search
main
0

Каждому молодому учителю – по наставнику

Современной школе необходим профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, умеющий самостоятельно принимать решения, готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

О​днако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.Педагогические коллективы нашего округа ежегодно пополняют молодые специалисты – энергичные, обаятельные, умные, знающие люди, выбравшие благородную, ответственную и очень интересную профессию – «педагог». В ее основе наука, мастерство и искусство. Мастерству и искусству воспитания молодые педагоги будут учиться всю жизнь у своих коллег, учеников, главным же их учителем станет собственный опыт, а помощь молодому учителю окажут и методисты-наставники. Для выполнения этой задачи в Юго-Восточном округе создана система методического сопровождения молодых специалистов, которая включает в себя различные формы работы: педагогический мониторинг для определения уровня профессиональной подготовки молодого специалиста, организацию индивидуальных консультаций, наставничество, включение молодых педагогов в работу окружных семинаров. Для оказания помощи молодым учителям в повышении профессиональной компетентности наставники составили целевую программу сотрудничества с ними, что потребовало четкого осознания целей и задач, были определены «болевые точки» в педагогической деятельности начинающих учителей для предупреждения типичных ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.В своей деятельности мы исходили из того, что профессиональное становление молодого учителя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности. Молодой педагог может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время индифферентно относиться к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня.Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств.В основе планирования деятельности методистов-наставников конкретные проблемы молодого учителя, выявленные в ходе анкетирования молодых специалистов.По сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) молодым учителям интересны новые, нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, «круглые столы» совместно с родителями и учениками, мозговые штурмы, разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами, аукцион педагогических идей. Работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.В Юго-Восточном округе складывается система наставничества, реализуется программа сопровождения и поддержки молодых педагогов, ежегодно проводятся мастер-классы, семинары, конкурсы и смотры педагогических достижений, обучающие семинары и целевые консультации. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как участие в форуме молодых учителей в своеобразном форуме педагогических идей. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.В рамках форума молодых учителей наставники провели практические занятия по проблемам, представляющим интерес и требующим своевременного решения:- «Современный урок: проектирование и анализ современного урока»;- «Новые формы аттестации педагогических работников».Молодые учителя получили конкретные материалы по самоанализу урока: обоснование структуры урока и расхода времени на различные этапы, обоснование постановки задач урока, оптимальность содержания урока, выбор методов, форм и средств обучения в соответствии с задачами урока, оптимизация условий проведения урока, оптимальность объема и сложность домашних заданий, осуществление поставленных задач и выводы для проведения дальнейших уроков. Каждому молодому учителю вручили пакет документов по аттестации, рекомендации к составлению и оформлению каждого документа. В творческих группах молодой учитель изучал передовой педагогический опыт, участвовал в профессиональных дискуссиях, аргументированно отстаивал свою точку зрения, обсуждал свои профессиональные проблемы, неудачи и успехи и получал реальную помощь от коллег.Е.АБРАМОВА, методист-наставник кафедры педагогического мастерства и наставничества молодых педагогов МЦ ЮВОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте