Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Каждый десятый. Прямая речь

Учительская газета, №40 от 6 октября 2009. Читать номер
Автор:

Наша школа сегодня переживает серьезный кризис. Вынуждены преодолевать стереотипы, оставленные в наследство тоталитарной идеологией. Помните популярную песню: «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз»? Безобидные, даже веселые на первый взгляд стихотворные строки. А ведь за ними политика по созданию «новой общности – советского народа». Как директор школы в многонациональной республике, я хотела бы обсудить два аспекта одного вопроса: во-первых, в чем состоит задача национальной школы; во-вторых, как развивать в детях чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к культуре и традициям своего народа и других народов.

Образование – это та сфера, в которой как в капле воды преломляются интересы и государства, и общества (причем очень неоднородного), и семьи.

Любая образовательная политика складывается из учета этих порой сталкивающихся тенденций, из поиска оптимального баланса между ними. И выход здесь, на мой взгляд, может быть только один: на первый план должна выходить история межкультурного взаимодействия.

В чем же состоит задача национальной школы? Не только в том, чтобы погрузить ребенка в традиционную культуру, но и в том, чтобы включить его в контекст культурной традиции, показав ему многообразие культур.

В нашем городе, как, впрочем, и везде в России, проживают представители многих национальностей и народностей: кроме русских, составляющих большинство, и коми как коренного народа, здесь живут украинцы, татары, башкиры, немцы. У нас есть школа, где изучают литературу и культуру Германии. Во многих ведется изучение коми языка и коми культуры. И это правильно.

Но всего этого не будет достаточно, если мы не посмотрим на проблему шире. Статистика неумолима: каждый десятый конфликт между школьниками сегодня возникает на национальной почве. Смогут ли новые программы, изучающие вопросы толерантности в рамках предметов нравственно-эстетического цикла, хотя бы немного исправить эту пугающую статистику?

Стоит заметить, что мы, работники образования постсоветских государств, слишком медленно осознаем, что густо замешанные на реальных и мнимых этнических проблемах и предрассудках вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Северной Осетии, Ингушетии, Чечне, Таджикистане, равно как и бесчисленные «мирные» конфликты, произошли, происходят и, к сожалению, еще долго будут происходить не потому, что породившие их противоречия неразрешимы, а потому, что у оказавшихся противниками людей не сформировано категоричное «нет» насилию, тем более вооруженному! Необходимо что-то срочно предпринимать, чтобы выйти из этого порочного круга, так как формируется это отношение в детском возрасте – дома и в школе. И если у миллионов взрослых еще недавно единого советского общества сегодня нет такой внутренней психологической установки по отношению друг к другу, значит, их воспитывали в духе агрессивной нетерпимости, двойной морали.

Как противостоять этой опасности? Необходимо наладить дружескую атмосферу в школьных коллективах: о национальной розни нет речи, если в детях воспитывается уважение к людям независимо от их национальной принадлежности.

Алла КУРИЛО, директор школы №36, Сыктывкар


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту