search
main
0

Казань.info. Все байты в гости будут к нам

Международная олимпиада по информатике – соревнование среди школьников – проходит на протяжении более четверти века. Идея принадлежит болгарскому профессору Благовесту Сендову, который еще в 1987 году обратился с этой инициативой в ЮНЕСКО. Мероприятие призвано стимулировать интерес детей к изучению информатики, развивать школьный курс по этому предмету, а также объединить талантливых ребят, чтобы они могли поделиться научным и культурным опытом. Олимпиада проводится в одной из стран-участниц, как правило, в конце лета и длится 8 дней. В 2016 году почетное право провести ее было доверено нашей стране. С 12 по 19 августа в Казани, одном из самых IT-продвинутых городов РФ, соберутся команды более чем из 80 государств. Организаторами выступили Минобрнауки и Минкомсвязи Российской Федерации, Мининформсвязи и Минобрнауки Республики Татарстан, Казанский федеральный университет, а также ряд других ведомств, компаний и структур.

– В России олимпиада по информатике столь высокого уровня проводится впервые, – рассказывает зам. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Павел Сергоманов. – Нам есть чем гордиться, ведь за все время, начиная с 1989 года, мы стабильно показываем очень высокие результаты, выступая наравне с такими лидерами, как США, Китай, Тайвань. Интерес к информатике как школьному предмету стабильно высокий, количество участников Всероссийской олимпиады по информатике постоянно растет, на сегодняшний день в этих испытаниях по всей стране принимают участие более 25000 школьников. Примечательно, что и наши студенты также показывают стабильно высокие результаты на международных соревнованиях по программированию. А это подтверждает тот факт, что у нас налажена очень качественная система подготовки, есть отлаженные технологии и методики обучения информатике как предмету.Безусловно, любая интеллектуальная олимпиада – своего рода «спорт высоких достижений», однако все это служит огромным стимулом для развития «массового спорта». По статистике примерно 40 процентов всех российских учеников хотя бы раз приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников по тому или иному предмету (а нередко и по нескольким). Да, до финала доходят далеко не все, но любое соревнование закаляет дух, развивает мышление, помогает развить эрудицию, расширить кругозор, познакомиться с единомышленниками, брать пример с лидеров, учиться у победителей. Всем известно, что олимпиадные задачи выходят далеко за рамки школьной программы, и, для того чтобы научиться их решать, нужна очень серьезная дополнительная подготовка на специальных занятиях, однако без основательной базовой подготовки никак не обойтись. А это значит, что любая предметная олимпиада самым серьезным образом влияет на содержание образования, не только повышая планку, но и создавая стимулы для освоения материала, заставляя педагогов искать новые, более эффективные подходы к преподаванию.По словам Павла Аркадьевича, мероприятия подобного рода заставляют школу быть более гибкой и чувствительной к внешним требованиям и изменениям. И это полностью соответствует требованиям Президента РФ Владимира Путина по разработке комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования, о чем было сказано на прошедшем в январе прошлого года Госсовете.Кстати, сам зам. директора департамента, будучи школьником, тоже участвовал в олимпиаде по математике и даже занял второе место по Хабаровскому краю. Стать абсолютным победителем, как он говорит, помешала случайность. А вот на международных соревнованиях случайностям места быть не должно, поэтому с участниками проводится очень серьезная подготовка, которая включает в себя не только интернет-туры, но также тренировочные сборы, психологическое тестирование и много чего помимо этого, о чем простые смертные даже не догадываются. В частности, выяснилось, что для решения заданий по информатике очень важен навык слепого печатания. Можно иметь очень светлую голову, но если этого навыка нет, выйти в лидеры будет несравненно труднее. Поэтому ребят учат профессиональной работе на клавиатуре, причем на очень высоком уровне. То же самое можно сказать и о великолепном владении иностранным языком, без которого сложно понять смысл задания. И так далее.- Первая олимпиада школьников по информатике в Советском Союзе была проведена еще в 1988 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), – говорит председатель центральной предметно-методической комиссии по информатике Владимир Кирюхин. – Напомню, это было спустя всего три года после появления во всех советских школах предмета «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) и всего за год до того, как в Болгарии была проведена первая международная олимпиада. С тех пор внимание к изучению и преподаванию IT у нас в стране не ослабевало. Могу со всей ответственностью заявить: олимпиады не только дали возможность многим талантливым школьникам проявить себя и способствовали развитию их одаренности, но и оказали существенное влияние на развитие школьного курса информатики. Например, уровень С вопросов ЕГЭ по данной дисциплине во многом определяется олимпиадными задачами, а автоматическая проверка решений задач, давно используемая на олимпиадах по информатике, также начинает активно использоваться и в школах, и при проведении ЕГЭ.Ни для кого не секрет, что страны, которые активно занимаются IT-сферой и работой по выявлению одаренных школьников, развитием их талантов, показывают наилучшие результаты на международных олимпиадах. О китайской системе работы с одаренными школьниками известно давно, и результаты их участия в международных испытаниях (причем не только по информатике) говорят сами за себя. Что же касается нашей страны, то Россия единственная в мире проводит такие массовые мероприятия по выявлению и работе с одаренными школьниками, как Всероссийская олимпиада школьников, которая охватывает по различным предметам более 5,5 миллиона учащихся 5-11-х классов всех субъектов РФ.Участники и победители олимпиад по информатике становятся топ-менеджерами или руководителями IT-компаний, преподавателями в университетах, научными сотрудниками, участвующими в реализации современных проектов в области информационных технологий и смежных областях. Этому способствует то, что не только победители и призеры заключительного этапа, которые завоевали право поступать в университеты без экзаменов, но и многие рядовые участники различных этапов олимпиады – дети с ранним самоопределением в профессии. Они большие труженики, умеют учиться и добывать знания, мотивированы в будущей профессии, каждый из них выбирает свое профильное направление в профессиональной сфере, еще учась в школе.- При этом, как и везде, главная роль в этом процессе отводится учителю – он должен заинтересовать детей, увлечь их своим предметом, организовать внеурочную работу, используя материалы школьного этапа олимпиады по информатике, – убежден Владимир Михайлович. – Каждое образовательное учреждение должно обеспечить право ребенка на участие в олимпиаде начиная с 5-6-го класса, если у него есть такое желание. Подобные требования зафиксированы в порядке проведения Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам. А дальше – олимпийский лифт. Продвижение на муниципальный этап открывает детям районные центры дополнительного образования, стимулирует переход в профильные лицеи с 7-го класса. В школах с углубленным изучением математики и информатики предусмотрены факультативы. Также ряд вузов ведут заочные дистанционные курсы для таких детей, организуют дополнительные сетевые тренинги. Многие регионы проводят свои летние и зимние компьютерные школы.До олимпиады в Казани еще более полугода, однако работа по ее подготовке и проведению не прекращается ни на миг. Будем активно болеть за нашу сборную!СтатфактЗа все время участия китайские школьники завоевали 107 медалей, из них 72 золотые, а россияне (с учетом результатов СССР) – 104 медали, из них 55 золотых. Следующими после Китая и России с большим отрывом по золотым медалям идут Польша (97 медалей, из них 34 золотые), Румыния (95 медалей, из них 28 золотых), Болгария (93 медали, из них 23 золотые), Республика Корея (92 медали, из них 33 золотые), США (90 медалей, из них 42 золотые).Полезные интернет-ресурсы Тренировочная среда для участников олимпиад по информатике – odeforces.com Примеры задач Международной олимпиады по информатике – stats.ioinformatics.org/tasks Примеры задач регионального и заключительного этапов последних лет – www.rosolymp.ru Официальный сайт XXVIII Международной олимпиады по информатике – ioi2016.ru Олимпиадные задачи по программированию – algolist.manual.ru/olimpСправкаЗадачи Международной олимпиады по информатике можно разбить на три типа. К первому относятся стандартные задачи («Batch tasks»), решением которых является программа, формирующая выходной файл по заданному входному файлу.Задачи второго типа интерактивные («Reactive tasks»). Их решение – это тоже программа, однако в отличие от задач первого типа вместо чтения исходных данных из входного файла и записи результата в выходной файл эта программа должна обмениваться данными с другой программой, определенной в условии задачи.В задачах третьего типа («Output tasks») решением является уже не программа, а файлы выходных данных, соответствующие заданным в условии задачи входным файлам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте