search
main
0

Каждому возрасту – свое занятие. Дошкольное образование и воспитание

На конкурс «Сто друзей» было представлено 20 методических разработок педагогов дошкольных учреждений из разных регионов России.

Проанализировав материалы, отмечу, что лучшие авторские разработки отличает:

глубокое и четкое понимание цели и назначения воспитательного мероприятия;

содержательная ценность мероприятия, его глубина;

соответствие содержания, форм, методов и приемов деятельности воспитателя возрастным особенностям выбранной группы;

соответствие форм, методов и приемов работы педагогической цели мероприятия (с учетом основных принципов воспитания);

гибкость и широта воспитательного маневра, создание ситуации успеха;

умение реализовать концептуальные педагогические положения в своей практической деятельности;

способность к творчеству, импровизации;

неординарность и глубина педагогического мышления.

На мой взгляд, самыми интересными по содержанию, оригинальными по организации, актуальными и убедительными оказались работы:

Ларисы Мурдасовой, музыкального руководителя детского сада №25 города Миасс Челябинской области (творческий проект «До-ре-ми-дошкины дорожки»). Представлена модель взаимодействия дошкольного учреждения и детской школы искусств, направленная на развитие творческого выражения ребенка, формирование музыкальной культуры, воспитание нравственных качеств на художественных образцах музыкального искусства; сценарий итогового занятия детской филармонии и фоторепортаж;

Галины Касьяновой, воспитателя детского сада «Василек» города Советска Кировской области (конспект познавательного занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности для детей с задержкой психического развития «Слушай во все уши»). На занятии использованы здоровьесберегающие компоненты, элементы опытно-экспериментальной деятельности, игровые ситуации и сюрпризные моменты. Данная разработка активно используется в практике работы учреждения. Поставленные задачи соответствуют уровню возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;

Галины Седых, воспитателя детского сада №2 города Советска Кировской области (конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «Птицы родного края») – интересный сюжетный замысел;

Татьяны Сибиряковой, инструктора по физической культуре детского сада №25 города Миасса Челябинской области (сценарий музыкально-спортивного праздника «Олимпийские надежды»). Особо отмечу четкую организацию мероприятия и участие в спортивных соревнованиях одновременно всех детей – от 3 до 6 лет;

Елены Фокиной, воспитателя детского сада №14 города Ефремов Тульской области (проект «Гордость за малую родину»). Это познавательная экскурсия-путешествие в прошлое и настоящее родного города с элементами театрализации. В проекте используются разнообразные игровые, словесные, наглядные и практические методы и приемы. Постоянно сравнивается прошлое и настоящее, этот прием помогает детям изучать историю, культуру родного города;

коллектива педагогов – воспитателей Татьяны Мананниковой, Ольги Полкановой и зам. заведующей по УВР Любови Намоковой – из Амурской области (проект программы по обучению детей дошкольного возраста здоровому образу жизни «Познай себя»). Программа разработана для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением материала согласно комплексной программе «Детство»;

Светланы Щербаковой, воспитателя детского сада №14 города Ефремов Тульской области (конспект занятия по математике в старшей группе «Лес чудес»). Раздаточный и фотоматериал изготовлен руками педагога. Занятие выстроено динамично, с использованием выразительных и наглядных средств, в комплексе решаются основные задачи согласно программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Не все присланные на конкурс работы педагогов являются авторскими. Многие представили авторизованный опыт, т. е. систематизированный материал по проблеме, основанный на современных программах и авторских педагогических технологиях. Такой опыт тоже заслуживает внимания. Отмечу:

Наталью Прохорову, музыкального руководителя детского сада №39 города Электрогорска Московской области (сценарий утренника, посвященного 8 Марта «Приключения домовенка Кузи»);

Тамару Дерягину, воспитателя детского сада №20 города Омутнинска Кировской области (методика обучения детей пересказу русских народных сказок с помощью карт Проппа с серией планов-конспектов занятий);

Светлану Шумайлову, воспитателя детского сада №20 города Омутнинска Кировской области (технология «Развитие логического мышления детей с речевыми нарушениями»);

Лидию Пасынкову, воспитателя детского сада №3 села Волчиха Алтайского края (опыт работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»);

Наталью Кондрашову, старшего воспитателя детского сада общеразвивающего вида, и Татьяну Казазаеву, учителя начальных классов начальной школы №4 городского поселения Федоровский Ханты-Мансийского автономного округа (опыт работы «Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников и младших школьников»);

Наталью Засядкову, воспитателя детского сада №25 города Миасс Челябинской области (творческая деятельность дошкольников на прогулке).

Музейная педагогика прочно завоевала в дошкольном образовании свое место под солнцем. Одна из участниц конкурса «Сто друзей» прислала цикл экскурсий в музеи. По конспектам видно, что экскурсии дают детям дошкольного возраста много интересной и полезной информации об истории, культуре, традициях, промыслах, достопримечательностях родного края и города. Однако в них не указано, на какой возраст рассчитано занятие. Не все конспекты составлены удачно. В основном дается подробный рассказ, обозначены вопросы к детям по теме экскурсии, реже встречаются игры и другие виды работы с дошкольниками. Автор не учитывает психологические особенности ребенка-дошкольника. На мой взгляд, экскурсии в музеи для малышей должны быть театрализованными, чтобы как можно дольше поддерживать интерес.

Еще несколько замечаний по присланным работам. Еще раз обращаю ваше внимание на важный аспект – каждый материал должен быть адресован конкретной возрастной группе! Необходимо также ориентировать занятие на уровень развития детей в конкретной группе, стоит прокомментировать, каков этот уровень.

Одно из присланных авторских дидактических пособий представлено на черно-белой фотографии в виде настенных панно. К сожалению, цвет пособия, а тем более оттенки, о которых идет речь в пояснительной записке, не видны. Не описана методика работы с данным пособием по возрастным группам. Пособие представлено как демонстрационный материал для показа, а ведь для закрепления у детей знаний, умений и навыков в повседневной жизни нужен еще и раздаточный материал.

Обращаюсь к автору работы «Сад исполнения желаний». На фотографии с изображением грота есть ядовитые растения, неприемлемые для детского сада. Будьте внимательны!

Спасибо всем за творчество!

Оксана ЧЁРНАЯ, методист Дошкольного методического центра города Краснодара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте