2009 года начальная школа «Школа здоровья» №1702 Зеленоградского округа работает как экспериментальная площадка по теме «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель Школы информатизации». В школе успешно развивается единое информационное пространство, ядром которого стал школьный сайт http://s1702.zouo.ru/. Сайт – источник учебных и методических материалов для педагогов и учеников, а также их родителей. В настоящее время школьный сайт участвует в веб-олимпиаде Зеленоградского округа.
Одним из направлений работы по информатизации школы стало создание электронного портфолио педагога на школьном учительском портале (http://s1702.zouo.ru/index.php?id=415). Однако для работы над электронным портфолио недостаточно знаний обычного пользователя ПК, необходимы навыки работы с веб-документами в специализированных программах, в частности Macromedia Dreamweaver 8. Поэтому было принято решение обучить педагогов основам компьютерной грамотности на базе школы. Начинали с малого: учились оформлять документы, создавать презентации, графики, диаграммы и, наконец, для работы непосредственно над электронным портфолио обучили педагогов работе в программе Macromedia Dreamweaver 8. В 2009-2010 учебном году курсы для педагогов продолжились и получили название «Основы предметной ИКТ-компетентности педагога». Для повышения качества ИКТ-компетентности в Лаборатории дистанционного повышения квалификации педагогов был создан межпредметный курс с тем же названием – «Основы предметной ИКТ-компетентности педагога» А.Лариной на сайте learning.9151394.ru, что стало интернет-поддержкой курсов, проводящихся в школе.
Сегодня организация работы курса вышла на иной уровень: создана система электронного документооборота, стал оперативным электронный обмен сообщениями и информацией, более 90% педагогов имеют и используют почтовые адреса на различных серверах Интернета. Педагоги умело используют ресурсы сети «Интернет» для поиска и обработки информации при подготовке к урокам и занятиям, а на школьном учительском портале они всегда могут найти полезную информацию и ссылки на ресурсы, необходимые для работы. Электронные портфолио на сайте школы сегодня уже полностью готовы у 74% педагогов школы, у остальных они находятся в стадии разработки. Электронные портфолио позволяют пополнять школьный банк данных информацией об эффективности профессиональной деятельности педагогов и ее связи с повышением квалификации.
Современный учитель – учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданное средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать воедино электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя. Электронное портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются. Новизна и практическая значимость заключаются в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем, в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя. Портфолио развития собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени. Отчетное портфолио свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом. Демонстрационное портфолио – коллекция лучших работ учителя. Это портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе. Электронное портфолио учителя – целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как портрет учителя, его достижения, педагогический опыт, квалификация, работа с учащимися, рефлексия, и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронное портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста. При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогические, эргономические требования, программно-технологические, дизайн). Создание и продвижение портфолио помогает проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности учителя, систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю, продемонстрировать достижения менее опытным коллегам, предлагать способ организации того или иного учебного курса. Портфолио может послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах, способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения. В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.
А. ЛАРИНА, заместитель директора начальной школы №1702
Комментарии