search
main
0

Каждый человек – жемчужина. Классный час «Девушкам и юношам, обдумывающим житие…»

Цели классного часа «Девушкам и юношам, обдумывающим житие…»: изменение отношений в классе, повышение коммуникативной культуры учеников. Задачи: помочь в дальнейшей адаптации учащихся; сплотить коллектив через осмысление понятий «толерантность» и «принятие» и перевод из теоретической в практическую плоскость; проанализировать ситуации, характерные для первых месяцев существования десятиклассников в педагогическом лицее в условиях города.

Мероприятие проведено в 10 педагогическом классе

Место: классная аудитория

Время: 1 час 10 минут

Организация пространства: тип «Аквариум»

Оформление: Плакат с текстом: «Принятие другого человека – это твердая уверенность в том, что молодой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек, поведения имеет право жить на Земле,  и никто не имеет право его уничтожить». К. Роджерс.

В роли ведущего выступает классный руководитель.

Ведущий: Ребята! Вы уже три месяца учитесь вместе в одном классе. Вы знаете, друг друга по имени, по фамилии, узнаете друг друга по голосам и даже знаете, кто откуда приехал. Но достаточно ли этих знаний для того, чтобы строить хорошие гармоничные отношения? Есть ли секреты успешного взаимодействия? Почему один человек общается легко и непринужденно, а другой испытывает определенные трудности, дискомфорт, стеснение, каждый раз с усилием перешагивая через себя, через внутренние границы своего «я»? Почему мы разные?

Упражнение «Коммуникативная цепочка «Почему мы разные?»

Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы, начиная со слова «почему?», формулируя вопрос, опираются на ответ предыдущего товарища.

Ведущий: Люди разные в силу многих факторов, влияющих на формирование личности. Но различия дополняют и обогащают общество. Мы разные, но нам надо научиться жить в мире, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. А для начала нужно понять, что у нас общего и чем мы отличаемся друг от друга. Какие мы сами?

Упражнение «Наше общее и наше различное»

Учащиеся разбиваются по парам, индивидуально заполняют две колонки: в первой – что объединяет с товарищем, попавшим в пару, во второй –  что отличает друг от друга.

Вопросы для обсуждения:

Какие качества вас объединяют?

Какие качества отличают вас друг от друга?

Как влияют сходство и различия на отношения в классе?

Ведущий: Мы часто хотим быть такими же, как все остальные, и страдаем, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы как все, но не менее важна индивидуальность. Наше общее – это поле взаимного согласия, а наше различное – это индивидуальность, жемчужина, к которой нужно бережно относиться самому, её необходимо ценить окружающим. Вся жизнь – театр. Мы каждый день играем какие-то роли. Но сегодня я предлагаю вам проявить свое актерское мастерство в педагогическом театре. Прошу каждого из вас выбрать карточку и подойти к столу с соответствующим номером. Спасибо! У нас получилось четыре актерских группы.

Каждая группа получает карточку с заданной ситуацией, которая обрывается на конфликтном моменте. Задача каждой группы обыграть имеющую ситуацию, предоставив возможность другим участникам предложить свою развязку. После этого вы завершаете показ своим драматическим вариантом, который первоначально задумала ваша группа.

Анализ ситуаций в форме «Педагогического театра».

Ведущий: Мы по-разному ведем себя в различных ситуациях, но главное – надо уметь находить выход из конфликтной ситуации на основе уважения друг к другу.

На рубеже  – веков во Франции жил Талейран Перигор Шарль Морис. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при Людовике ) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом он умел сохранять свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».

Давайте посмотрим, какое определение понятия «толерантность» дается в Большом энциклопедическом словаре.

Ученик, заранее получивший  задание, озвучивает данное понятие. Обсуждение термина.

Ведущий: Понятие «толерантность» появилось сравнительно недавно, принадлежит оно сфере политологии, социологии, психологии. Говоря о толерантности, мы сталкиваемся еще с одним интересным, на мой взгляд, термином – «принятие». Ребята, а что значит принять человека?

Высказывания учащихся.

Ведущий: По мнению американского психолога Карла Роджерса «Принятие другого человека – это твердая уверенность в том, что молодой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек, поведения имеет право жить на Земле,  и никто не имеет право его уничтожить».

Почему мы не всегда принимаем другого человека? Что помогает принимать? А что мешает принимать?

Ведущий: И снова работаем с карточками. ты не всегда принимаем. б ндивидуально заполняют лисПрошу учащихся, имеющих на руках карточки с номерами 1 и 2 пройти за один стол, а обладателей карточек с номерами 3 и 4 за другой стол. Мы с вами выполним упражнение «Альтернатива»

Работа в группах

«Что помогает принимать другого человека»

«Что мешает принимать другого человека»

Учащиеся озвучивают наработанный материал, обмениваются мнениями. Сделать анализ ведущему помогает упражнение с пластилином.

Упражнение с разноцветным пластилином.

1 этап – изготовление шариков одного цвета;

2 этап – смешивание с 2 -3 цветами;

3 этап – образование единого разноцветного пластилинового шарика.

Ведущий: Какой шарик интереснее? Почему?

Великий отечественный педагог В.А.Сухомлинский назвал детский коллектив «собранием индивидуальностей». Он заметил, что чем больше индивидуальностей, тем ярче светит своими гранями коллектив. Так и этот пластилиновый шар издалека напоминает нашу землю – планету, где есть место всему: теплой и холодной воде, жаре и снегу, морю и суше, горам и лесу…

Демонстрация шарика из пластилина.

Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир единственный. Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть. Поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда сразусть место всему: теплой холодной воде, жаре и снегу, морю и суше, горам и лесу.. не критикуйте саму личность, а давайте оценку только негативному поступку. И помните, что «люди, при всех своих недостатках, остаются достойнейшими в мире существами» (И.Гёте). Итак, давайте чаще говорить друг другу комплименты, и начнем их говорить сейчас же.

Все становятся в круг. Проводится игра «В кругу симпатий». Все учащиеся по кругу говорят друг другу комплименты.

Ведущий: И в завершении нашей небесполезной встречи я хотела бы прочесть стихотворение Пита Хейна, датского поэта.

Терпеть и верить –

Все на свете

Прекрасны

Взрослые и дети,

Коты, собаки и

Медведи,

И сослуживцы, и соседи,

Терпимость –

Наш взаимный шанс,

Ведь кто-то так же терпит нас.

Людмила Глушкова, воспитатель, классный руководитель Алтайского краевого педагогического лицея, Барнаул, Алтайский край, участница конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Фото Алексея Ветчинкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте