И вот радость: впервые за последние несколько лет мое сердце было спокойным целых два дня. 5 и 6 октября в московской средней школе ? 1260 я присутствовала на уроках искусства, которые проходили в рамках конкурса “Учитель года-99”. И хоть речь в них шла о театре, живописи и музыке, главное было в другом: каждый учитель на своем уроке стремился раскрыть дух, способ мышления и обычаи своего народа. И русский Виктор Шилов, и ингуш Ахмед Эсмурзиев, и дагестанец Микаил Дугричилов предлагали детям сосредоточиваться на народных традициях и в них черпать силы.
Тема урока Микаила Магомедовича Дугричилова прозвучала для славянского уха весьма необычно: “Суфизм”. Никто, кроме учителя, я думаю, не смог бы в первые две минуты сказать, что же это такое. Зато в конце урока семиклассники прекрасно уяснили – это течение в исламе. Дети узнали, что шариат – общемусульманский религиозный закон – лишь первый этап на пути к Богу, что суфиями были выдающиеся поэты, философы, зодчие. А главное, учитель показал ребятам, как развивалась мусульманская мысль. Но еще важнее то, что урок посеял в душах юных москвичей семена уважения и восхищения богатством этой мысли.
Ахмед Эсмурзиев приехал в Москву из села Средние Ачалуки Республики Ингушетия. В его школе из 300 детей девяносто поют в хоре! Ахмед Мурзабекович начал урок с песни, которую сам сочинил и которую спел на родном языке.
– Вы не знаете ингушского, ребята, – сказал учитель. – Но вы слышали музыку. Кто сумеет по характеру мелодии определить, о чем она?
Поднялся лес рук: все поняли, что песня эта – о родине. И по лицу, улыбке учителя дети поняли, как безгранична его любовь к горам, о которых он поет…
Иной образ предстал перед детьми, когда начал свой урок еще один учитель музыки – челябинец Виктор Шилов. Он не выглядел утонченным эстетом (и не собирался этого делать). Крепкий, умный, действительно добрый, все понимающий русский мужик с гармошкой.
Но что он сделал с нашими душами!
Бережно, умно и тонко он подготовил сердца к восприятию музыки. И когда зазвучал Моцарт, слезы хлынули из глаз. А после этого Виктор Васильевич сказал:
– Вот теперь мы споем “Журавли”.
Откуда взялась крепость голосовых связок, когда душа в слезах, сказать невозможно. Но как же дети пели! Вот что значит петь сердцем! Вот что значит петь душой! И вот что значит – загадочная русская душа. Русская ментальность. Русская духовность. В основе нашей цивилизации – гармония. Гармонию учитель создавал на наших глазах. Легко. Профессионально.
Разве можно позволить хоть кому-то разрушать эту гармонию? А ведь пытаются…
Учительница музыки из Екатеринбурга Ирина Рудь артистична. На уроке она представила целый спектакль. Подростки пели… романс “Я здесь, Инезилья”. Девчонки обмахивались веерами и жеманились, а мальчишки в порыве страсти вставали на колено с распростертыми к возлюбленной руками!
Оказалось, Ирина Михайловна не только тонкий психолог, но и философ. Вот что она пишет в своем педагогическом эссе, вот как она думает: “Решая посвятить жизнь детям, учитель не рассчитывает ни на славу, ни на шумный успех, ни на большое материальное благополучие”. “Да, да, это все известно: и малое финансирование, и нежелание властей решать проблемы образования. Но разве у Льва Толстого была богатая школа? Нет! У этой школы было другое богатство: духовная красота ее учителя”. “Главным в человеке является талант сопереживания, и уроки музыки учат этому”.
“Я не призвана на успех. Я призвана на работу”. Это слова уже другой учительницы – Веры Кондрашовой из Мурманска, чей урок художественного труда мы также увидели в школе ? 1260. Ах, как талантливы оказались все дети на этом уроке! Маленькие и поначалу такие непослушные пальчики первоклассников без ножниц (!) создавали из обыкновенных бумажек яркие листочки, чтобы засохшее дерево ожило. А потом эти пальчики создали из бумаги же ласковые и нежные сердца. Знаете, зачем? “Чтобы положить маме на подушку, и тогда она поймет, как я ее люблю”.
Вот и еще одна загадка для любого американца или француза, нацеленного на успех (они там все на успех нацелены, на карьеру – любой ценой). А любой русский учитель Веру Павловну поймет: в наших школах люди сами себя определяют призванными не на успех – на работу. Почему? Да потому, что иначе не будет у русского учителя гармонии внутри себя, если полезет он наверх любой ценой, во что бы то ни стало. Но именно во внутренней гармонии – суть нашей, русской, ментальности.
…Как жалко, что в газете мало места, и потому я не могу рассказать обо всех участниках номинации “Искусство”. Но хотя бы назову имена: Ольга Павловна Фомина, учитель русского народного творчества, у которой ребятки на уроке пустились в пляс под аккомпанемент деревянных ложек. Андрей Валерьевич Коршунов продемонстрировал урок сценического мастерства по предмету театр. Дети у него в мгновение ока превращались то в… авторучку, то в лягушку, то в горячий утюг. Александр Николаевич Седышев урок МХК посвятил теме “Кремль – сердце города”.
“Главное условие развития человека и достижение им достойного нравственного уровня – это учитель”. Так считали древние японцы. Учитель, который пробуждает в детях национальное самосознание, сегодня чувствует себя востребованным.
– Я вижу, что люди благодарны мне за мою работу. Я уверен в том, что мой труд полезен обществу, – сказал Виктор Шилов.
…Тогда он еще не знал, что стал победителем конкурса “Учитель года России-99”.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Контрольная для Орфея
Ситуация старая, как мир. Два ученика. Один от природы способен и музыкально одарен, всегда сможет спеть мелодию любого произведения, но пока не спросят – на уроке “спит”. Второй интонирует плохо, но старается, очень хочет научиться и петь, и слышать музыку. Кого как оцените, педагоги? За что? За природные данные? За работу на уроке? А как ее, эту работу, подсчитать?
Количественному контролю поддаются только:
1-й – процент усвоения музыкальных терминов и понятий;
2-й – интонационно – чувственное, образное восприятие музыкальных произведений через процент правильных ответов при слушании музыкальных произведений различных жанров;
3-й – процент усвоения материала дополнительного курса (дифференциация тембрового слуха и др.);
4-й – количество разучиваемых вокальных произведений за определенный период (устанавливается экспериментально).
Требования к контролю
Проведенные исследования показывают, что при коэффициенте усвоения К > 0,7 процесс обучения можно считать завершенным, так как в последующей деятельности ученик способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания.
Коэффициент Ка – коэффициент усвоения – показывает требуемый уровень мастерства, который надо достичь ученику.
Различают 4 уровня усвоения:
1-й – ученический уровень Ка1;
2-й – репродуктивно-алгоритмический уровень Ка2;
3-й – эвристический Ка3;
4-й – творческий Ка4.
Тесты
1-го уровня – а1 – на опознание, различение, классификацию;
2-го уровня – а2 – на подстановку, конструирование, типовые задачи;
3-го уровня – а3 – на предварительное преобразование усвоенных методик и их приспособление к ситуации в задаче (несколько обобщенных операций);
4-го уровня – а4 – выявление творческих умений, исследовательских возможностей.
Тесты 1, 2, 3-го уровней – тесты отслеживания. При коэффициенте
К = 0,7 – 0,8 оценка 3
К = 0,8 – 0,9 оценка 4
К = 0,9 – 1,0 оценка 5.
Коэффициент Кb – ступень абстракции – характеризует научность изучения предмета.
Ступень А (феноменологическая b = 1)
Ступень Б (аналитико-синтетическая b = 2)
Ступень В (прогностическая b = 3)
Ступень Г (аксиоматическая b = 4).
Структура знаний учеников описывается как бы в двух измерениях:
Кb (ступень абстракции) и Ка (уровень усвоения).
Значит, можно классифицировать содержание любых предметов (а1, b1; а2, b2).
Таблица классификации контрольных опросов по предмету “Музыка”
Мониторинг – постоянный сравнительный контроль – имеет смысл только при правильном выборе единиц измерения для осуществления контроля, при достоверности диагноза (объективности полученных результатов), при правильно сделанных выводах по результатам проведенного контроля, при наличии коррекционных методик или программ по улучшению качества и системы самокоррекции качества самими учениками.
В течение учебного года проводится несколько контрольных работ, которые проходят по зачетной системе (зачет получает ученик, ответивший на определенное количество вопросов).
Ученики заранее знают минимально необходимое количество правильных ответов для получения зачета. В конце урока, самостоятельно проверив свои работы, ученик видит пробелы в своих знаниях. Школьник, не справившийся с работой, может получить зачет, выполнив определенное задание дома. В этом случае работы оформляются как рефераты, музыкальные словари, рисунки, схемы и т.д. Количество данных зачетов и есть итоговая отметка по предмету. Учитель ведет журнал учета индивидуальной работы ребят.
Рабочий журнал – для индивидуального контроля качества обучения каждого ученика
Контрольные работы имеют три категории сложности, из которых учитель выбирает ту, которая соответствует возрастным особенностям и уровню подготовки учеников. Ребята сами вправе выбрать форму контрольного опроса, реально оценивая уровень своей подготовки.
В случае если ученик не удовлетворен своей итоговой отметкой, он вправе взять соответственные задания и повысить свой уровень знаний и соответственно отметку.
Учитель же получает целостную картину результатов своей деятельности и может корректировать планирование с учетом особенности восприятия музыкального материала детьми в конкретном учебном коллективе.
Виктор ШИЛОВ
Комментарии