search
main
0

Кавказ ценит мир. Мурат ЗЯЗИКОВ

Президент Ингушетии Мурат ЗЯЗИКОВ по себе знает, что это такое: стоять у доски, работать с классом, ставить оценки. Он сам в прошлом учитель. Поэтому и проблемы учительства знает не понаслышке. Образование объявлено в Ингушетии приоритетной сферой. «Любой руководитель субъекта Федерации должен понимать: не будет образования и здравоохранения, ничего не будет», – говорит президент. Сегодня он – собеседник «УГ».

– Мурат Магометович, месяц назад в Ингушетии произошли трагические события, и внимание всей страны было приковано к ним. Как отреагировало на них ингушское учительство?

– Ингушетии была объявлена война. Это международный терроризм в действии: там были люди с Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Сейчас иногда в прессе имеет место заданное, совершенно провокационное освещение того, что произошло. Этих людей совершенно не интересует, что это трагедия народа, что здесь человеческие судьбы, что мы совсем недавно начали уделять внимание югу России. Из-за того, что негативное мнение искусственно формируют, складывается не всегда правильное отношение к Северо-Кавказскому региону… Учительство республики активно осудило произошедшее и считает, что это не только провокационный поступок по отношению к республике, не только удар, нацеленный на дестабилизацию обстановки в Ингушетии и на Северном Кавказе, но в целом и против всего того позитивного, что мы делаем. У нас образование объявлено приоритетной сферой деятельности. Только в прошлом году мы построили и реконструировали 10 школ, в том числе и коррекционную. Строительство школ – среди приоритетных направлений. Мы добавили зарплату учителям и врачам. На селе намечено строительство многоквартирных домов для учителей. В прошлом и в этом году на Международном форуме «Одаренные дети» наши ученики заняли призовые места во многих номинациях, это впервые за многие годы. Казалось бы, республика маленькая и талантов должно быть мало. А их много, их надо просто развивать. В этом году четыре ингушских выпускника поступили в МГУ. Внимание к образованию – процесс повседневный.

– У каждого народа существуют свои представления о человеческом идеале. Каким вы видите ингушского выпускника – гражданина России?

– Школьник должен понимать, что он гражданин великого государства, что у нас многонациональная и многоконфессиональная страна с очень добрыми традициями. Главная черта человека, по-моему, – честность. Нельзя никогда никому завидовать. В зависти берут начало многие пороки: предательство, недоброжелательность, лицемерие, обман. Народу нужно говорить правду. Надо воспитать у молодежи чувство общенациональной гордости (не просто осознание причастности к какой-то национальности, а чувство, которое шире и глубже естественных национальных чувств). Гордость за великую Россию. Возьмите даже Москву или Санкт-Петербург, остановите молодого человека, спросите про Великую Отечественную войну. Трагедия в том, что не каждый школьник о ней расскажет что-то. Другое дело, какой певец чем прославился… Необходимо противостоять размыванию наших святых ценностей, поскольку на них воспитывается настоящий человек.

– Знакомясь с республикой, я видел много мечетей, вновь построенных и восстановленных. В свое время Министерство образования заявляло о возможности преподавания в школах, расположенных в регионах с преобладанием мусульманского населения, такого факультативного предмета, как культура ислама. Соответственно в регионах, где большинство жителей придерживаются православия, предполагалось преподавание «Основ православной культуры». Что вы думаете по этому поводу?

– Я считаю, что это целесообразно. Все наши ведущие религии – культурообразующие. В России никогда не было религиозного противостояния, и его не будет. Мы восстанавливаем в республике три православных храма. Мне приятно было видеть в маленьком уголке Москвы мечеть, православный храм, синагогу. На одном пятачке. У нас, повторюсь, нет противостояния. Мы понимаем, что наша сила в единстве и созидании. Мы говорим о согласии, толерантности, веротерпимости, но… Есть другие моменты: стоит храм, а туда люди не идут. Дело не в количестве построенных храмов. Важно, как они, скажем так, функционируют. Противоестественно, когда Божий дом пустует, и так же противоестественно, когда в него заходят люди не с божьими намерениями…

– В педагогическом сообществе идет разговор о переводе СПО и НПО на региональный уровень. Насколько я знаю, таких учебных заведений в Ингушетии немного, но они востребованы и останутся на федеральном бюджете…

– Этот перевод предполагается провести в масштабах всей страны. По моей просьбе СПО и НПО временно, на несколько лет, оставлены на федеральном бюджете. Я благодарен за то, что нас поняли, пошли навстречу. В республике идет подъем сельского хозяйства, налаживается производство, люди со средним и начальным профессиональным образованием очень нужны. Вообще в каждом конкретном случае надо исходить из конкретной ситуации. В образовании экспериментировать нельзя. Мы не должны копировать то, что в Америке или в Бельгии. В образовательном процессе мы должны исходить только из наших российских реалий и целей.

– Как вы стали учителем?

– Я преподавал историю и обществоведение. Так получилось, что в школе проработал год. После университета меня сразу отрекомендовали первым секретарем райкома комсомола, потом переиграли, взяв инструктором в районный комитет партии. По тем временам это был случай беспрецедентный. Я курировал учебные заведения. Когда узнал, что в селе Барсуки нет учителя истории, взял отпуск и, по сути дела, попросился преподавать (в субботу, в свой выходной, я и так работал). Был потом период, когда я даже ушел, чтобы преподавать там. А когда нашелся учитель, я перестал совмещать эту работу. Что касается преподавательского стиля, он был таким… авторитарно-демократическим. Впрочем, чаще всего демократическим. Всегда чувствуешь, кто готов, кто делает вид, что записывает что-то… Самые светлые воспоминания о пятом классе. Дети сидят, тянут руку, рвутся отвечать. Среди моих учеников есть журналисты, ученые, некоторые работают в правоохранительных органах. Если судить по их словам, преподавание проходило на интересной основе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте