search
main
0

Каждому ребенку – равные возможности. Предпочтение отдается селу

Повысить качество образовательных услуг – такую цель поставили перед собой год назад в Новгородском районе Новгородской области. О важности этой задачи и первых итогах ее воплощения в жизнь в дошкольных образовательных учреждениях сегодня рассказывает Элина Никаноровна КАСУМОВА, председатель Комитета образования администрации Новгородского муниципального района.

Чтобы удовлетворить потребности населения в качественном образовании, мы разработали и реализуем долгосрочную целевую программу «Развитие образования в Новгородском муниципальном районе на 2011-2015 годы». Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей творческой, конкурентоспособной личности. Поэтому мы ставим своей целью не только обеспечить доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения, но и повысить его качество за счет гибкости и многообразия программ и форм. Комитетом образования администрации Новгородского муниципального района разработан план мероприятий по улучшению показателей удовлетворенности населения Новгородского муниципального района образовательными услугами на 2011-2012 годы. В каждом образовательном учреждении реализуется свой план мероприятий, разработанный в соответствии с районным планом и направленный на повышение удовлетворенности жителей поселения качеством предоставляемых образовательных услуг. Для повышения удовлетворенности населения дошкольным образованием мы даем возможность родителям, имеющим детей дошкольного возраста, выбрать формы дошкольного образования в зависимости от потребностей семьи и общества.Для обеспечения государственных гарантий на дошкольное образование комитетом образования разработан и утвержден Порядок о реализации конституционного права граждан Новгородского муниципального района на дошкольное образование. Детские сады района работают в режиме сокращенного дня: на селе – 9 часов, в городских поселениях – 10 часов. Но для того чтобы увеличить время пребывания воспитанников в детском саду, руководители дошкольных образовательных учреждений устанавливают гибкий режим, организуют на заявительной основе работу дежурных групп.Кроме того, по запросам родителей на базе образовательных учреждений организуется работа групп кратковременного пребывания (до 4 часов в день), на договорной основе закрепляется гибкий режим пребывания детей в детском саду, организуется индивидуальное обучение на дому детей-инвалидов. Исходя из возможностей дошкольных образовательных учреждений и с учетом потребностей родителей группы кратковременного пребывания функционируют не только в основное время работы детского сада, но и в вечернее время, и в выходные дни. Для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, оказания своевременной квалифицированной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в штаты дошкольных образовательных учреждений введены должности педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, созданы группы комбинированной и компенсирующей направленности. Из 19 дошкольных образовательных учреждений нашего района 17 – это детские сады комбинированного вида.На базе всех дошкольных образовательных учреждениях района действуют консультативные пункты для родителей воспитанников, также оказывающие помощь на договорной основе семьям, воспитывающим детей в домашних условиях. В консультативных пунктах каждая семья, проживающая на территории, закрепленной за учреждением, может получить консультативно-практическую помощь специалистов разных профилей. Кроме того, специалисты проводят индивидуальные консультации и оказывают диагностическую и методическую помощь на заявительной основе. На договорной основе организовано посещение семей социальным педагогом, эта должность включена в штат детских садов. Исходя из потребностей родителей в шести образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, созданы семейные клубы. В учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, проводятся дни открытых дверей, ярмарки достижений, тематические выставки. За счет принятых в 2011 году мер по решению проблемы дефицита мест в муниципальных образовательных учреждениях Новгородского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создано 130 новых мест для детей дошкольного возраста. В поселке Сырково завершена реконструкция здания учебно-курсового комбината под детский сад, 3 октября состоялось торжественное открытие нового здания дошкольных групп муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Сырковская средняя общеобразовательная школа». Это решило проблему устройства детей в детский сад по месту жительства. Для трансляции опыта в развитии практико-ориентированного взаимодействия образовательного учреждения с социумом, отслеживания результативности деятельности проводятся совещания с руководителями детсадов. Комитет образования ежегодно организует проведение мониторинга удовлетворенности населения качеством образования.Эффективность управленческой деятельности по данному направлению отслеживается в поэтапном подведении итогов реализации программы через критериальную оценку эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений.Таким образом, конституционное право граждан, проживающих на территории Новгородского муниципального района, на получение доступного и бесплатного дошкольного образования обеспечено для всех желающих через вариативные формы пребывания детей в дошкольных учреждениях. Вызывает беспокойство тот факт, что более половины населения нашего района считает, что за последние два года в системе образования ничего не изменилось, а часть населения и вовсе отметила ухудшение дел в образовательных учреждениях. Это свидетельствует о том, что население недостаточно информируется о состоянии дел в системе образования.Для улучшения ситуации планируется обеспечить постоянное информирование населения о развитии системы образования через средства массовой информации. В настоящее время каждое образовательное учреждение имеет свой сайт в сети «Интернет», где размещен большой объем информации об учреждении, в том числе регулярно обновляемые новости, отчеты о деятельности учреждения, планы, проекты, программы развития.Важна задача на перспективу – обеспечение более активного участия общественности в управлении системой образования. Только совместными усилиями образовательных учреждений и общественности возможно обеспечить необходимые условия для улучшения качества образования и соответственно удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.МнениеЛюбовь ВАРАКИНА, директор Сырковской средней общеобразовательной школы, пос. Сырково, Новгородский район, Новгородская область:-  15 лет назад, когда я впервые пришла на работу в свое образовательное учреждение, родители предпочитали возить детей дошкольного возраста в городские сады Великого Новгорода, а детский сад нашего поселка не мог набрать нужное число воспитанников. После кропотливой работы репутация поселкового детсада поднялась, у нас даже появилась очередь. Дошкольные группы много лет входят в состав школы, которой я руковожу, поэтому я могу рассказать о разных временах, которые мы переживали. В последние годы ситуация была тяжелой. Во-первых, выросла очередь на места в детском саду. Во-вторых, в плачевное состояние пришло само помещение, в котором находились дошкольные группы. Детсад 1956 года постройки с пристройкой 1972 года представлял собой здание без фундамента, в нем отсутствовала горячая вода. В сильные морозы старое здание закрывали. Неудивительно, что родители предпочитали отвозить детей в детсады областного центра, хотя для этого нужно было сажать ребенка в автобус за полтора часа до открытия садика. Но потом городские садики практически перестали брать наших детей, так как из-за роста рождаемости возросла их наполняемость. Когда дети находились в старом здании детсада, то есть еще весной нынешнего года, мы проводили опрос по удовлетворенности населения качеством образовательных услуг – и аналогичный опрос провели совсем недавно. Показатель удовлетворенности возрос почти на треть! Причина в том, что поселок получил новое прекрасное здание детского сада. Это отдельно стоящее здание является структурным подразделением школы. Наполняемость детсада 110 человек от полутора до семи лет. Здание построено из самых современных материалов с учетом всех последних требований, предусмотрены пандусы для инвалидов, есть очень хорошие прогулочные веранды, современное спортивное оборудование. Получили мы его под ключ, уже с мебелью. Проблема очереди в детский сад в нашем поселке исчезла.Я считаю, что образовательное учреждение на своем уровне, за счет своих ресурсов имеет больше возможности информировать население об уровне образовательных услуг. Ведь опросы по удовлетворенности качеством образовательных услуг, которые проводятся среди всего населения, не всегда точно показывают реальную картину. Есть участники опросов, которые не имеют никакого отношения к образованию, у которых никто из родственников не ходит в детсад, школу. Когда сама школа или комитет образования проводят мониторинг среди родителей по теме удовлетворенности населения образовательными услугами, то цифры оказываются выше, чем при более широком опросе, охватывающем все слои населения.Образовательному учреждению легче информировать в своем поселении родителей: за счет выступлений на сходах граждан, многочисленных собраний, дней открытых дверей, сайта школы. Информация о сайте, кстати, у нас вклеена в дневники учащихся. Недавно на базе нашей школы состоялся семинар заведующих детскими садами Новгородского района, там обсуждался вопрос удовлетворенности населения образовательными услугами. В каждом учреждении уже год реализуется свой план работы по этой теме. В ходе «круглого стола» на нашей встрече мы наметили для себя новые цели. Например, наше образовательное учреждение поделилось таким опытом с коллегами: мы выпустили рекламные проспекты, рассказывающие о школе и детском саде, которые распространяем на почте, в амбулатории, других общественных местах. Для населения поселка вывешиваем на видных местах информацию о достижениях – например, о победах наших учеников и воспитанников на олимпиадах и конкурсах. Эта стратегия в будущем, несомненно, еще даст свои результаты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте