search
main
0

Каторга отменяется. Иоганн Генрих Песталоцци знал, как сделать ребенка счастливым

Андрей Максимов. «Песталоцци XXI. Книга для умных родителей». СПб.: Питер, 2015.Нынешние родители современной школой все чаще недовольны, полагая, что уровень образования детей падает катастрофически. Молодежь мы ругаем все чаще и злее. Что делать? Известный телеведущий и писатель Андрей Максимов предлагает выход: самому стать умным родителем и, ни на кого не надеясь, самолично заняться воспитанием и образованием своего ребенка. Свои наблюдения, выводы и практические советы Максимов подкрепляет идеями классика мировой педагогики, швейцарца Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827).

Книга адресована тем мамам и папам, кто хочет воспитывать своего ребенка, что называется, «по уму», не пуская это дело на самотек. Родители, без сомнения, получили ценное руководство к действию, серьезное подспорье для выполнения исключительно важной, творческой и радостной задачи. Но книжная новинка Максимова – это хороший подарок и для учителя, замечательное методическое пособие, оригинальный учебник по педагогике, обогащающий и развивающий.

В своем предуведомлении для читателей автор демократично соглашается, что первую часть книги родителям можно и вовсе пропустить, так как о педагогике там будет говориться совсем мало. Это биографический рассказ о самом швейцарском гении Песталоцци. Но для учителя эта глава как раз особенно важна. В ней описан блистательный образец педагогического творчества, вдохновляющий пример для всех, кто работает с детьми и молодежью. Ведь свое призвание – учить и воспитывать детей – Песталоцци воспринимал как суть жизни. Это же он пытался донести и до своих воспитанников, и до их родителей: учитесь и учите труду, в котором главное не зарабатывание денег (хотя это, конечно, важно), но реализация себя.

Отложив книгу, я не удержался, перечитал главу из учебника по истории педагогики, посвященную великому учителю, и… не узнал Песталоцци: скучно, сухо, неинтересно и не очень понятно. А у Максимова история жизни и творчества классика представлена в необычном захватывающем формате, в активном диалоге, участником которого невольно становится и читатель. Оригинально, со своими комментариями и переложением текстов на современный язык автор приводит цитаты Песталоцци, необычайно актуальные и по сей день.

Главный свой метод Песталоцци называл «природосоответствующим», позволяющим найти и развить в ребенке природой заложенные таланты. Он построил педагогическую систему, функционирование которой невозможно без любви и уважения к ученику, стремления быть с ним всегда вместе. «Учитель не является ученикам чем-то высшим, как это обыкновенно бывает, а сам с ними учится», – считал классик. Невозможно учить детей, не учась у них. Уроки перестают быть тяжкой обязанностью, превращаясь в интересное и полезное времяпрепровождение. Важной идеей Песталоцци, которую он вывел из собственной практики, было объединить обучение с производительным, сельскохозяйственным трудом.

Изучая книгу «Песталоцци XXI…», с радостью и удовлетворением нахожу подтверждение важности и правильности основных направлений своей педагогической и научной деятельности. В своих книгах и пособиях «Учимся вместе», «Говорили на уроке», «Любовью зажигать сердца», «Увлекательный менеджмент» я тоже пропагандировал живую педагогику, улавливающую дыхание жизни, гибкую и демократичную. Необходимые составляющие живой педагогики – нескучное обучение с развлечением, внедрение в учебный процесс методики обучения в действии, в работе, развитие студенческого предпринимательства, создание учебного «потребительского общества», торговых отрядов, учебной фирмы.

Искренне радуясь такой удачной, талантливо написанной книге Андрея Максимова, не могу не сказать и о том, что некоторые его выводы и заключения я принять не могу. Автор многократно, что называется, рефреном повторяет: «школа не учит детей учиться», «на школу надежды нет», «школьное образование – процесс странный», «школа не будет использовать метод Песталоцци», «подавляющее число детей не любит ходить в школу», «учитель крайне редко видит в ученике реальную, конкретную личность со своими желаниями и нежеланиями», «отдавая ребенка в школу, мы, по сути, посылаем его на каторгу», «любить ребенка способны только его самые близкие люди: родители, бабушки, дедушки, братья, сестры».

Критики в адрес школы сегодня больше чем достаточно. Еще в 2005 году мне в руки попала работа американского бизнесмена, специалиста в области финансового образования Роберта Кийосаки «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу». Разве можно учителю спокойно, без чувства вины и стыда читать, например, такие строки: «Зайди сегодня в любой класс, и ты вряд ли увидишь волнение и воодушевление», «обучение превратилось в нудный, управляемый страхом процесс, который не развивает умы», «сегодняшняя система убеждает нас, что цель образования – получить высокие оценки или хорошие результаты теста». Внутри системы эта цель становится важнее, чем любовь, дружба, преданность, доверие или даже чувство собственного достоинства. «Покидая стены родной школы, слишком многие уходили из нее обиженными и полностью беспомощными, что еще хуже, большинство оказались не подготовленными к испытаниям, которые готовила взрослая жизнь».

Как же быть? Вообще не водить ребенка в школу? Организовать домашнее воспитание? «Нынче народ как-то весьма нервничает по этому поводу. И чем хуже обстоят дела со школьным образованием, тем больше нервничает и интересуется», – пишет в своей книге Андрей Максимов. И предлагает варианты, которые, как мне кажется, противоречат идеалу народной школы И.Г.Пес­та­лоц­ци, где занимались сироты, брошенные, обездоленные дети, то есть идеалу всеобщего, доступного, качественного образования для всех, а не только для тех, кто «живет в большом городе и у кого есть деньги, чтобы оплатить обучение в хороших школах». Никогда родители, даже самые любящие, заботливые и энциклопедически образованные, не обойдутся без учителя. Это автор книги убедительно показал на примере работы выдающегося учителя Иоганна Песталоцци.

Где же выход? Максимов, ссылаясь на психофилософию, утверждает: «В жизни человека не может быть такой ситуации, когда исчезнет горизонт. Даже когда нам представляется, что мы в тупике, иногда достаточно чуть-чуть повернуть, и вот он – горизонт». У нас ведь много замечательных школ, ученых, учителей, управленцев, о которых мы узнаем в каждом номере «Учительской газеты». Изучать лучшие отечественные и зарубежные практики, бороться с формализмом, бесконечным реформированием, предоставить работникам образования большую свободу и, конечно, проявлять о них заботу и внимание.

Почему-то мы забыли и о важном педагогическом принципе советского времени – принципе единства семьи и школы, участии в улучшении школьного дела родителей и общественности.

Наконец, дело не будет продвигаться, если, как пишет автор книги, «государство вообще не занимается проблемой счастья людей и в частности – счастья детей»…

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор Брянского кооперативного техникума

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте