Первый Московский образовательный комплекс – крупнейшее и самое многопрофильное из столичных учебных заведений объединенного уровня.
В основе образовательной концепции 1-го МОК лежит идея положительной социализации подрастающего поколения в быстро меняющемся мире, предложенная впервые доктором психологических наук, профессором, академиком РАО Александром Асмоловым. Под его научным руководством сложилась обучающая модель технологического колледжа №14 – флагмана нынешнего объединения, который к моменту образования комплекса уже был признанным лидером рейтинга профессиональных образовательных учреждений Москвы, лауреатом конкурса «Колледж будущего», обладателем гранта Москвы в области образования в 2011, 2012, 2013, 2014 годах и победителем приоритетного национального проекта «Образование».Особенность обучающей модели комплекса – модульная система вариативных дисциплин и создание единой образовательной среды: открытой, высокотехнологичной, многоуровневой. Это почва для стандартизации новых профессий, формирующихся в тесном сотрудничестве с социальными партнерами на базе анализа запросов индустрии и рынка, эталонных мастерских и независимой экспертизы качества обучения. Одним из первых среди ссузов колледж получил сертификаты по международным стандартам менеджмента качества ISO 9001 и IQ-Net. Под его эгидой получили профессиональные стандарты новые специальности: «дизайн» и «реклама», «аудиовизуальная техника», «ресторанный бизнес» (шеф-повар), «байер», «операционная деятельность в логистике», специальности IT. Первый образовательный сегодня обладает статусом экспериментальной площадки ФИРО и инновационной площадки Москвы.В 2013-2014 учебном году завершился этап реорганизации и управленческой интеграции. Присоединение к четырем колледжам двух школ и четырех детских садов позволяет аккумулировать и применить разнообразный опыт многопрофильного, вариативного образования на всех возрастных уровнях. Каждый должен получить свою долю успешной социализации: хороших друзей, интересные занятия, стопроцентное трудоустройство, зеленую улицу в вуз. Главный принцип обучения – дать попробовать и испытать в деле максимум возможных обучающих инструментов и технологий.Эталонное оборудование – студентамВизитная карточка подразделения «колледж» Первого образовательного – эталонные лаборатории, мастерские, студии, созданные усилиями социальных партнеров. В распоряжении студентов 76 лабораторий, среди которых профессиональные видео- и фотостудии, видеомонтажные комплексы, студия 3D-моделирования, медиатека и телестудия для ток-шоу и собственная типография, мастерские для живописи и художественных ремесел, карвинг-студия и банкетный зал, кулинарные и логистические цеха, более 10 буфетов, мини-маркет. До 2018 года запланировано обновить и создать еще 25 лабораторий, студий и мастерских, включая современные арт-залы на всех площадках, продолжает свое развитие в подразделениях программа «Один студент – один компьютер».Высокие технологии – школьникам и дошкольникамПеред комплексом – амбициозная задача: добиться включения подразделения «школа» в число 400 лучших школ столицы. С будущего учебного года к профильным классам – математическому, физико-математическому, языковому – прибавятся еще несколько профилей, объединенных под названием «Новая технологическая школа». Здесь будут оборудованы классы для занятий по программам «Программирование и робототехника», «3D-моделирование», «Прототипирование», «Экология». Отныне сложные предметы – физика, химия, биология, информатика – будут усваивать в увлекательной, проектной, а главное – в практической форме, где на ошибки укажет не оценка в тетради, а поведение подопечного робота. Обычные классы оснастят электронными комплектами учителя, а лаборатории – цифровым оборудованием.1 сентября 2014 года открылось новое здание младшей школы. Новая школа входит в число архитектурных и инфраструктурных достижений Москвы: зданий подобного уровня в городе всего четыре, вот почему в начале апреля строящийся объект посетил мэр Москвы Сергей Собянин. Мэр подчеркнул актуальность развития образовательных комплексов на фоне двух тенденций: позитивной демографии и растущей актуальности прикладных профессий, а узнав о планируемом оснащении и образовательных программах, заключил, что опыт 1-го МОК в этом плане неоценим. Первоклассников встретили интерактивные смарт-доски с неограниченным иллюстративным ресурсом, тач-тейблы, планшеты и пульты для опроса, мини-лаборатории с документ-камерами, игровые полы и многое другое. Часть занимательной электроники будет доступна и дошколятам – наряду с залами, фойе с солнечными эркерами, одинаково удобными для преподавания творческих дисциплин, проведения выставок и конкурсов. Согласно новому ФГОС дошкольные учреждения получают статус образовательных, что позволяет внедрить в программы детских садов игровые развивающие комплексы и интерактивные устройства. «Уже сейчас мы приобретаем плазменные панели и компьютеры, строим и ремонтируем помещения, закупаем специальное оборудование для развития детей. Наш детский сад еще недавно был далеко не первым в рейтинге ДОУ, но уже сейчас в нем многое удалось изменить и усовершенствовать», – говорит заведующая детским садом №1989 Маргарита Долгих.Триумфальное шествие открытых образовательных пространствОткрытые образовательные пространства можно назвать горизонтальными скрепами комплекса, а успешное их использование – своеобразным индикатором качества образования, ведь в предметно-развивающей среде новые технологии осваиваются играючи. По примеру ТК №14 открываются литературные гостиные и кафе, а учебные площадки обзаводятся уникальными музеями. Силами студентов и преподавателей факультета «Дизайн» в открытое образовательное пространство, оснащенное плазменными панелями, интерактивными картами и витражами превратился школьный музей боевой и трудовой славы 274-й Ярцевской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии и музей костюма на факультете дизайна. Собственные тренинговые зоны получили будущие повара и отельеры. В ближайших планах – оформление музея моды, школьного музея фильма «Понедельник начинается в субботу» и многое другое. Самых маленьких учащихся Первого образовательного в недалеком будущем ждет архитектурно-ландшафтный дизайн-проект «Территория детства». На открытом воздухе, между зданиями комплекса на ул. Тихомирова, раскинется мини-парк из необычных сезонных павильонов и игровых конструкций, предназначенных для всевозможных интерактивных занятий, мастер-классов, конкурсов и развивающих игр. На новой площадке будут адаптировать инновационные программы, предоставляющие ребенку возможность выбрать инструмент по плечу, создать и презентовать продукт собственного творчества, самому сформировать среду обитания. Наряду с педагогами в преподавательской роли выступят студенты школы и колледжа, уже сегодня включенные в программы взаимного обучения. Знаменательно, что автор проекта архитектор Юрий Хвощевский – выпускник Первого образовательного. Проект одобрен префектурой и включен в план благоустройства города. Именно открытые образовательные пространства создают благоприятную среду для непрерывного образования и превращают колледж, школу, сад в разнонаправленный развивающий центр. Уже сейчас здесь можно наблюдать катализирующий эффект большой семьи: младшие тянутся за старшими и, случается, не уступают им в изобретательности. Новая традиция 1-го МОК – совместные праздники. Беспрецедентным событием уходящего учебного года стал Последний звонок в школе, который прошел на территории колледжа и был полностью оформлен студентами факультета «Реклама».Образовательная концепция 1-го МОК предоставляет большие возможности для инициативы и активности не только учеников, но и для родственников и друзей, для работодателей и местных сообществ СВАО и Москвы в целом. И это еще один немаловажный критерий качества образования.Свободный выбор будущегоДля того чтобы обеспечить молодежи выход в мировое профессиональное образовательное пространство через углубленное изучение специальных предметов, иностранных языков и стажировки на российских и зарубежных предприятиях, в комплексе разрабатывают две программы: международный бакалавриат для школьников и прикладной бакалавриат для студентов колледжа.Получение одновременно с аттестатом сертификата IB позволит выпускнику школы поступить в любой из вузов 14 стран Западной Европы. Уникальный опыт практико-ориентированного преподавания, накопленный педагогами Первого образовательного, позволяет сделать в направлении международного бакалавриата существенный шаг. 1 сентября 2014 г. к профильным классам математики и физики добавились классы Новой технологической школы, а направление английского языка вырастает в многоуровневый лингвистический центр. В его программе – курс «Английский через музыку» для детей от 6 лет, дополнительные программы для школьников 1-11-х классов, профильные курсы для взрослых, разработаны программы дополнительных мероприятий in English – семинаров и встреч с носителями языка, презентаций, выставок, фильмов и спектаклей, запланирован международный обмен с учащимися из других стран, открыты классы немецкого и испанского языков. Уже сейчас профильные классы могут принимать всех желающих заниматься по углубленным программам, получше подготовиться к ЕГЭ или вступительным экзаменам в вуз. Программа прикладного бакалавриата планируется в комплексе совместно с ведущими вузами по специализациям факультетов. Заложенный в концепцию 1-го МОК продуктный подход значительно облегчает подготовку: с 3-го курса студенты разных факультетов вовлечены в самостоятельное выполнение реальных заказов. Творческое задание охватывает максимальную область общих и профессиональных компетенций и стало мощным тренингом командной работы. В ближайшем будущем каждый факультет получит несколько профессиональных бизнес-полигонов: студенческую кондитерскую, студенческую парикмахерскую, студенческий wellness-салон, студенческий хостел. В каждом подразделении откроется мини-салон красоты, а на базе школы – семейный клуб выходного дня для жителей Северное Медведково. Непременный пункт учебного расписания 1-го МОК – интерактивные семинары и мастер-классы «под задачу», которые проводят ведущие отраслевые специалисты из России, стран Европы и Азии. По традиции каждый проект интегрирует усилия нескольких подразделений например, рекламную продукцию и дизайн интерьера для студенческих парикмахерских разрабатывают юные дизайнеры и рекламисты, а будущие повара с удовольствием готовят для студенческих и школьных кафе.Оценивая работы студентов Первого образовательного, эксперты отмечают не только хорошие знания и навыки, но и высокие коммуникативные качества: ребятам свойственны и полет фантазии, и деловая сметка. Они легко ладят с людьми разного возраста и положения, широко мыслят и не боятся трудностей. Задача ближайшего будущего – заложить эти качества в ребенка как можно раньше.Единая информационная средаОткрытость и доступность инновационных технологий, быстрый обмен опытом и оперативное принятие коллективных решений обеспечивает в комплексе программа «Единое информационное пространство». Это ВКС-системы, единая видеотелефонная связь и единый домен, мультимедиацентр (единая платформа, включающая самостоятельно разработанные и привлеченные медиа: интернет-телевидение, печатные и интернет-издания – журнал «Триумф», образовательный портал «Мастер-класс»), социальные сети, облачные сервисы, электронные образовательные ресурсы широкого доступа.Особым вниманием студентов и старших школьников пользуется ежемесячное ток-шоу в собственной телестудии, которые проводит семейный телеканал «Радость моя». В этом году ребятам посчастливилось беседовать с такими знаменитостями, как архимандрит Тихон (Шевкунов), путешественник Дмитрий Шпаро, художник Никас Сафронов, байкер Алексей Вайц.Первый образовательный – везде первыйГлавный критерий качества образования подразделения «колледж» – высокая конкурентоспособность выпускников. Ведущую роль в подготовке и независимой оценке качества играют социальные партнеры: Федерация рестораторов и отельеров и Московская ассоциация кулинаров, Союз дизайнеров Москвы, Гильдия оформителей, Российская ассоциация домов моды; международные организации и иностранные партнеры: ОРТ, Евро-Азиатская логистическая ассоциация, Международная рекламная ассоциация и другие. Один из старинных патронов комплекса – Всемирный ОРТ («Образовательные ресурсы и технологии»). В этом году студенческие коллекции дизайнеров 1-го МОК были высоко оценены преподавателями Технического лицея ОРТ в Страсбурге, а Совет попечителей ОРТ в Праге с восторгом принял презентацию программы развития комплекса. Первый образовательный обладает статусом Специализированного центра компетенций WorldSkills Russia, а преподаватели и мастера производственного обучения – сертифицированные эксперты WSR и Всемирной ассоциации кулинарных сообществ (WACS). Ежегодно комплекс проводит внутренние состязания «Студенческие фантазии» и «Московский дебют» (дизайн), «Золотая рельса» и «Гермес» (реклама), «Карвинг» (ресторанный бизнес), «Минута славы» для школьников и дошколят. Жюри формируем из независимых экспертов – успешных практиков, звезд индустрии, представителей крупных фирм, преподавателей престижных вузов, редакторов профессиональных изданий. Победителей ждут стажировки в компаниях социальных партнеров и участие в региональных, федеральных и международных выставках и конкурсах, где они стабильно завоевывают высокие награды, сертификаты на льготное поступление в вузы.Одно из приоритетных направлений креативной индустрии столицы дизайн и реклама. К традиционному дизайну и конструированию одежды на факультете «Дизайн» прибавилась новая специальность «Дизайн среды», а факультет рекламы называется сегодня «Реклама и мультимедийные технологии». Лауреатов конкурса «Московский дебют» стабильно приглашают в Союз дизайнеров Москвы и на международные конкурсы модельеров и дизайнеров «Экзерсис» и «Русский силуэт», их коллекции публикуют в журналах Fashion Education и «Мода России» а практику они проходят в лучших домах моды столицы. Молодые креаторы – активные участники зарубежных проектов: стажировок в Страсбурге и Берлине, Праге и Вене (Гильдия фотографов Берлина, международные конкурсы «Бурда – мода» и «Волшебные мосты»), в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, открытых Европейских «Дельфийских играх». В ближайших планах – сотрудничество с французскими и итальянскими международными школами дизайна. Победителей конкурса «Золотая рельса» приглашают продолжить обучение на профильных факультетах Московского университета печати им. Ивана Федорова, Московского государственного машиностроительного университета и других вузов, на стажировку в известные агентства и мультимедиакомпании. Москва – крупнейший туристический центр, и, отвечая на вызов индустрии, Первый образовательный выпускает порядка 300 молодых специалистов в год. Каждый год ребята берут призы на профессиональных конкурсах: Международная выставка «ПИР Индустрия. Гостеприимство 2013», «Кремлевский кубок», открытый командный чемпионат России по карвингу, открытый чемпионат Москвы по кулинарному искусству и сервису среди юниоров, чемпионат «Московские мастера». В этом году студенты факультета «Ресторанный бизнес» привезли дипломы и грамоты с Сочинской Олимпиады. Будущие повара участвуют в ежегодных профессиональных обменах Берлинской гильдии кондитеров, стажируются во французском центре обучения кондитеров «Ковчег-Волконский», лицее Жана-Баптиста в Руане, посещают мастер-классы зарубежных мастеров. Не случайно выпускников ждут лучшие рестораны и отели Москвы.Сегодня наша страна переживает подъем национальной идентичности. А значит, впереди настоящий «традиционный бум», и все, что связано с художественными ремеслами, народными промыслами и классической живописью, резьбой по дереву и обработкой металлов, стремительно входит в моду. Студенты и преподаватели факультета «Художественные ремесла и народные промыслы» и «Культура и искусство» – непременные лауреаты всевозможных профессиональных конкурсов и фестивалей. Среди них – ежегодная выставка ЮНЕСКО и Дни России в Париже, выставка Нью-Йоркской школы реалистического искусства, отечественные и международные фестивали народных мастеров «Пасхальное яйцо», Кубок России по художественному творчеству «Ассамблея искусств», «Ладья», «Жар-птица», «Творчество молодых». Факультет прикладной эстетики можно назвать перманентным творческим конкурсом, и неудивительно – это Москва. Важным событием года для факультета стало торжественное продление 15-летнего договора о сотрудничестве с парижской частной школой парикмахерского искусства Сэн Луи Унион Академи (Еcole privee de coiffure Saint Louis Union Academie). Среди его пунктов: совместные научно-практические конференции, ежегодные стажировки студентов и преподавателей, экспертиза дипломных работ на соответствие международным профессиональным стандартам, мастер-классы и два конкурса: «Золотая башня» (Москва) и Международный конкурс в учебном центре Л’Ореаль (Париж), где студенты факультета стабильно завоевывают награды.В будущем году состоится первый выпуск по специальности «операционная деятельность в логистике» по стандарту, разработанному в сотрудничестве с Евро-Азиатской логистической ассоциацией. Студенты факультета – участники и призеры конкурсов «Московские мастера», олимпиад по экономике, деловых игр «Никсдорф-Дельта». Их охотно приглашают крупные сетевые гостиничные комплексы Москвы.Средняя школа привнесла в конкурсную историю факультетов свои традиции: школьные конкурсы «Яблоко Ньютона», «День науки и творчества», научное общество «Парадокс».Череда конкурсов заканчивается творческим фестивалем «Минута славы» в арт-зале головного здания, где участвуют все учащиеся комплекса.Особенности управления и компетенции учителяЗалог высокого качества образования в 1-м МОК – инновационная инфраструктура. В комплексе действует Центр прикладных квалификаций – один из первых в Москве центров профессиональных компетенций, созданных в образовательном учреждении. Здесь проводят аудит рынка труда, внутренний аудит образовательного комплекса, профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку учащихся, психологические тренинги персонала, а также переподготовку и повышение квалификации специалистов. В недалеком будущем Первый Московский образовательный комплекс станет центром образовательного консалтинга в экономической, управленческой, финансовой, научно-педагогической и инновационной деятельности, стратегического планирования и функционирования новых образовательных учреждений для всей системы образования города.На нынешнем этапе развития комплекса все внимание сконцентрировано на школьном и дошкольном подразделениях, где главные фигуры – учитель и воспитатель. Сегодня быть учителем в Первом образовательном означает помогать ребенку выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, двигаться вместе с ним по различным пространствам знания, находить нестандартные решения, развивать таланты и закреплять навыки. В подразделении «школа» сложилась своя традиция сопровождения по индивидуальному маршруту, которая сейчас успешно интегрируется с опытом тьюторства проектной деятельности подразделения «колледж».Юрий МИРОНЕНКО, директор 1-го МОК, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук
Комментарии