search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов
0

Катастрофа и ее окраины

Как Геннадий Гор восстановил рану в себе и в бытии

Так, как мы сегодня благодаря этому сборнику читаем поэта и прозаика Геннадия Гора (да, поэта хочется поставить на первое место, хотя долгие годы он был известен, а потом постепенно забывался как прозаик), не читал себя и он сам. Имевший в последние лет двадцать своей жизни уверенный социальный статус писателя-фантаста и наставника пишущей молодежи, Гор, думается, был бы рад не видеть в собранных здесь текстах связной последовательности и вообще, может быть, предпочел бы вынести все эти тексты за пределы своей литературной и человеческой биографии. Здесь наоборот: за пределами сборника остался Гор-фантаст, предыстория же его стала самостоятельной и самоценной историей.

 

Своей ранней прозы Геннадий Самойлович при жизни не переиздавал и очень мало кому показывал («Это опаснейший формализм!» – шептал он тем, кому доверял особенно); стихов не показывал вообще. Они были найдены только после смерти автора и вслед за тем ждали публикации еще тридцать лет.

Стихи составляют центр сборника – не только композиционный, но и энергетический. Они очень сильные, существенно сильнее, рискну сказать, всей его прозы вместе взятой. (Так и хочется сказать, что ничего другого он мог бы и не писать, но в том, что писал, были свои резоны, предположение о которых чуть ниже.) В последние два с лишним десятилетия жизни он писал хорошую, умную, философическую научную фантастику, за которую, думаю, благодарны ему многие из взрослевших в 1970-1980-е, но то совершенно иной уровень напряжения – эстетического, экзистенциального, любого. Сами по себе эти стихи давно не открытие, выпускались несколько раз: и в «Звезде» в 2002-м, и пять лет спустя в Вене (двуязычное издание – на русском и немецком), а спустя еще пять лет – в московском издательстве «Гилея» (и на русскую читающую публику произвели впечатление только тогда, а раньше только, наверное, на Олега Юрьева, увидевшего в Горе одно из «заполненных зияний» полной разрывами и провалами русской литературной истории XX века). Не открытие уже и ранняя его проза – та же «Корова», чуть не сломавшая в свое время автору жизнь (за эту попытку увидеть коллективизацию обэриутским видением его выгнали из университета), была опубликована в той же «Звезде» еще в 2000-м и тоже не сказать чтобы стала событием. Но этот вот сборник событием стать просто обязан: меняет оптику. Ставящий стихи в контекст довоенной и послевоенной прозы автора (различающихся меж собой немногим меньше, чем обе они отличаются от стихов), он перенастраивает взгляд на писательскую эволюцию Гора, а отчасти и на логику литературного развития прошлого века.

Гор несколько раз радикально переписывал себя, что объясняли очень просто: испугался. «Перепуганный талант, или Сказание о победе формы над содержанием» – так называлась статья Андрея Битова, сопровождавшая в «Звезде» публикацию «Коровы». Бояться было чего, не бояться было уделом очень немногих. Но ситуация, думается, сложнее.

Гор честно старался соответствовать своему времени. В некотором смысле он был очень типичен (язык тянется сказать злое слово «вторичен»; к стихам это не относится, хотя Борис Парамонов и назвал Гора-поэта «работающим в чужой поэтической системе». Куда вернее, кажется, что в стихах он работал за пределами систем вообще). Он тянулся к тому, что чувствовалось ему в этом времени наиболее ярким и точным. В его молодости такими были обэриуты, у которых, как уже не раз справедливо сказано, он многому учился. В его зрелые годы такой была научная фантастика, дерзавшая выходить за пределы эмпирически данного, раздвигать новые горизонты.

Все его непохожие друг на друга лица – в каком-то смысле одно, просто отражающееся в разных зеркалах. При всей исключительности блокадных стихов внимательный читатель найдет в них мотивы, бывшие уже в довоенной прозе. Вышли наружу глубокие, хтонические силы.

Все, что он писал до и после стихов, – лишь обширные окраины этой мощной творящей катастрофы (с упором на оба слова).

Предыстория Гора-фантаста именно в силу его чуткости к веяниям времени, которое легко (но поэтому и стоит поостеречься) назвать конформизмом, прочитывается как история русской литературы XX века в противоборстве, взаимотяготении, взаимонесовместимости двух ее линий – официальной советской и задавленной в 1930-е авангардной, воплотившихся волею судеб в одном человеке. Он даже нашел возможность своего рода если и не синтеза, то некоторого компромисса этих тяготений, став писателем-фантастом.

Если ранняя проза Гора еще полна социальных проблем (хотя ее ощутимо и постоянно тянет за их пределы, таков, скажем, рассказ «Маня», героиня которого уходила от мужа в буквальном смысле по частям, – чистый Кафка!), то в блокадных (строго говоря, постблокадных, – Гор писал их уже в эвакуации) стихах социальное исчезает совсем. Осталась чистая, распадающаяся на глазах экзистенция, голый провод ужаса.

Такое можно было писать только в пограничной ситуации, со всей свободой отчаяния. Грубо говоря, это тексты, которых не могло и не должно было быть. Они возникли в ситуации чистой невозможности: человека, понимания, речи, самой жизни, но жить с этим языком, с соответствующим чувством мира было немыслимо. Дело не только в том, что за такое преследовала советская власть, есть вещи и пострашнее. Оно разрывало изнутри. Заговорив языком повести «Дом на Моховой» (на поверхностный взгляд – как будто другой человек писал), Гор спасался от самого себя.

Стихи 1942-1944 годов были разверстой, кровоточащей раной. То, что Гор писал потом, став фантастом, хочется назвать терапией. Он заживлял эту рану в себе и в самом бытии. Он восстанавливал гармонию, хотя бы чувство ее. Читавшие его в детстве и отрочестве знают, что он ее восстановил.

А вообще-то это история о том, что человек, во-первых, целен (даже при всех противоречиях), а во-вторых, больше и неожиданнее себя самого.

 

Геннадий Гор. Обрывок реки. Избранная проза. 1925-1945. Блокадные стихотворения. 1942-1944 / Сост., предисл. А.Д.Муждаба. – СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2021.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте