search
main
Топ 10
В некоторых регионах отменяют занятия в школе из-за непогоды Дефицит педагогов: в Вологодской области открыты 255 учительских вакансий Серебряным медалистам будут вручать сине-голубой диплом с отличием Студент Калужского госуниверситета создал настольную игру по истории родного края Форма современного школьника: какой она должна быть Для родителей школьников предлагают ввести выплаты к началу учебного года Десятиклассник из Астрахани разрабатывает «Умный гараж» Финал конкурса «Флагманы образования» для управленцев и педагогов стартовал в Москве С 2025 года в нацпроект «Образование» хотят включить предметы, которые не входят в систему ЕГЭ Все дети, поступающие в школы РФ, должны знать русский язык, заявили в СПЧ Финал премии «Студент года» объединил 400 учащихся колледжей из 60 регионов России Институт воспитания проведет очередное Всероссийское открытое родительское онлайн-собрание Объявили победителей Всероссийского фестиваля студенческого спорта Отменить нельзя оставить: День рождения буквы «ё» отмечают в России Исследование: 47% семей тратят на дополнительную подготовку к ЕГЭ до 6 000 рублей ежемесячно В Новосибирской области наградили четверых школьников в рамках проекта «Дети-герои» Минпросвещения: кабмин приступил к разработке прогноза востребованных профессий Чемпионат «Профессионалы» завершился в Санкт-Петербурге Утвержден план реализации стратегии безопасности детей до 2030 Президент РФ рассказал о стипендии в 75 000 рублей для аспирантов за научные исследования
0

Катализатор или ингибитор?

Регулирование трудовых отношений в образовании с учетом пандемии

Как можно судить по многочисленным публикациям и исследованиям, карантин выявил целый ряд очень важных моментов. Прежде всего – глубокий кризис в регулировании трудовых отношений в школьном образовании, радикальное изменение характера труда и взаимоотношений педагогов со всеми участниками образовательного процесса в период карантина.

Ключевыми вопросами, исходя из анализа обращений работников общеобразовательных организаций, стали пределы изменения должностных обязанностей сотрудников, соблюдение ограничений в части рабочего времени педагогов, оформление документов в дистанционном режиме, взаимодействие с родителями обучающихся, техническое обеспечение процесса, включая выбор образовательных платформ и повышение квалификации персонала в их использовании (рис. 1).

Рис. 1

Это подтверждается также и другими проведенными опросами, показывающими мнение педагогических работников об угрозах, возникающих в связи с переходом на дистанционное обучение (на рис. 2 угрозы оценены от 1 «минимальная» до 6 «максимальная»).

Рис. 2

Основой для расчета норматива стало определение потребности в педагогическом персонале. Как показали уроки карантина, в будущем при определении нормативов должны учитываться не только расходы на фонд оплаты труда педагогических работников в соответствии с требованиями по доведению их оплаты труда до средней по региону, но и расходы на обеспечение дополнительного профессионального образования педагогическим работникам на основе сертификата. Также необходимо учитывать и финансовое обеспечение и доступность образовательных ресурсов (услуги связи, Интернет, обслуживание компьютерной техники и др.) по аналогии с компенсацией расходов педагогов на оплату учебной литературы.

Глубокая дифференциация значения нормативов для обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях заключается в игнорировании или неполном учете в соответствии с требованиями федерального законодательства отдельных категорий расходов. Это касается в первую очередь развития педагогов и обеспечения для них соответствующих современным требованиям условий труда, что предопределяет существенное недофинансирование прав детей на начальное общее, основное общее и среднее общее образование в соответствии с ФГОС.

Новое регулирование должно:
– вернуть учителю творческий характер его деятельности;
– способствовать развитию креативного потенциала педагогов;
– обеспечить поддержку инновационной деятельности;
– помочь сформировать новое содержание труда учителя при переходе на стратегии смешанного обучения в офлайн- и онлайн-форматах;
– гарантировать органичное включение воспитательной работы на принципах партнерства со всеми участниками образовательного процесса с учетом уроков, извлеченных в период карантина.

Ниже перечислены и кратко описаны основные выявленные проблемы.
1. Проблема перегрузки педагогических работников: резкое увеличение рабочего времени.
Ключевых причин увеличения нагрузки на педагогических работников можно выделить три. Первая – резко возросшая интенсивность коммуникаций с родителями (законными представителями) обучающихся. Вторая – резко возросшее время на проверку самостоятельных работ обучающихся и в целом на обратную связь с обучающимися. Третья – резко возросшее время на методическую работу.

2. Проблема сохранения уровня заработной платы педагогических работников.
Она в большей степени относится к субъективно воспринимаемым угрозам, так как законодательство и подзаконные нормативные акты ни в одном документе не связывают педагогическую работу с обязательным личным присутствием на рабочем месте в образовательной организации. Учебная нагрузка также определяется как учебная (преподавательская) работа во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом, при этом не важно, осуществляется такое взаимодействие с личным контактом либо в дистанционном режиме. При сохранении нагрузки и размеров нормативных затрат на образовательную услугу со стороны органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, объем заработной платы за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации останется без изменений.

3. Проблема получения и/или изменения оснований и условий назначения стимулирующих выплат работникам, а также компенсационных выплат.

Переход в дистанционный режим работы сам по себе не является основанием для отмены тех или иных стимулирующих выплат. Вместе с тем могут возникнуть ситуации, когда деятельность, за качественное осуществление которой можно было бы получить стимулирующую выплату, не может быть реализована. Например, невозможно получить выплату за подготовку призеров олимпиад, которые не проводятся, за победу в конкурсах профессионального мастерства, которых нет, за разработку авторских программ, которые невозможно разрабатывать, и т. п.

4. Проблема выполнения трудовых обязанностей работниками, специфика работы которых не предполагает возможности перевода в дистанционный режим.
Примером может выступать педагог группы продленного дня, реализовавший услугу присмотра и ухода, которая не может быть реализована дистанционно, или педагог-библиотекарь, старший вожатый, лаборант, работник столовой, водитель автобуса и т. п.

5. Проблема компенсации расходов на использование собственного оборудования, пользования услугами связи.

Проблема реально существует, связана с отсутствием или недостаточностью финансовых средств для компенсации у работодателя, а также с необходимостью оформления компенсации путем внесения изменений в систему оплаты труда и заключения дополнительного соглашения к трудовому договору с работником.

6. Проблема сохранности персональных данных работника.

Работодатели стали собирать дополнительные персональные данные – с кем проживает работник в одном помещении, где он отдыхал, куда ездил по рабочим делам, был ли за границей, какая температура у работника, контактировал ли он с кем-то, у кого подтверждена инфекция и т. п. Характер и масштаб собираемой персональной информации и необходимость ее создают явную угрозу нарушения конфиденциальности персональных данных.

7. Проблема отсутствия навыков и квалификации для полного использования дистанционных образовательных платформ и средств связи.

Проблема может решаться и успешно решается во многих организациях путем выявления дефицитов и взаимного обучения сотрудников, подготовки памяток, пошаговых инструкций и иных подобных документов, видеоинструкций. Ограничением в данном случае может выступать рабочее время работника, так как деятельность по обучению коллег, подготовке таких методических материалов входит в состав рабочего времени. Частично в ряде регионов студенты педагогических вузов оказывали такую помощь педагогам в качестве волонтеров.

Ирина АБАНКИНА, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании, Анна ВАВИЛОВА, ведущий эксперт центра, Надежда СУРКОВА, эксперт центра, Кристина СЕМЁНОВА, аналитик центра, Кирилл ЗИНЬКОВСКИЙ, заместитель директора Института развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте