное мнение по проблемам действительности, быть нравственно чистым и порядочным. В своих детях стараюсь поддерживать малейшее желание делать добро, не ожидая ответной благодарности, всячески поощряю в детях ростки заботы о других, умение прийти на помощь сверстникам в трудную минуту, желание что-то изменить в природе, на улице, в парке, в школе.
Тех, кто приходит ко мне и садится за парты, я не только стараюсь научить, но и обласкать, пригреть. Значит, приблизить к себе. С этого начинается учебный процесс, которого при другом отношении к учащимся может и не быть.
Уроки в школе. Это начало познания окружающего мира, пробуждение внимания и интереса к другим людям. Учитель чувствовал и продолжает чувствовать в себе некое миссионерское начало, потребность, сея разумное, новое, не забывая о добром и вечном. “Школа! Помоги мне!” – с такой мыслью идут ребята на урок.
На уроках физики тоже главной целью считаю создать такую обстановку, чтоб урок являлся микросоциумом, в котором ученическое “Я” преломлялось в человечестве через “Я” учителя, чтобы ученик чувствовал себя не объектом воздействия, а субъектом переживаний, открытий, творчества.
Различные формы проведения уроков физики, классных часов позволяют в полной мере раскрыть ребятам свое “Я”, заложить в них фундамент к осознанию своего места в природе и обществе.
Это все поможет ребенку обрести уверенность в себе, своих силах, в том, что он найдет свое место в обществе и зазвучит всеми своими струнами.
Мой уважаемый ученик. Мне хочется сказать тебе: детство, отрочество не покидают нас никогда, они остаются с нами на всю жизнь. Поймать, свести день настоящий и день минувший, мое прошлое с твоим настоящим, мое настоящее с твоим будущим – вот что я стараюсь сделать в школьной жизни. “Каждый из нас – творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куется счастье наших воспитанников”.
Анна СТЕПАНИЩЕВА,
учитель физики
Астраханская область
Комментарии