search
main
0

Каждому свое. Урок биологии на тему «Пищеварение в желудке и кишечнике»

На уроке демонстрируется технология индивидуализированного обучения, разработанная Юрием Макаровым. Другие уроки по этой технологии вы сможете найти на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru в рубрике «Методика».

Цели1.    Ознакомить учащихся с особенностями строения желудка и кишечника, процессами, происходящими в них, свойствами ферментов желудочного сока, рассмотреть роль соляной кислоты в пищеварении, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале.2.    Развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.Ход урока1. Целеполагание.Учитель: Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями строения желудка и кишечника, а также с процессами, происходящими в них. Будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке. 2. Работа с разноуровневыми вопросами. А1.    Опишите особенности строения желудка. (По форме похож на большую грушу; вместимость 2-3 л; слизистая имеет много складок; в слизистой расположено 35 млн желез.)2.    Какие процессы происходят в желудке? (За сутки выделяется 2 л желудочного сока; желудочный сок = соляная кислота + слизь + ферменты; под действием соляной кислоты гибнут микробы; слизь защищает желудок от механических, химических и прочих повреждений; под действием ферментов расщепляются белки, всасываются алкоголь, минеральные соли, вода, аминокислоты, глюкоза.)3.    Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке? (Пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока; ферменты двенадцатиперстной кишки расщепляют белки, жиры и углеводы; желчь усиливает действие ферментов.)4.    Опишите строение тонкого кишечника. (Длина 4,5-5 м; начальная часть называется двенадцатиперстной.)5.    Какое строение имеет слизистая тонкого кишечника? (Слизистая оболочка тонкой кишки имеет множество складок и покрыта бесчисленными ворсинками.)6.    Какова длина толстой кишки? (1,5-2 м.) 7.    Что такое аппендикс? Какова его роль? (Аппендикс – это один из участков толстой кишки, узкий червеобразный отросток длиной 6-8 см, орган иммунной системы.) В8.    Какие процессы происходят в тонком кишечнике? (Процессы пищеварения в тонкой кишке состоят из трех этапов: 1) полостное пищеварение: белки расщепляются до аминокислот, углеводы – до глюкозы, жиры – до жирных кислот и глицерина; 2) пристеночное пищеварение: перевариванию подвергаются пищевые частички, проникающие в пространства между ворсинками; 3) всасывание: глюкоза и аминокислоты в кровь; жирные кислоты и глицерин в лимфу, а затем в кровь.)9.    Какие процессы происходят в толстом кишечнике? (Аппендикс – орган иммунной системы; в толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи, которые могут здесь находиться 12-20 часов; под действием бактерий происходит расщепление клетчатки; вода всасывается в кровь.) С10. Какова роль печени в организме человека? (Печень принимает участие не только в процессе пищеварения, в ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В этом барьерная роль печени. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена – животного крахмала.)11. Что такое желчь? Каково ее значение в переваривании пищи? (Желчь образуется в клетках печени непрерывно, однако ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-10 минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов; она повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами, облегчает расщепление жиров, разлагая их на мелкие капельки.)3.  Беседа по вопросам. Учащиеся участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения.4.  Рефлексия. Подводим итог беседе, анализируем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.5. Тестирование. Проверка и закрепление знаний.Тест1. В организме человека вода составляет:a) 20-25%;b) 35-40%;c) 60-65%.2. В организме человека всасываются без изменений:a) белки;b) вода, минеральные соли;c) жиры.3. Процесс механической обработки – это:a) превращение сложных органических веществ в более простые под действием ферментов;b) пища измельчается, смачивается слюной и пищеварительным соком.4. В ротовой полости:a) пища подвергается механической, химической обработке;b) пища подвергается только химической обработке;c) пища подвергается только механической обработке.5. Пища из ротовой полости попадает:a) в двенадцатиперстную кишку;b) в глотку;c) в желудок.6. Жиры перевариваются:a) в ротовой полости; b) в желудке;c) в двенадцатиперстной кишке.7. Вещества желчи:a) ферменты;b) облегчают расщепление жиров;c) жиры.8. Аминокислоты всасываются:a) в кровь;b) в лимфу;c) в ферменты.9. Слизистая желудка:a) складчатая; b) гладкая;c) гладкая, складчатая.10. В желудочном соке соляная кислота составляет:a) 50%;b) 10%;c) 0,25%.11. Куда открываются протоки поджелудочной железы:a) в желудок;b) в двенадцатиперстную кишку;c) в толстую кишку.12. Какие вещества перевариваются в желудке:а) белки;b) жиры;в) углеводы.6. Индивидуальное задание: поговорки на тему еды и пищеварения, желающие готовят сообщения по теме.​Рамзия САФИНА, учитель биологии татарской гимназии №2 имени Ш.Марджани, Казань, Республика ТатарстанТаблица с правильными ответами№         1    2    3    4     5     6      7     8     9        10     11        12    Ответ    в    б    а     б     в     в      б     а     а          в       б         а

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте