Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности – вот те основные ценности, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Ребенок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, то есть быть включенным в деятельность поиска и творчества. Для ребенка очень важно определять существенные и несущественные признаки объектов, уметь сравнивать, наблюдать, анализировать. Но, чтобы творить, одного желания мало. Нужен инструмент, нужна методика, позволяющая достигать результатов. Для меня таким инструментом стала ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач), и прежде всего потому, что она одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и сильному, и слабому. «Творчеству можно научить!» и «Творцом может стать каждый!». Основная задача ТРИЗ-технологии – это обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
Использование мною ТРИЗ-технологии началось с изучения трудов Аллы Александровны Нестеренко, а сейчас и я хочу поделиться своим опытом, для чего рассмотрим приемы и методы, которые я успешно использую в педагогической деятельности.1. Метод маленьких человечков (ММЧ). Прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и переступают с ноги на ногу на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, а держат руки на поясе, быстро передвигают ногами; «газообразные человечки» быстро бегают, держа руки на поясе. Это я видела на мастер-классе, который проводила ведущая педагогического семинара Алла Александровна Нестеренко, кандидат педагогических наук, ТРИЗ-специалист, доцент кафедры развития образования АПК и ППРО, автор более 30 статей в российских журналах и книги «Страна загадок».Беседа о мыльных пузыряхИгрушка: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!Учитель: Хорошо, но давайте вначале разберемся, как они получаются. Мыло ведь твердое. (Рассматриваем мыло.) Давайте подумаем, в каком состоянии находятся молекулы в мыле? (Дети встают в круг, держатся за руки, крепко прижимаясь друг к другу. Медленно переступают с ноги на ногу на одном месте.) А пузыри какие? Откуда берется воздух внутри пузырей?Игрушка: Так мы же сами его надуваем!Учитель: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться, получается пена. Давайте подумаем, в каком состоянии находятся молекулы в жидкости? (Дети встают в круг, руки кладут на пояс, ногами быстро передвигают.) Если мы захотим выдуть пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки мыла». Когда мы начинаем дуть, человечки растягивают руки в стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь… Давайте подумаем, в каком состоянии находятся молекулы? (Дети держат руки на поясе, быстро передвигаясь между собой.) Игрушка: Почему пузыри так быстро лопаются?Учитель: У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их.Игрушка: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?2. Метод фокальных объектов. Цель его – установить ассоциативные связи с различными случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: детям предлагаю три объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.Например, предложила детям: фонарик, очки, валенок, парашют. Попросила ребят назвать характерные свойства этих объектов. Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, шерстяные. Парашют: тяжелый, красивый, воздушный. Новые сочетания: фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик шерстяной. Фонарик тяжелый, фонарик красивый, фонарик воздушный. Новые идеи: фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения, фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных, фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный. Я работаю с предметами, а не с рисунками. По моему мнению, это вызывает больший интерес у ребят.3. Метод мозгового штурма. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой на первый взгляд нет реального выхода. Например, с детьми я решала такие проблемы: как спасти Колобка от лисы? Как выгнать лису из зайкиной избушки? На чем рисовать, если нет бумаги? Ребятами были придуманы следующие варианты решения проблемы: позвать медведя, чтобы он выгнал лису, привести петуха с косой, построить такой же дом, чтобы у лисы был свой дом. Благодаря мозговому штурму дети понимают, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом, у них формируются основы рационального мышления.4. Метод каталога. Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задать вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте. Можно предложить вот такой ход сказки: «Жил-был… И был он… Умел делать что… Делал он это, потому что… и т. д.». Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.5. Учимся загадывать загадки. При составлении загадок используем модель «Какой? Кто такой же?». У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:«Да-нетка» – вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект), ситуационные, «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло). Числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве). Нужно иметь большое терпение, чтобы не сорваться и не направить вопросы ребят в нужном направлении. Так, для фантазирования под музыку предложила детям отрывок спокойной музыки, который прослушивается в тишине. Затем я слушала их впечатления, потом сказала, что и мне представился тихий вечер, а на столе… Хотите узнать, что я видела на столе? Ученики очень долго задавали вопросы. Хотелось самой уже сказать ответ, ведь этот процесс занимает очень много времени. Но выдержала и получила правильный ответ: свеча.6. Рассказывание по картине. Методика «картинка без запинки». Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми можно разыграть ситуацию из жизни героя) и описываем события с точки зрения этого героя. Ребятишкам раздала сюжетные картинки. Ситуации предложила сама, а затем и дети. «Представьте себе, что вы – это девочка, которая кормит кур. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг?» Можно предложить составить рассказ от лица одного из цыплят, которых кормит девочка, рассказать, что видит и чувствует цыпленок. Вот интересные ответы детей. «Я, – рассказывает Алиса, – тюльпан, за которым ухаживают дети. Мне важно, как они заботятся обо мне. Поливают ли они меня? Рыхлят ли почву? Буду ли я красивой, когда вырасту?» «Я игрушка на витрине магазина, – рассказывает Арина, – переживаю, купят ли меня? Или я останусь в магазине с другими игрушками?» Владик утверждает: «Я раствор цемента (на картинке, где строитель укладывает кирпичи). Я связующее звено между кирпичами. Если меня не положат, дом распадется».7. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Предложила детям взять сюжетные картинки. Они ходили по кабинету, рассматривая картинки у других, в поисках истории по картинкам. Затем ребята разбились по группам и составляли рассказ по картинкам.8. Творческие задачи. На уроке окружающего мира говорили об опасных предметах. Ученикам я предложила разбиться на группы и выполнить следующие задания: составить правила обращения с огнем со словом «нельзя»; нарисовать предупреждающий об опасности пожара знак; придумать короткую поучительную историю с хорошим концом со словами «заяц», «огонь», «чашка», «петушок», «песок». Потом они рассказывали про свои работы. 9. Противоречие, предъявляемое к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный. Приемы разрешения противоречий – объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. На уроке окружающего мира с ребятами рассуждали о том огне, который помогает нам в жизни, и когда огонь может стать плохим. Возникло противоречие: огонь – хорошо, но и огонь – плохо. Как его можно разрешить? Дети отвечали: «Нужно уметь правильно обращаться с огнем. Знать правила». В этой работе использую квадратики красного цвета, если огонь становится плохим, и квадратики зеленого цвета, если огонь помогает людям.10. «Мои друзья». Этот игровой тренинг очень нравится моим ученикам. Ребята разобрали рисунки с изображением различных продуктов питания. Каждый из них будет играть роль объекта, изображенного на рисунке. Я произношу: «Мои друзья – все, кто имеет сладкий вкус. Идите ко мне, мои друзья». Дети подбегают ко мне, если их объекты имеют названное значение признака. Доказывают, называя продукт питания, сладкий ли он.11. «Теремок». Этот игровой тренинг тоже нравится моим ученикам. Эта игра построена на сюжете известной сказки. Дети разбирают маски персонажей, которых им предстоит сыграть. Я рассказываю: «Вырос в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет?..» (Поселяю в теремок одного из детей в маске.) Следующий ребенок: «Я (называет свой объект, например горох, медведь, поросенок). Пусти меня в теремок жить». «Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня похож». Ребята находят признаки, которыми они похожи. Игра «Теремок» хорошо работает на всех учебных предметах: с объектами языка (словами, морфемами, словосочетаниями), с математическими объектами (геометрическими фигурами, математическими выражениями, уравнениями), с биологическими объектами (растениями, животными).Мы живем в мире, полном проблем, с этим, пожалуй, все согласны. Вот только отношение к проблемам у людей бывает разное. Одни их избегают, другие норовят переложить их на чьи-то плечи, третьи стараются поскорее решить любым способом, пусть даже самым нелепым. В результате занятий с применением ТРИЗ-технологии у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развиваются воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления, появляется возможность разрешать противоречия, а не прятаться от проблем.ТРИЗ-технологии – наука неограниченных возможностей, а это значит, что каждый учитель в своем педагогическом искусстве может развиваться и совершенствоваться бесконечно.
Наталья КУНАКОВСКАЯ, учитель начальных классов, Самара
Комментарии