“Да, были люди в наше время!
Не то что нынешнее племя,
Богатыри – не вы!”
…Когда говорят о конфликте поколений, нужно понимать, что на самом деле это далеко не так плохо, как стараются представить некоторые. Ведь если молодые не желают следовать по стопам отцов, а стремятся искать новые, еще не пройденные пути, тому есть определенный резон. “Старый конь борозды не портит” – утверждают многие. Но вспомните продолжение этой пословицы: “…но и новой не режет”! Оказывается, это понимали всегда.
Нельзя ругать старшее поколение за то, что они консерваторы. Как сказала Маргарет Тэтчер, “если человек после пятидесяти так и не стал консерватором, это его трагедия”. (Заметьте, после пятидесяти!) Плохо только, когда в школе (читай: системе образования) конфликт поколений отсутствует как таковой. Это значит, что либо здесь просто некому конфликтовать, либо молодое поколение вовсе не желает идти вперед, исследовать новые тернистые пути, пробовать и ошибаться (чего ему не прощают старшие коллеги). Не менее плохо, когда юные и инициативные педагоги напрочь отметают весь опыт, который накопили их наставники, считая это пережитком прошлого и не соответствующим современной ситуации. “Весь мир насилья (педагогического) мы разрушим до основанья, а затем…”
Величайшее искусство – найти компромисс между взглядами и убеждениями поколений, стремлениями и возможностями отдельных личностей и целых коллективов. Счастлива та школа, в которой уживаются, тесно сотрудничают и относятся с пониманием друг к другу люди различных времен и эпох.
У моего сына-второклассника – прекрасная опытная учительница. Мы с ней – представители разных поколений. Но я благодарен ей за то, что она закладывает в души детей разумное, доброе, вечное – все то, что никак нельзя назвать устаревшим и отжившим. Потому что это вечные ценности. Огромное ей за это спасибо!
И дай Бог каждому найти в себе силы, чтобы, проработав столько лет в школе, сохранить любовь и доброту к детям, коллегам и своей трудной профессии!
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии