search
main
0

Каждому – по труду

Перестройка системы оплаты труда работников бюджетной сферы в конце 1992 года повлекла за собой и изменение нормативно-правовой базы, регулирующей порядок оплаты труда работников образовательных учреждений. В то же время сохраняют свое действие и отдельные нормативные акты бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации. Так, ставки заработной платы и должностные оклады, определенные по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки, выплачиваются за установленную законодательством бывшего СССР норму часов учебной (педагогической) нагрузки.

Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников общеобразовательных учреждений, детских домов, школ-интернатов, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, не имеющих квалификационной категории, устанавливаются по разрядам оплаты труда по ЕТС в зависимости от образования и стажа педагогической работы, определяемых в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.85 N94, с последующими дополнениями и изменениями. Заработная плата педагогических работников исчисляется также в порядке, предусмотренном в указанной выше Инструкции.

Отдельные пункты из данной Инструкции, применяемые при оплате труда работников образовательных учреждений в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации, приводятся ниже.

Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения1

(Утверждена приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.85 N94 с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90)

[Примечание 2 к п.19]

В должностные оклады заведующих детскими садами, яслями-садами с одной-двумя группами (кроме учреждений с круглосуточным пребыванием детей или имеющих группы (группу) с круглосуточным пребыванием детей) включена оплата за ведение воспитательской работы с детьми в группе в течение 3 часов в день.

55. Должностные оклады (ставки заработной платы) работников повышаются:

а) владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе:

– директорам, заместителям директоров по учебной, учебно-воспитательной работе, по иностранному языку, по производственному обучению, организаторам внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми2, учителям, воспитателям, старшим вожатым в школах, школах-интернатах с углубленным изучением иностранного языка – на 15%;

– заведующим, воспитателям и старшим воспитателям детских садов и яслей-садов, в которых работа ведется на иностранном языке, – 10%.

Знание иностранного языка устанавливается на основании дипломов и удостоверений учебных заведений, окончание которых дает право преподавания иностранного языка и право преподавания любого учебного предмета на иностранном языке, а при отсутствии указанных документов – комиссиями по определению знания иностранного языка, которые могут создаваться при органах народного образования и органах по руководству учебными заведениями и детскими дошкольными учреждениями;

б) учителям общеобразовательных школ и школ-интернатов всех типов и наименований (классов, классов-комплектов и учебно-консультационных пунктов) с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, за часы занятий по русскому языку в I-XI(XII) классах и литературе в V-XI(XII) классах – на 15%.3

86. Оплата труда педагогических работников учреждений просвещения производится исходя из установленных ставок заработной платы (должностных окладов) с учетом повышений, фактического обьема педагогической работы, доплат и надбавок.

Учебная нагрузка среди учителей, преподавателей и других педагогических работников распределяется, исходя из количества часов по учебному плану, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в данном учреждении.

Предельного обьема учебной и др. педагогической работы, который может выполнять педагогический работник в том же учреждении, не установлено. Обьем педагогической работы больше или меньше нормы часов за ставку устанавливается с согласия работника.

Право распределять учебную (педагогическую) нагрузку предоставлено директору учреждения (по согласованию с профсоюзным комитетом), который несет ответственность за ее реальность и качественное выполнение установленного обьема каждым учителем, преподавателем, воспитателем и другим педагогическим работником.

Определение обьема учебной нагрузки учителей школ, школ-интернатов [кроме учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице] и преподавателей педучилищ производится один раз в год раздельно по полугодиям.

Учебная нагрузка учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, определяется дважды в год к началу первого и началу второго учебных полугодий.

874. Ставки заработной платы (должностные оклады) учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников выплачиваются:

а) за 3 ч. педагогической (преподавательской) работы в день 18 ч. в неделю: учителям V-ХI(ХII) классов школ и школ-интернатов всех типов и наименований; учителям трудового обучения II-III классов специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания; преподавателям III-V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения; преподавателям V-VII классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения; преподавателям специальных дисциплин I-ХI классов средних музыкальных и художественных школ и школ-интернатов; преподавателям I-IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения; преподавателям и старшим преподавателям педагогических училищ; учителям-дефектологам и логопедам учреждений здравоохранения и социального обеспечения (кроме домов ребенка), руководителям кружков5, в том числе организованных на принципе самоокупаемости; учителям групп для занятий по иностранным языкам в начальных классах общеобразовательных школ и в дошкольных учреждениях, организованных на принципе самоокупаемости; руководителям спортивных секций педучилищ;

б) за 20 ч. преподавательской работы в неделю: учителям I-IV классов школ и школ-интернатов; учителям-логопедам, учителям-дефектологам I-XI (XII) классов школ и школ-интернатов всех типов и наименований, где часы индивидуальных и групповых занятий по исправлению дефектов развития предусмотрены в учебных планах; учителям-логопедам и заведующим логопедическими пунктами6; учителям-дефектологам6;

в) за 4 ч. педагогической (преподавательской) работы в день (24 ч. в неделю)6: преподавателям I-II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения; преподавателям I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения; музыкальным руководителям; концертмейстерам, аккомпаниаторам;

д) за 5 ч. педагогической работы в день (30 ч. в неделю): воспитателям, старшим воспитателям школ-интернатов и детских домов всех типов и наименований 7, интернатов, школ (групп) продленного дня и школ музыкантских воспитанников, санаторно-лесных школ, учреждений здравоохранения, приемников-распределителей для несовершеннолетних, воспитательно-трудовых колоний, специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, комнат школьника, инструкторам по физкультуре.

е) за 6 ч. педагогической работы в день (36 ч. в неделю): воспитателям (в том числе воспитателям ясельных групп) 7, старшим воспитателям детских садов, яслей-садов, яслей и домов ребенка, воспитателям детских площадок детских парков;

Ставки заработной платы работников, перечисленных в подпунктах “а” – “е” настоящего пункта, устанавливаются, исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах. Короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками (занятиями, лекциями), являются рабочим временем учителя (преподавателя, руководителя кружка и др.).

За часы педагогической работы сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере.

В тех случаях, когда переработка рабочего времени воспитателями, помощниками воспитателей […] осуществляется вследствие неявки сменяющего работника или родителей и выполняется за пределами рабочего времени, установленного графиками работы, оплата их труда производится в соответствии со ст. 40 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде как за сверхурочную работу (88 КЗоТ России).

Данный порядок применяется в случае, если работа сверх установленного рабочего времени выполнялась без перерыва с той же группой детей.

Администрация обязана принять меры к замене сменщика другим работником и может применять сверхурочные работы только в исключительных случаях и с разрешения профсоюзного комитета.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого рабочего или служащего четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

При повременной оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а последующие часы – в двойном размере.

Оплата сверхурочных работ производится в пределах установленного учреждению фонда заработной платы (фонда оплаты труда).

88. Педагогическим работникам, имеющим образование в обьеме учительского института и приравненных к нему учебных заведений (кроме случаев, когда ставки и оклады этим работникам особо предусмотрены настоящей Инструкцией), ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размерах, предусмотренных для соответствующих работников, имеющих среднее специальное образование 8.

91. В учебных заведениях с индивидуальными формами обучения (музыкальные школы, училища и др.) за часы преподавательской работы, не выполненные в связи с неявкой учащихся на занятия, оплата преподавателей производится в размере не ниже двух третей их часовой ставки. При наличии экономии фонда заработной платы с согласия руководителя учреждения эти часы могут быть в течение учебного года восполнены с оплатой труда из расчета полной ставки.

92. Месячная заработная плата педагогических работников учреждений просвещения определяется путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную норму часов в неделю.

Установленная при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

Порядок исчисления заработной платы учителей за работу с заочниками и работу по обучению детей, находящихся на длительном лечении в больницах

Тарификация учителей школ за работу с заочниками осуществляется в следующем порядке:

– в учебную нагрузку учителя включаются часы, отведенные на полугодие учебным планом на групповые и индивидуальные консультации, а также 70% от обьема часов, отведенных на прием устных и письменных зачетов.

Расчет часов в учебном плане на прием устных и письменных зачетов производится на среднее количество учащихся: в группе от 9 до 15 человек – на 12, в группе от 16 до 20 человек – на 18.

Пример.

Учитель математики работает в VIII классе с наполняемостью в группе 16-20 человек. Учебным планом на этот предмет предусмотрено 6 зачетов на учебный год, т.е. 3 зачета на каждое полугодие. На прием зачетов отводится 1 ч.(т.е. по 1/3 ч. на 1 зачет). Следовательно, при тарификации на первое полугодие учителю будет заложено: 3 зачета х 1/3 ч. х 18 = 18 ч. – на прием всех зачетов в полугодии. Учителю при тарификации включается лишь 70% зачетов. 18 ч.: 100% х 70% = 12,6 ч. на все полугодие. В неделю количество часов составит: 12,6 : 17 недель = 0,74 ч. Если учитель принял в первом полугодии зачеты от 18 учащихся, то в конце полугодия ему должна быть выплачена разница, т.е. 18 ч. – 12,6 ч. = 5,4 ч. Если учитель принял зачеты от 20 учащихся, то разница увеличивается еще на 2 ч. Если из класса выбывают, например, 2 человека, разница в часах будет составлять: 18 ч.- 12,6 ч.- 2ч. = 3,4 ч.

– при тарификации общее количество часов, включенных в учебную нагрузку, делится на число учебных недель полугодия. Исходя из полученного средненедельного обьема учебной нагрузки, учителю определяется месячная заработная плата, которая выплачивается ежемесячно независимо от фактической нагрузки в разные месяцы полугодия.

Учитывая частую сменяемость контингента учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах, тарификация учителей, для которых школа, направившая их в больницу для обучения этих детей, является местом основной работы, производится в следующем порядке:

– в учебную нагрузку учителя включаются 80% от обьема часов, отведенных учебным планом на групповые и индивидуальные занятия;

– месячная заработная плата за часы преподавательской работы определяется путем умножения ставки заработной платы (с учетом повышения ее на 15-20% за особый режим работы) на обьем нагрузки, взятой в размере 80% от фактической нагрузки на начало каждого полугодия, и деленной на установленную норму часов в неделю. Установленная месячная заработная плата выплачивается до начала следующего полугодия независимо от фактической нагрузки в разные месяцы данного учебного полугодия.

По окончании каждого учебного полугодия часы педагогической работы, выполненные сверх обьема учебной нагрузки, установленной при тарификации, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам.

При невыполнении обьема учебной нагрузки, установленной при тарификации, удержание из заработной платы не производится.

Учителям русского, родного и иностранного языков, литературы и математики предусматривается доплата за проверку письменных работ, исчисляемая в зависимости от общего количества часов, включенных в учебную нагрузку при тарификации.

93. За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул учащихся оплата труда педагогических работников и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, которым разрешено ведение преподавательской работы и занятий с кружками в том же учреждении (для директоров детских домов в близлежащей школе), производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Лицам, принятым на работу в качестве руководящих и педагогических работников во время летних каникул учащихся, заработная плата за период до начала учебного года выплачивается из расчета ставки заработной платы, установленной в соответствии с их образованием и стажем педагогической работы, или должностного оклада в зависимости от количества учащихся, имевшегося на 1 сентября предыдущего года 9.

95. Почасовая оплата педагогических работников допускается лишь при оплате за часы, данные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей (преподавателей), продолжавшегося не свыше двух месяцев, а также при оплате работников предприятий, учреждений, организаций, привлекаемых к педагогической работе. Если замещение продолжалось свыше двух месяцев, оплата труда педагогического работника производится со дня начала замещения за все часы фактической педагогической нагрузки в порядке, предусмотренном пунктом 92 настоящей Инструкции.

Размер почасовой оплаты определяется…10.

Лица, работающие на условиях почасовой оплаты и не ведущие занятий во время каникул, оплату за это время не получают.

96. Учителям, которым по не зависящим от них причинам не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, заработная плата выплачивается в размере не ниже месячной ставки при условии догрузки до установленной нормы иной учебно-воспитательной оплачиваемой работой, например, проведение занятий на дому с учащимися, освобожденными от посещения школы по состоянию здоровья, замена отсутствующих учителей, воспитательская работа в группе продленного дня, в следующих случаях:

– учителям II-IV классов общеобразовательных школ, в которых созданы условия для передачи учителям-специалистам уроков изобразительного искусства, музыки и пения, физкультуры. Передача преподавания указанных предметов в I классе не производится11;

– учителям I класса общеобразовательных школ, которые не могут вести уроки физического воспитания и пения по состоянию здоровья и другим причинам;

– учителям I-IV классов школ с углубленным изучением иностранного языка, учителям национальных (нерусских) сельских начальных школ, которые вследствие своей подготовки не могут вести уроки соответственно иностранного или русского языка.

Во всех указанных случаях освобождение учителя от проведения занятий и выплата заработной платы в размере не ниже месячной ставки с обязательной догрузкой оформляется приказом директора школы с указанием причин и оснований освобождения от занятий и указанием, какой работой догружается учитель.

97. Учителям русского языка национальных (нерусских) сельских начальных школ, которым не может быть предоставлена преподавательская работа в обьеме 20 ч. в неделю в данной или близлежащих школах, дошкольных учреждениях, выплачивается месячная ставка заработной платы, повышенная на 15%; на указанных учителей возлагаются обязанности по проверке тетрадей без дополнительной оплаты. На эту должность назначаются лица, окончившие учебные заведения по специальности “Учитель русского языка и литературы”. Учителям русского языка, не имеющим образования по указанной специальности, оплата производится за фактическое количество часов занятий на общих основаниях с применением подпункта “б” пункта 55 данной Инструкции.

98. В сельских девятилетних школах, не имеющих необходимого количества учебных часов по физической культуре во II-IX классах для установления полной ставки заработной платы, вводится должность учителя физической культуры с возложением на него обязанностей по организации внеклассной работы по физвоспитанию учащихся.

В малокомплектных девятилетних школах, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов Сибири и Дальнего Востока, а также Карельской и Коми АССР, Архангельской, Вологодской, Кировской, Пермской и Свердловской областей, не имеющих необходимого количества учебных часов по иностранному языку для установления полной ставки заработной платы учителя, вводится должность учителя иностранного языка с возложением на него обязанностей по проверке письменных работ и классному руководству. На эту должность назначаются лица, имеющие высшее специальное образование.

Указанным учителям физической культуры и иностранного языка выплачивается полная ставка заработной платы. В том случае, если эти учителя ведут уроки и по другим учебным предметам, им дополнительно оплачивается педагогическая работа за все часы занятий по этим предметам независимо от обьема педагогической нагрузки соответственно по физической культуре или иностранному языку.

99. Учителям и преподавателям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с нагрузкой, установленной им при тарификации, до конца учебного года выплачивается:

– в случае, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку, – заработная плата за фактическое число часов;

– в случае, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку, – ставка, когда этих учителей и преподавателей невозможно догрузить учебной работой в данной местности;

– в случае, если при тарификации учебная нагрузка была установлена ниже нормы за ставку, – заработная плата, установленная при тарификации.

В случаях, когда учебная нагрузка во втором полугодии уменьшается в соответствии с учебным планом, этот пункт Инструкции не применяется.

107. Выполнение рабочими, младшим медицинским и младшим обслуживающим персоналом учреждений просвещения соответственно обязанностей временно отсутствующих других рабочих, младшего медицинского и младшего обслуживающего персонала (вследствие болезни, отпуска, командировки и т.п.) оплачивается по фактически затрачиваемому рабочему времени по должности (профессии) отсутствующего работника в одинарном размере и не считается совместительством.

В тех случаях, когда указанная работа выполняется вследствие неявки сменяющего работника к моменту окончания смены и невозможно заменить его другим работником, оплата производится как за сверхурочную работу.

Примечания к тексту Инструкции

1 Приводятся только те пункты Инструкции, которые применяются по настоящее время (Прим. ред.).

2 В соответствии с приказом Минобразования России от 25.01.93 N21 должность переименована в заместителя директора по воспитательной работе (Прим. ред.).

3 Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.04.90 N361-р Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР разрешено увеличивать на 15% ставки заработной платы учителям и преподавателям национального языка и литературы общеобразовательных школ, школ-интернатов, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений с русским языком обучения в пределах выделенного им фонда заработной платы и бюджетных ассигнований учреждений народного образования (письмо Министерства народного образования РСФСР от 12.04.90 N242/13-04) (Прим. ред.).

4 С изменениями и дополнениями, внесенными приказом Гособразования СССР от 08.06.90 N 400 (Прим. ред.).

5 Переименованы в педагогов дополнительного образования (приказ Минобразования России от 25.01.93 N21) (Прим. ред.).

6 Учителям-логопедам и учителям-дефектологам с учетом постановления Совмина СССР от 08.12.90 N1238 (п.8) установлена единая норма часов за ставку заработной платы – 20 часов педагогической работы в неделю независимо от типа и вида образовательного учреждения (ранее предусматриваемая в подпункте “в” норма часов за ставку для учителей-логопедов, учителей-дефектологов дошкольных учреждений, детских домов и отдельных школ-интернатов не приводится) (Прим. ред.).

7 В соответствии с постановлением Совмина СССР от 08.12.90 N1238 воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии следует устанавливать ставки заработной платы за 25 часов педагогической работы в неделю (см.письма Минобразования России от 29.08.91 N798/22-шт, от 04.02.92 N22-шт и от 21.09.93 N161-М) (Прим. ред.).

8 Приравненными по образованию к лицам, окончившим учительские институты, считались лица, окончившие три полных курса высшего учебного заведения (Прим. ред.).

9 Должностной оклад вновь принятого руководителя в настоящее время определяется в соответствии с п. 5 приказа Минобразования России и Госкомвуза России от 31.08.95 N463/1268 в редакции приказа Минобразования России и Госкомвуза России от 14.12.95 N622/1646 (Прим. ред.).

10 Размер почасовой оплаты за педагогическую работу в указанных случаях определяется путем деления месячной ставки работника на среднемесячную норму рабочего времени, которая определяется в настоящее время ежегодно с учетом нормы педагогической работы в неделю. Нормы педагогической работы в неделю составляют 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов, а среднемесячная норма рабочего времени на 1997 год составляет при этих недельных нормах соответственно: 75,3; 83,7; 100,4; 104,60; 125,5; 150,6. При 40-часовой рабочей неделе среднемесячная норма рабочего времени на 1997 год составляет 166,7 ч. (Прим. ред.).

11 Не производится передача преподавания указанных предметов в I классе, реализующем программу четырехлетней начальной школы (Прим. ред.).

Приложение 4 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения

Перечень

учебных заведений, окончание которых дает право на установление ставок заработной платы и должностных окладов учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в зависимости от образования

I. Высшее образование

1. Все высшие учебные заведения (учебные институты, университеты, академии и высшие училища), в том числе и военные.

Примечание. Окончание военных академий по сокращенной программе в период с июля 1941 г. по 1945 г. включительно не дает права на установление ставок и окладов, предусмотренных для лиц, имеющих высшее образование.

2. Академия коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской.

3. Высшие научно-педагогические курсы при II МГУ.

4. Институты красной профессуры.

5. Ленинградский высший финансово-педагогический институт.

6. Институты народного образования УССР.

7. Институты народного образования с 4-годичным сроком обучения.

8. Крымский институт специальных культур.

9. Казанский индустриальный техникум повышенного типа.

10. Центральные комвузы (с 3-годичным сроком обучения): в Ленинграде, им. Свердлова в Москве, им. 26 комиссаров в г. Тбилиси, им. Артема в г.Харькове; Коммунистический университет преподавателей общественных наук “Купон”; Коммунистический университет национальных меньшинств Запада им. Ю.Ю.Мархлевского; Среднеазиатский коммунистический университет им. В.И.Ленина ЦИК СССР в г. Ташкенте; Коммунистический университет трудящихся Востока в Москве; институты марксизма-ленинизма в городах: Иванове, Воронеже, Куйбышеве, Саратове, Алма-Ате, Баку, Горьком, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Свердловске, Волгограде, Ташкенте, Тбилиси (с 1932 по 1938 г.).

11. Высшая партийная школа при ЦК КПСС (с 15 августа 1947 г. по июнь 1956 г.).

12. Заочная высшая партийная школа при ЦК КПСС (с августа 1947 г.).

13. Высшие партийные школы с 4-годичным сроком обучения (с сентября 1956 г.).

14. Высшая партийная школа при ЦК КП Украины (с января 1949 г.).

15. Республиканская партийная школа при ЦК КП(б) Украины с 3-годичным сроком обучения (с июня 1953 г. по июнь 1956 г.).

16. Высшая комсомольская школа (с сентября 1969 г.).

17. Высшая школа профдвижения ВЦСПС в Москве с марта 1965 г. (Московская высшая школа профдвижения ВЦСПС с июня 1947 г. по июнь 1957 г., Московская высшая заочная школа профдвижения с июля 1957 г. по март 1965 г.).

18. Высшая профсоюзная школа в Ленинграде с ноября 1962 г. (Ленинградская высшая школа профдвижения ВЦСПС с августа 1948 г. по ноябрь 1962 г.).

19. Высшая школа пищевой промышленности Министерства промышленности продовольственных товаров СССР (с июля 1952 г. по сентябрь 1956 г.).

20. Высшая заготовительная школа Министерства хлебопродуктов СССР (с июля 1949 г. по сентябрь 1956 г.).

21. Высшая торговая школа Министерства торговли СССР (с августа 1948 г. по сентябрь 1956 г.).

22. Высшая школа промысловой кооперации Центрпромсовета (с августа 1952 г. по апрель 1961 г.).

23. Всесоюзная высшая финансовая школа Министерства финансов СССР (с июня 1952 г. по сентябрь 1956 г.).

24. Высшая дипломатическая школа Министерства иностранных дел СССР (с августа 1939 г.).

25. Всесоюзная правовая академия (с 1935 по 1941 г.).

26. Высшая кооперативная школа Центросоюза (с января 1953 г. по 1959 г.).

27. Отраслевая академия (с августа 1938 г. по 1941 г.).

28. Школа-студия им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М.Горького (с 1943 г.).

29. Театральное училище им. М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре (с 1943 г.).

30. Театральное училище им. Б.В.Щукина при Государственном академическом театре им. Евг.Вахтангова (с 1945 г.).

31. Лица, сдавшие испытания экстерном за курс высших учебных заведений.

32. Техникумы на территории УССР с 1922 по 1931 г. (если в дипломе, свидетельстве, удостоверении указано о присвоении высшей квалификации: инженера, агронома, экономиста и т.д.).

33. Центральный институт организаторов народного просвещения.

II. Учительские институты и приравненные к ним учебные заведения

1. Учительские институты (независимо от продолжительности обучения).

2. Институты народного образования с 3-годичным сроком обучения.

3. Институты народного просвещения.

4. Практические институты народного образования.

5. Комвузы.

6. Институты социального воспитания.

7. Средние военно-учебные заведения (для учителей и преподавателей начальной военной подготовки и курса гражданской обороны).

8. Центральная комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ (с июня 1948 г. по август 1969 г.).

9. Краевые, областные и республиканские партийные школы (с 2-годичным сроком обучения с августа 1947 г., с 3-годичным сроком обучения с июня 1954 г.).

10. 2-годичные школы профдвижения (с августа 1948 г.).

Примечание. Окончание трех полных курсов вуза приравнивается к образованию в обьеме учительского института.

III. Среднее специальное образование

1. Все средние специальные учебные заведения (дневные, вечерние, заочные).

2. Школы второй ступени и школы-девятилетки с педагогическим уклоном при условии прохождения длительных, не менее 3 месяцев, педагогических курсов.

3. Школы-десятилетки при условии прохождения педагогических дисциплин и сдачи установленных испытаний по методике и педагогике при педагогических училищах.

4. Средние школы с ХI педагогическим классом.

5. Средние общеобразовательные политехнические школы с производственным обучением по подготовке старших пионервожатых и воспитателей дошкольных учреждений.

6. Педагогические школы (УССР).

7. Культурно-просветительные школы (училища), политпросветшколы и училища.

8. Годичные педагогические курсы по подготовке учителей начальных школ на территории РСФСР (с 20 февраля 1937 г.).

9. Годичные педагогические классы (с 31 августа 1961 г.).

10. Школы тренеров, в том числе и центральная, начиная с выпуска 1960 г.

11. Высшие коммунистические сельскохозяйственные школы (с 1932 по 1939 г.).

12. 3-годичные областные советско-партийные школы.

13. Военно-технические и специальные военные училища с 3-годичным сроком обучения (после 1946 г.).

14. Курсы мастеров, начальников участков при техникумах с 2- и 3-годичным сроком обучения (с 1958 по 1961 г.).

15. Годичные школы пионерских вожатых на базе средней школы.

16. Средние специальные школы милиции.

17. Ленинградский областной специальный детский дом музыкального воспитания им. Н.А. Римского-Корсакова (с 23 ноября 1967 г.).

18. Годичные курсы (школы) по подготовке медицинских сестер для дошкольных учреждений.

IV. Среднее общее образование

1. Школы II ступени, школы-девятилетки и средние школы.

2. Рабочие факультеты.

3. 2- и 3-годичные профтехшколы на базе семилетки с 1924 по 1930 г. на территории УССР.

4. Профессионально-технические училища с 2-летним сроком обучения.

5. Школы мастеров, созданные в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 9 ноября 1962 г. N 1143.

6. Профессионально-технические училища по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием.

7. Средние специальные музыкальные школы и средние специальные школы искусств.

Приложение 5 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения

Перечень

учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников просвещения

Наименование учебных заведений, учреждений и организаций

I. Общеобразовательные школы и школы-интернаты всех типов и наименований (начальные, восьмилетние, девятилетние, средние школы и школы-интернаты, школы-детские сады, в том числе вечерние (сменные) и заочные школы, заочные отделения, санаторные школы и школы-интернаты, санаторно-лесные школы, интернаты при школах, школы с продленным днем и группы продленного дня, трехгодичные школы мастеров, школы музыкантских воспитанников, специальные школы и школы-интернаты для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, специальные школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и т.д.); межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профориентации учащихся Музыкальные и художественные школы и школы-интернаты Суворовские, нахимовские и другие военные специальные средние школы и училища Логопедические пункты

Детские дома (детские городки и коммуны), детские трудовые и воспитательно-трудовые колонии, детские приемные пункты, приемники-распределители для несовершеннолетних, школы-колонии (независимо от наименования), научные медико-педагогические консультации, институты трудового воспитания

Дошкольные учреждения всех типов и наименований (детские сады, ясли-сады, ясли, в том числе колхозные и др.)

Внешкольные детские учреждения (согласно номенклатуре)

Комнаты школьника при клубах, Дворцах культуры и жилищно-эксплуатационных организациях

Средние специальные учебные заведения

Учебные заведения профессионально-технического образования, школы фабрично-заводского обучения и ученичества, школы и учебно-тренировочные подразделения гражданской авиации и другие учебные заведения по подготовке кадров независимо от их наименований

Рабфаки, профшколы, совпартшколы, постоянно действующие курсы (в том числе и заочные)

Учреждения здравоохранения и социального обеспечения: дома ребенка, детские санатории, клиники, поликлиники, больницы и др., а также отделения, палаты для детей в учреждениях для взрослых

II. Высшие учебные заведения

III. Высшие и средние военные учебные заведения

IV. Институты усовершенствования, переподготовки кадров, повышения квалификации, методические учреждения всех наименований (независимо от ведомственной подчиненности)

V. 1. Органы народного образования и органы, осуществляющие руководство учебными заведениями и другими учреждениями просвещения

2. Министерства внутренних дел союзных и автономных республик, управления (главные управления) внутренних дел крайоблгорисполкомов, управления лесных исправительно-трудовых учреждений МВД РСФСР

3. Управления детскими дошкольными учреждениями, соцкультобьектами и спортивными сооружениями, организованные в составе производственных обьединений Минуглепрома СССР

4. Отделы (бюро) технического обучения, отделы кадров предприятий, обьединений, организаций, подразделения министерств (ведомств), занимающиеся вопросами подготовки и повышения квалификации кадров на производстве

VI. Учебные заведения и учебные организации ДОСААФ и гражданской авиации

VII. Общежития учреждений, предприятий и организаций, жилищно-эксплуатационные организации, молодежные жилищные комплексы, детские кинотеатры, театры юного зрителя, кукольные театры, культурно-просветительные учреждения и подразделения предприятий и организаций по работе с детьми и подростками

VIII. Исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовые колонии, следственные изоляторы и тюрьмы, лечебно-трудовые и воспитательно-трудовые профилактории, отделения бывших лагерей для военнопленных и интернированных, специальные учебно-трудовые учреждения

Наименование должностей

I. Учителя, педагоги (всех специальностей), сурдопедагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, преподаватели, логопеды, заведующие логопедическими пунктами, воспитатели (воспитатели-руководители), воспитатели-методисты, старшие воспитатели, старшие методисты, методисты (методисты на курсах при условии, если эти курсы являются для них местом основной работы), концертмейстеры, аккомпаниаторы, музыкальные руководители (работники), руководители кружков, культорганизаторы, массовики, экскурсоводы, тренеры-преподаватели, старшие тренеры-преподаватели по спорту, пионервожатые, старшие пионервожатые, организаторы пионерской и массовой работы, инструкторы по труду, старшие мастера, мастера (инструкторы) производственного обучения, мастера (инструкторы) производственного обучения вождению, мастера (инструкторы) производственного обучения работе на сельскохозяйственных машинах, мастера (инструкторы) производственного обучения работе на пишущих машинках и другой организационной технике, инструкторы слуховых кабинетов, заведующие слуховыми кабинетами, инструкторы по физкультуре, старшие инструкторы-методисты, инструкторы-методисты (в том числе по физической культуре и спорту, по туризму), руководители физвоспитания, военные руководители, директора, заведующие, начальники, их заместители (помощники) по учебной, учебно-воспитательной, учебно-производственной, воспитательной, культурно-воспитательной, политической части (работе), по производственному обучению, по иностранному языку, по учебно-летной подготовке, по общеобразовательной подготовке, по режиму, организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, заведующие учебной, учебно-воспитательной, педагогической частью, заведующие учебной частью по производственному обучению, по иностранному языку, заведующие (начальники) отделами, лабораториями, кабинетами, отделениями, секциями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, начальники курсов, циклов, заведующие производственной, педагогической практикой, старшие дежурные по режиму, дежурные по режиму

II. Профессорско-преподавательский состав, концертмейстеры, аккомпаниаторы

III. Работа (служба на профессорско-преподавательских должностях)

IV. Профессорско-преподавательский состав, преподаватели, методисты (научные сотрудники), старшие методисты, директора, заведующие, их заместители, заведующие учебной частью, заведующие секторами, кабинетами, лабораториями

V. 1. Руководящие, инспекторские, методические должности, а также другие должности специалистов (за исключением работы в должностях, связанных с финансовой, хозяйственной деятельностью, со строительством, снабжением, делопроизводством)

2. Старшие инспектора, инспектора по общеобразовательному обучению, по учебной, воспитательной, методической, внешкольной работе, производственному обучению, по охране детства, дошкольному воспитанию

3. Инспектора отделов по дошкольному воспитанию и работе с молодежью

4. Штатные преподаватели, мастера производственного обучения рабочих на производстве, руководящие, инспекторские, инженерные, методические должности, деятельность которых связана с вопросами подготовки и повышения квалификации кадров

VI. Руководящий, командно-летный, командно-инструкторский, инженерно-инструкторский, инструкторский и преподавательский состав, мастера производственного обучения, инженеры – инструкторы-методисты, инженеры – летчики-методисты

VII. Воспитатели, педагоги-организаторы, психологи, преподаватели, руководители кружков для детей и подростков, инструкторы и инструкторы-методисты, тренеры-преподаватели и другие специалисты по работе с детьми и подростками, заведующие детскими отделами, секторами

VIII. Работа (служба) при наличии педагогического образования в должностях: заместителя начальника по политико-воспитательной работе, старшего инструктора и инструктора по политико-воспитательной работе, начальника отряда, старшего инспектора и инспектора по общеобразовательной работе, старшего инструктора-методиста и инспектора-методиста, старшего инструктора и инструктора по политико-воспитательной работе с несовершеннолетними, старшего инспектора и инспектора по антифашистской работе, старшего инженера и инженера по производственно-техническому обучению, старшего мастера и мастера производственного обучения, старшего инспектора и инспектора по охране и режиму, заведующего учебно-техническим кабинетом, психолога, переводчика

Примечание. В стаж педагогической работы включается время работы в качестве учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения для взрослых, методистов оргметодотдела республиканской, краевой, областной больницы.

Приложение 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения

Порядок

зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях

1. Учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений:

а) время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов; в должности заведующего библиотекой горкома или райкома партии в период с 1952 по 1956 г.; время освобожденной партийной работы в партийно-политических органах Советской Армии, МВД – МООП при условии, если лица, выполнявшие эту работу, в указанный период времени не состояли в кадрах Советской Армии и МВД – МООП, и, следовательно, эта работа осуществлялась ими в порядке трудовых отношений на общих основаниях с рабочими и служащими;

б) время службы в Вооруженных Силах СССР на всех должностях политического состава подразделений, частей, учреждений, военно-учебных заведений, политических отделов (управлений), а также культурно-просветительных учреждений Советской Армии и Военно-Морского Флота;

в) время службы в Вооруженных Силах СССР (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах КГБ) и пребывания в партизанских отрядах в период Великой Отечественной войны (периодом Великой Отечественной войны считается время с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., а для участников войны с Японией – по 3 сентября 1945 г.); время пребывания военнослужащих в плену в период Великой Отечественной войны при наличии справки военкомата засчитывается в стаж педагогической работы как время службы в Вооруженных Силах СССР;

г) время службы в Вооруженных Силах СССР (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах КГБ), продолжавшейся без перерыва после окончания Великой Отечественной войны;

д) время работы в органах партийно-государственного и народного контроля (за исключением работы в должностях по хозяйственному и техническому обслуживанию этих органов);

е) время работы в должностях директора университета марксизма-ленинизма, редактора городской, обьединенной, межрайонной или районной газеты;

ж) время работы в должности заведующего фильмотекой и методиста в фильмотеке;

з) время работы в должности инструктора общеобразовательной подготовки Дома офицеров Советской Армии и Военно-Морского Флота.

2. В стаж педагогической работы засчитывается время обучения (с отрывом от производства) в педагогических учебных заведениях (в том числе в университетах), следовавшее непосредственно за службой в Вооруженных Силах СССР, продолжавшейся без перерыва после окончания Великой Отечественной войны, при условии, если за этим периодом непосредственно следовала педагогическая деятельность. Если работник по состоянию здоровья не мог непосредственно после службы в Вооруженных Силах СССР или пребывания в партизанских отрядах приступить к педагогической деятельности и выполнял иную работу с учетом ограниченной трудоспособности, вызванной пребыванием в Вооруженных Силах СССР или в партизанских отрядах, а затем был принят в педагогическое учебное заведение, то время обучения засчитывается в стаж педагогической работы.

Исчисление педагогического стажа в соответствии с настоящим пунктом производится с 1 мая 1975 г. Перерасчеты по заработной плате за предыдущее время не производятся.

3. Учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы:

а) время работы на руководящих, инспекторских, инструкторских должностях в комитетах профсоюза работников народного образования и науки (просвещения, высшей школы и научных учреждений); на выборных должностях в советских (кроме периодов, перечисленных в пункте 4), профсоюзных органах и других общественных организациях1, созданных по решению Правительства СССР или союзных республик; на инструкторских и методических должностях в педагогических обществах и правлениях Детского фонда; в должности директора (заведующего) Дома учителя (работника народного образования, профтехобразования); в должностях старшего инструктора и инструктора юношеских добровольных пожарных дружин органов добровольного пожарного общества; в комиссиях по делам несовершеннолетних или в отделах социально-правовой охраны несовершеннолетних, в инспекциях по делам несовершеннолетних органов МВД СССР (детских комнатах милиции)2; в качестве председателя или заместителя председателя колхоза;

б) время службы в Вооруженных Силах СССР (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах КГБ), кроме периодов, перечисленных в подпунктах “б”, “в”, “г” пункта 1;

в) время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско-партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам, кроме периода, указанного в пункте 2.

Лицам, не имевшим педагогического образования, время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при указанных в настоящем пункте условиях засчитывается в стаж педагогической работы, если непосредственно предшествовавшая этим периодам педагогическая деятельность по основному месту работы в учебном заведении, дошкольном, внешкольном учреждении, детском доме продолжалась не менее 9 месяцев.

Периоды времени, указанные в пункте 3, засчитываются в стаж педагогической работы как в отдельности, так и в совокупности (при условии, если эти периоды, и, кроме того, периоды, предусмотренные в подпунктах “а”, “в”, “г” пункта 1, непосредственно следовали один за другим, а всем им непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за ними педагогическая деятельность).

Если работник не мог непосредственно после работы (прохождения службы), предусмотренной в пункте 3, перейти на педагогическую работу в школу или другое учебное заведение в текущем учебном году, в стаж педагогической работы ему включаются указанные периоды и в том случае, когда он принят на педагогическую работу к началу следующего учебного года.

4. Время работы в должности председателя, заместителя председателя или секретаря исполкома сельского, поселкового, районного, городского Совета народных депутатов засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если избранию на эту должность непосредственно предшествовала педагогическая деятельность.

Кроме того, время работы в указанных должностях может быть засчитано в педагогический стаж по совокупности с периодами работы, предусмотренными в подпунктах “а”, “в”, “г” пункта 1 и пункте 3, при условии, если они следовали один за другим, а всем им непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за ними педагогическая деятельность.

5. В стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников учреждений просвещения засчитывается:

а) учителям (преподавателям) начальной военной подготовки – время службы в Вооруженных Силах СССР (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах КГБ) на должностях офицерского, сержантского, старшинского состава, прапорщиков и мичманов;

б) учителям общеобразовательных школ и школ-интернатов всех типов и наименований – время службы в Вооруженных Силах СССР на преподавательских должностях в учебных подразделениях воинских частей и соединений, в школах младших специалистов и других школах по подготовке старшин, сержантов и младших специалистов для Советской Армии и Военно-Морского Флота при условии соответствия профиля преподаваемой дисциплины учебному предмету общеобразовательной школы;

в) учителям и преподавателям физвоспитания, инструкторам по физкультуре, инструкторам-методистам, руководителям спортивных кружков и секций – время работы, подлежащее зачету в тренерско-преподавательский стаж, и время работы в качестве инструкторов лечебной физкультуры в учебно-воспитательных учреждениях;

г) время работы в качестве библиотекарей школ учителям, имевшим педагогическое образование и направленным на эту работу в связи с временным сокращением классов-комплектов, с 1951/52 до 1953/54 учебного года (включительно) в I-IV классах и с 1955/56 до 1957/58 учебного года (включительно) в V-VII классах;

д) учителям I-IV классов, имевшим педагогическое образование или обучавшимся в педагогических учебных заведениях, освобожденным от работы в школе в связи с переводом четвертых классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов, – время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в сельской местности, а также в культурно-просветительных учреждениях, туристско-экскурсионных организациях, местных органах управления, общественных организациях и на должностях учебно-вспомогательного персонала в учреждениях просвещения в период с 1970 по 1977 г. (включительно);

е) преподавателям школ искусств, музыкальных и художественных школ, преподавателям специальных дисциплин средних музыкальных и художественных школ и школ-интернатов, преподавателям музыкальных дисциплин педучилищ, учителям музыки и пения, музыкальным руководителям – время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в Вооруженных Силах СССР по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета, дисциплины (профилю работы в учреждении народного образования);

ж) преподавателям специальных дисциплин и другим педагогическим работникам средних специальных учебных заведений культуры и искусства, педагогических, музыкально-педагогических, художественно-графических училищ (отделений), музыкальных и художественных отделений педагогических училищ – время работы в качестве режиссера, дирижера, хормейстера, балетмейстера, концертмейстера, артиста, художника;

з) заместителям директора школ по производственному обучению – время работы по специальности на предприятиях, в учреждениях и организациях после окончания высшего или среднего специального учебного заведения (в том числе военного);

и) учителям основ производства (производственного обучения), труда и черчения, изобразительного искусства, основ информатики и вычислительной техники, специальных дисциплин школ (классов) с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов; педагогическим работникам экспериментальных учреждений – время работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, а также время службы в Вооруженных Силах СССР по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета (профилю работы в учреждении народного образования);

к) преподавателям специальных дисциплин педагогических училищ, а также методистам и старшим методистам учебно-методических кабинетов по среднему специальному образованию и преподавателям основ информатики и вычислительной техники – время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях не менее 5 лет после окончания высшего учебного заведения по специальности, полученной в высшем учебном заведении (в том числе военном), а также время службы (независимо от его продолжительности) в Вооруженных Силах СССР;

л) методистам внешкольных учреждений, методических кабинетов, институтов усовершенствования учителей, руководителям кружков, культорганизаторам, экскурсоводам – время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в Вооруженных Силах СССР по специальности, соответствующей профилю работы в учреждении народного образования;

м) воспитателям (старшим воспитателям), заведующим дошкольными учреждениями (в том числе колхозными и др.), домами ребенка – время работы в качестве групповой медицинской сестры яслей и яслей-садов, постовой медсестры домов ребенка; заведующим детскими яслями, воспитателям ясельных групп дошкольных учреждений (в том числе колхозных и др.), домов ребенка – стаж медицинской работы, исчисленный в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и соцобеспечения до введения новых условий оплаты труда, если они в этот период занимали должности заведующих детскими яслями или групповых и постовых медицинских сестер;

н) концертмейстерам и аккомпаниаторам учреждений просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в указанных должностях, – время работы в качестве преподавателей специальных дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, дирижеров и артистов соответствующего жанра, хормейстеров, художественных руководителей, режиссеров, преподавателей музыкальных школ, а также учителей пения и музыки в общеобразовательных школах, музыкальных руководителей, а также периоды, предусмотренные в подпунктах “б”, “в” пункта 3 и в пункте 9.

Право решать конкретные вопросы о соответствии работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, службы в Вооруженных Силах СССР профилю преподаваемого предмета (кружка, профилю работы), а также специальности, полученной в высшем или среднем специальном учебном заведении (подпункты “з”, “и”, “к”, “л” пункта 5 настоящего приложения), предоставляются руководителю учреждения просвещения по согласованию с комитетом профсоюза.

1 К общественным организациям относятся кооперативные организации общества “Знание”, “Охраны памятников”, ОСВОД, ДОСААФ, Книголюбов и др.

2 Время работы (службы) в инспекциях по делам несовершеннолетних органов МВД СССР (детских комнатах милиции) также следует засчитывать в педагогический стаж при условии, если этому периоду непосредственно предшествовало обучение в педагогическом учебном заведении, а за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте