Светлана ФРОЛОВА, директор школы №24: – Если мы говорим, что существует государственный образовательный стандарт, и если каждый учебник составлен с учетом этого госстандарта, тогда количество книг никакого принципиального значения не имеет. Но коль скоро мы говорим о свободе выбора учителя, об альтернативных программах, которые являются основой для того или для другого учебника, тогда в чем же будет выбор, если мы ограничиваем его до одной-двух книг? По большому счету «моря» учебников у нас и нет, потому что, когда утверждается Базисный региональный учебный план, обязательно к нему есть приложение по тем программам и учебникам, которые рекомендуют.
Нижний Новгород
Катя КОРОТИНА, 9-й класс, школа №139:
– Если ограничить выбор учебников до одного-двух, можно решить много проблем, но будут и свои минусы. Для поступающих в вузы это, конечно, намного удобнее, так как они будут знать, что от них требуется и где это взять. С другой стороны, мне кажется, что обучение по разным учебникам дает больше возможностей. Приведу пример. Мы учимся английскому языку по книге, изданной в Оксфорде. Она выпущена там специально для изучения английского языка в других странах и очень интересная – с историями из жизни, биографиями звезд и т. д. Говорю это не потому, что это издание мне очень нравится, а потому, что по сравнению с параллельным классом, где учатся по-старому, оно намного лучше. Поэтому, наверное, я за учебу по одному учебнику, но при условии, что это будет лучший вариант.
Рита КРЫЛОВА, 9-й класс, школа №139:
– Мне кажется, что нужно учиться по одной общей программе, а значит, число учебников по каждому предмету надо ограничить. Тогда у абитуриентов будет больше шансов поступить в высшее учебное заведение и вообще школьникам станет легче. Сейчас многие при переходе в другую школу сталкиваются с большими трудностями в учебе из-за разных программ: здесь проходят одно, а там – совсем другое. К тому же приходится тратиться и на учебники.
Светлана ПШЕНИЦЫНА, 10-й класс, школа №14:
– Я считаю, что сокращать количество учебников в средних общеобразовательных школах вообще не нужно. Взять, например, точные науки – математику, физику, химию. К каждому из таких учебников непременно появится решебник, и ребята обязательно его приобретут. Тогда уж точно никаких знаний не будет. А если даст преподаватель задачу из какого-нибудь другого учебника или дополнительной литературы, то ученики хотя бы будут думать.
Санкт-Петербург
Инна КОЗИНСКАЯ, учитель литературы и русского языка, школа №92:
– Разноплановость была модна в начале перестройки, когда учитель выбирал сложные учебные пособия. Сегодня мы столкнулись с тем, что в школу приходят дети, обученные по разным программам. И каков итог этой вариативности? Испытывающий серьезные трудности учитель и вконец растерявшийся ученик. Допустим, я работаю по учебнику Бархударова: он мне кажется лучшим. Учебник этого автора и, например, учебник Бабайцевой сильно отличаются друг от друга. У них разный темп прохождения программы. У Бабайцевой – несколько опережающий. Он предназначен для так называемых продвинутых детей. И вот ко мне в восьмой класс стекаются дети из различных школ, занимавшиеся кто по Бархударову, кто по Бабайцевой. Надо ли говорить, как тяжело нам всем вместе поначалу?
Я считаю достаточным для учебного процесса один-два хороших учебника. Дополнительные учебники могут использоваться как пособия, в рамках факультатива.
Александр ГРЯДУНОВ, директор школы №219:
– Я за вариативность, но ограниченную. Наверное, это уже за пределами разумного, когда по одному предмету существует 25 учебников. Уровень двух-трех вполне обеспечивает возможность выбора. Но эти два-три должны пройти основательную экспертизу, должны быть обсуждены высококлассными специалистами. В процессе их создания необходимо участие трех сторон: учителя, методиста и ученого. Сегодня наблюдается ситуация, схожая с той, что происходит в художественной литературе: платишь деньги, выпускаешь книгу и становишься известным автором. С учебниками такого быть не должно.
Воронеж
Антонина ГЛЕБОВА, учитель математики школы №67:
– По моему предмету мы в нашей школе работаем по двум учебникам в параллели. Например, я в своем седьмом классе преподаю по Телековскому, а другой учитель – по Алимову. Оба учебника хорошие, просто все зависит от класса. Мы учитываем возможности и потребности учеников и уже на основании этого решаем, по какому автору работать. Алимов более насыщенный, он посложнее, поэтому даем его в более сильном классе. Еще я работаю в пятых классах, и там такая же картина, тоже в параллели два учебника. Считаю, что такой вариант оптимален, особенно сейчас, когда вводятся профильные классы. Где слабее, можно взять книгу попроще, а в математическом классе – более сложный учебник. Думаю, две книги – оптимальный вариант, по крайней мере для математики.
Валентина ГИРЯВАЯ, учитель русского языка и литературы:
– Учитель имеет право выбирать программу и учебник. И чем больше возможностей для выбора, тем лучше. Хотя, конечно, не до бесконечности. Должны быть ограничения в соответствии со здравым смыслом. Например, я в своих классах веду русский по Бархударову, а другой учитель выбрал Разумовскую. Есть учебники Ладыженской и другие. Учитель вправе выбирать, альтернатива должна быть. На мой взгляд, если учебников много, это неплохо. Может, надо даже и не три программы иметь по одному предмету, а четыре или пять. Учитель изучит все и выберет самое приемлемое для себя и для детей. Да, иметь единую программу и единые учебники хорошо и удобно. Но кто поручится, что мы получим хорошую, во всем совершенную программу? По русскому языку, например, еще можно что-то спрогнозировать, потому что правила в целом едины, меняются только методики. А как определить совершенную программу по литературе? Поэтому в данной ситуации необходимы несколько программ и учебников, а право окончательного выбора должно оставаться за учителем.
Комментарии