Дети – это самое необычное, яркое и удивительное, что происходит в нашей жизни. Каждый из нас пытается обеспечить максимальное благополучие своему ребенку, восполнить то, чего не было в нашем детстве. И это правильно, это естественно для каждого из нас.
Мало кто всерьез задумывается: а какими бы мы хотели видеть своих детей, допустим, через тридцать лет? Именно через тридцать, когда многим из нас будет уже за шестьдесят, а нашим детям – около сорока-сорока пяти лет… Успешные, богатые? Вовсе нет. Первое, что в основном называют при ответе на данный вопрос, – это морально-нравственные качества. Мы хотим видеть их порядочными, отзывчивыми, счастливыми. Очень важно понимать, что именно мы с вами полностью несем ответственность за воспитание и становление своих детей. Ни школа, ни педагоги, а мы лично. Конечно, учителя и воспитатели прикладывают максимум своих знаний и опыта для развития наших детей, но после 11‑го класса школа уйдет в прошлое, и только мы, родители, были, есть и будем рядом со своими детьми в течение всей жизни. Ответственность за то, каких людей мы воспитаем, лежит на нас: будут ли это те, кто протянет руку помощи и стакан воды в годы нашей старости или отправит доживать свой век в дом престарелых… И очень сомнителен толк от успешного, образованного, богатого, но идущего по головам человека, способного забыть про родных, разрушить семью, подставить коллегу по профессии.
Мы хотим видеть своих детей состоявшимися, счастливыми, профессионалами своего дела, но всякий профессионал, не имея морально-нравственных ориентиров, становится опасен для себя и окружающих его людей, и первыми, как правило, начинают страдать сами родители.
Личный пример
Наша главная миссия, чтобы избежать подростковых семейных драм, которые переживают миллионы семей, на протяжении всей жизни сохранять, беречь и взращивать взаимное доверие между детьми и родителями, тем самым обеспечивая свой авторитет и значение в их жизни.
Хотим воспитать порядочных, отзывчивых и искренних людей? Единственный способ – это наше личное стремление быть таковыми и собственным примером притягивать за собой своих детей. Все дети очень чуткие и тонкие психологи, впитывающие в себя наше поведение. Особой болью в душе ребенка отзываются наши проступки, ложь, лицемерие и прочее. И это касается абсолютно всех взрослых, окружающих ребенка.
Основа доверия – искренность. И крайне страшны случаи, когда родитель или педагог выходит из той или иной ситуации с позицией «я взрослый, значит, я прав, и будет по-моему». Именно подобные поступки шаг за шагом отдаляют нас от наших детей. Тот факт, что мы выносили, родили и обеспечиваем своих детей, еще не гарантирует того, что они будут нас уважать и ценить. И каждая семья основывается, как на фундаменте, на любви, а любовь всегда жертвенна, но и она не гарантирует взаимоуважения.
Основа авторитета – доверие. Для каждого из нас были, есть и будут появляться новые авторитетные люди, на которых нам хочется походить в том или ином вопросе. Наша цель – никогда не покинуть список авторитетов у своих детей, какими бы ни были жизненные обстоятельства.
Казачий путь
Казаки со стародавних времен знали и владели основными принципами воспитания своих детей. «Казачество – это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед», – писал Николай Васильевич Гоголь.
Действительно, казаки исторически жили у границ России и первыми встречали неприятеля и посягателя на наше Отечество. Осваивали и присоединяли Урал, Сибирь, Центральную Азию, Дальний Восток и Аляску, участвовали во всех дореволюционных войнах, являлись элитой, авангардом русской армии.
Конечно, в таких условиях невозможно без братства, товарищества, взаимного доверия и авторитета. Казак – это воин, именно воин, а не боец, ведь воина отличает особый духовно-нравственный путь, который и обеспечивает непрерывную связь поколений и героизм на полях сражений. Особый ключ успеха казачества хранится в христианской православной вере. «Граница породила казачество, а казаки создали Россию», – отмечал Лев Николаевич Толстой.
Дух православной культуры и нравственности установил особый уклад внутри казачьих обществ, где всегда присутствуют особое почитание старших поколений, семейных ценностей, любовь к своему народу, земле, Отечеству. К примеру, авторитет отца с матерью не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не принимаются решения по наиболее важным делам. Установлено и особое уважительное и бережное отношение к женщинам, ибо женщина – будущее народа. Поэтому в старину казаки не ходили за руку и в обнимку со своими женами, дабы не вызвать боль и скорбь у вдов.
Мы живем в светской многонациональной и многоконфессиональной стране, где каждый образованный гражданин должен знать традиции и основы своего народа, уметь общаться и контактировать с представителями различных культур. Именно поэтому в системе казачьего кадетского образования уделяется особое внимание православной культуре как основной созидающей силе российской государственности.
Помимо культурного и политического значения православие дает четкую методологию жизни человека в достижении и открытии подобия Божьего и самого Бога. Самая важная мысль, которую оставили нам отцы, деды и прадеды казачества: какой ты, такой и мир вокруг тебя. Наша цель – становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного, ответственного и социально активного гражданина России, не поддающегося ни на какие провокации и эмоции, способного трезво и деятельно решать любые вопросы.
Дети – это самое необычное, яркое и удивительное, что происходит в нашей жизни. Дети – наше будущее как в личном, так и в государственном масштабе, и то, чему мы их сможем научить, они воплотят в своей жизни! И конечно, такая ответственность лежит как на каждом родителе, так и на каждом педагоге и воспитателе.
Очень многие казаки, учитывая опыт свой и предыдущих поколений, видя проблемы современности, посвящают свою жизнь не только воспитанию детей в своих семьях, но и труду в образовательных организациях.
Казачьи кадетские классы, как и другие классы, не обязывают учащихся становиться казаками, военными, учеными. Но казачий кадетский класс идет по казачьему пути взращивания особой любви к семье, роду, товарищам и Отечеству. Воспитание человека с большой буквы есть деятельность всего его окружения, где рука об руку трудятся родители и педагоги. И мы предлагаем вам совместный труд в созидании и воспитании юного поколения на основе морально-нравственных и военно-патриотических традициях казачества.
Педагог – от греческого paido – «дитя» и ago – «веду». Именно веду, а не назидаю и требую того, чего сам не исполняю. Мы должны и обязаны ради нашего будущего сохранять и взращивать взаимное доверие и уважение между поколениями, быть авторитетами для своих детей, ведь если мы ими не будем, то кто займет это место?..
Илья ИПАТОВ, старший воспитатель кадетского класса школы №1593
Комментарии