search
main
0

Карта учащегося. Обеденные суммы под контролем

Организации полноценного питания в Центре образования №1317, работающем как «Школа здоровья», всегда уделялось большое внимание. В Центре образования более 800 учащихся и стопроцентный охват питанием.

В школе организовано 3-разовое бесплатное питание всех школьников. В столовой 150 мест, поэтому питание детей, обучающихся в одну смену, осуществляется по графику на переменах продолжительностью 20 минут или 10 минут, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока, а также после основных уроков, и организуется с учетом всех диетологических требований и физиологических потребностей детей и подростков. Эти требования полностью реализуются в школе, которая работает как «Школа здоровья», в рационе питания учащихся неукоснительно соблюдается дифференцированный подход к энергетической ценности и содержанию белков, жиров, углеводов в зависимости от возраста (7-10 и 11-17 лет). Для этого школа работает по двум вариантам меню.

Так как модель работы предполагает нахождение детей в школе до конца дня, то двухразовое питание не выполняет своих задач по обеспечению полноценного питания детей, поэтому и было принято решение ввести бесплатное трехразовое питание, так помимо завтрака и обеда появился еще и полдник. За тем, чтобы выполнялись все условия обеспечения физиологических потребностей детей, следят медицинские работники школы, проводится ежедневный анализ меню с точки зрения его сбалансированности и калорийности.

В столовой работают повара высокой квалификации, каждый из них готовит определенный тип блюд.

Каждый сотрудник пищеблока проходит обязательные медицинские осмотры и гигиеническое обучение, выполнение этого контролируется школьным врачом. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно-гигиенические нормы.

Школа укомплектована самым современным кухонным оборудованием: пароконвектоматом, овощерезкой, титанами, двумя котлами, тестомесильной машиной, электрической мясорубкой.

Ежегодно приказом по школе создается комиссия по контролю организации питания: питьевой режим, работа пищеблока, выполнение графиков работы столовой и буфета, ведение документации на пищеблоке, исправность работы оборудования и соблюдение санитарно-гигиенических норм на пищеблоке. Ежегодно создается бракеражная комиссия, которая контролирует отчетность по питанию, ведет контроль качества получаемого сырья и готовой продукции. Есть и комиссия по контролю за организацией питания, в которую входят медицинский работник школы, учителя, член родительского комитета школы. В результате каждой проверки составляются акты, на основании которых принимаются соответствующие меры. Кроме того, в Центре образования разработана программа производственного контроля.

Большое внимание уделяется правильному хранению получаемого сырья и готовой продукции. В школе имеются четыре холодильные камеры, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем для каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов непосредственно до их приготовления. Для каждой холодильной камеры ведется свой температурный график, это позволяет полностью контролировать процесс хранения получаемой готовой продукции и сырья.

Мытье и дезинфекция в школьной столовой производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции, разрешенные к применению в детских учреждениях. В школе работает посудомоечная машина, обеспечивающая мытье и ошпаривание посуды. Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук. Большое значение имеет эстетический вид приготовляемых блюд, поэтому повара уделяют этому огромное внимание. Суп, налитый в супницы, хлеб и пирожки, подаваемые на отдельных тарелках, всегда чистые, свежие скатерти – все это создает дополнительный положительный фон в отношении к приему пищи.

В центре убеждены в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи дает большую возможность приготовления на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, ее замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность.

Центр считает важным прививать учащимся привычку к здоровому питанию, поэтому использование замороженных продуктов и полуфабрикатов тут нежелательно. Работники пищеблока готовят разнообразные салаты из свежих овощей, круглый год поставляемых нашей школьно-базовой столовой, – капусты, свеклы, моркови. Эти салаты пользуются большим спросом у учащихся, чем блюда, приготовленные из замороженных овощей. Кроме того, в учебно-воспитательном процессе большое внимание уделяется работе по формированию навыков правильного рационального питания, ознакомлению учащихся с правилами этикета. Проводятся классные часы, деловые игры по этой тематике. В школе есть стенд с материалами по питанию, сведения на нем постоянно обновляются. В холле школы ежедневно вывешивается меню, чтобы родители могли знать, чем питаются их дети в школе.

Что же касается мясных и рыбных полуфабрикатов, то в центре считают, что в школах необходимо максимально отказаться от них. К сожалению, никакая, даже самая лучшая готовая котлета не способна соперничать с той, которую приготовят перед обедом из свежего сырья. Рецептура всех блюд, приготавливаемых в школьной столовой, утверждена на комбинате школьного питания, согласована с Роспотребнадзором и постоянно контролируется медицинскими работниками и технологами ШБС. Технологические карты с рецептурой блюд постоянно обновляются. Так как проводится мониторинг работы пищеблока, то специалист школы, занимающийся организацией питания, совместно с комиссией по питанию имеет возможность влиять на меню, исключая те блюда, которые не пользуются спросом у детей, и максимально возможно увеличивать долю тех блюд, которые наиболее полезны детям и которые они любят.

Сегодня некоторые школы организуют питание школьников по типу «шведского стола». С одной стороны, это позволяет разнообразить питание и учесть вкусовые предпочтения школьников, с другой – не всегда способствует привитию им навыков рационального питания. В Центре образования №1317 вариант «шведского стола» несколько модифицирован. Учащиеся имеют возможность выбора салатов из 4-5 видов и второго блюда из 2 вариантов, есть 2-3 варианта выбора напитков (сок, компот или витаминизированный напиток). Все рационы питания наших детей соответствуют утвержденному перечню. В них широко представлены витаминизированные продукты, учащиеся получают в большом количестве соки, преимущественно яблочный, морковный, виноградный, которые специально предназначены для детского питания.

Но для того чтобы получить полную норму витаминов В1, В2, В6 и фолиевую кислоту в необходимом количестве, необходимо дополнительное обогащение продуктов. Так как учащиеся проводят в школе большую часть дня, то именно в ней они должны получать основную часть витаминного и энергетического рациона. Отсюда и тщательное внимание, уделяемое школой рационам питания и витаминизированным продуктам.

Обязательным в центре стало включение в рацион питания молочных продуктов. В предлагаемом школьникам варианте питания все блюда максимально равноценны по энергетической ценности и калорийности, что позволяет соблюдать рекомендованные нормы для школьного питания. Увеличивает ценность питания и реализация программы «Школьное молоко», в которой участвуют все учащиеся. За калорийностью и энергетической ценностью рациона питания ведет постоянный контроль медицинская служба школы.

Вторая, и немаловажная, составляющая – это наличие в школьной столовой современного оборудования как для доготовки полуфабрикатов, так и для регенерации охлажденной продукции и ее раздачи детям.

Наличие в столовой пароконвектомата, наиболее современного оборудования, дает возможность приготовления блюд, полезных всем и необходимых учащимся, имеющим отклонения в работе органов пищеварения. Его применение также помогает расширить приготовление диетических блюд за счет задания для каждого продукта своего особого режима приготовления. При этом не только обеспечиваются высокие вкусовые качества, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушения полезных минеральных веществ и витаминов. Это позволяет всем учащимся получать горячее питание в удобное время независимо от расписания занятий. Разнообразить ассортимент салатов и вторых блюд помогают овощерезка, электрическая мясорубка.

В центре уделяют большое внимание ассортименту школьного буфета. В течение вот уже трех лет тут полностью исключены из перечня продаваемых продуктов сильно газированные и газированные напитки, жевательная резинка, чипсы, сухарики промышленного производства. В ассортименте буфетной продукции широко представлены витаминизированные продукты и напитки, фрукты, выпечка собственного производства. Учащиеся имеют возможность дополнительно приобретать в буфете салаты, фрукты и горячую выпечку. На всю продукцию имеются сертификаты качества и утвержденный перечень.

Питание детей рассматриваемой возрастной группы основано на концепции сбалансированного питания с учетом повышенного основного обмена и энергозатрат подростков, которые восполняются обеспечением в суточном рационе белков (около 14%), жиров (около 31%) и углеводов (около 55%), а также микроэлементов и витаминов. Меню составлено таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда дети получали в первой половине дня, так как продукты, богатые белком, повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Эти продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке, и при этом требуется большая пищеварительная активность.

В столовой и буфете школы формируется обязательный и дополнительный ассортимент продуктов – это фрукты и овощи, молоко, кисломолочные продукты, творожные изделия, сыры, овощные и плодовые соки, витаминизированные напитки, питьевая бутилированная вода. Кстати, кулеры с питьевой водой установлены во многих кабинетах школы, школьных рекреациях. Приготовление пищи также осуществляется на минеральной воде.

Модернизация региональной образовательной системы предполагает внедрение новых технологий. Одним из таких комплексных инновационных проектов стала многоцелевая система «Карта учащегося», с помощью которой ведется учет и контроль за расходованием средств, выделяемых на питание школьников, повышается эффективность использования бюджетных средств города в системе школьного питания, обеспечивается их адресное предоставление, привлекаются родительские средства на дополнительное горячее питание, внедряются механизмы безналичного расчета в школе.

Реализация проекта начата с раздела «Питание и безопасность».

Дети имеют пластиковые кредитные карточки, с помощью которых могут платить за обеды в школьной столовой и делать покупки в буфете.

Система действует следующим образом. На подходе к школьной столовой установлен агрегат, немного напоминающий банкомат, – компьютерный монитор спрятан под стекло и упакован в корпус с прочным покрытием.

Это так называемый киоск «тачскрин» – компьютер, управляемый прикосновением пальца к экрану. Войдя в столовую и проведя карточкой по специальному устройству на стене, ребенок автоматически оплачивает стоимость обеда, после чего может загружать поднос едой.

Карточка также помогает убрать из обихода школы наличные деньги. Учащиеся пользуются ею и в буфете. Выбирают из ассортиментного перечня то, что они ходят приобрести, и оплачивают это со своей карточки из средств, которые перечисляют на эти цели родители. Это позволяет избежать очередей в буфете, так как учащиеся делают свой выбор не у стойки буфета, а заранее. Причем по желанию родителей можно установить ежедневный лимит денежных средств на покупку в буфете. С системой работает администратор. Он загружает в систему данные, полученные с комбината питания о ежедневном меню и ассортименте буфетной продукции, контролирует расписание питания, ежедневно обрабатывает данные по всему спектру пользования учащимися столовой и буфетом, проводит анализ адресности питания, отмечает наиболее востребованные продукты в буфетном ассортименте, формирует заказ питания на следующий день, вносит необходимые изменения в расписание питания, ведет внутренний учет и списание блюд. Система позволяет вести учет продуктов питания, поступающих в буфет, осуществлять группировку блюд, составлять отчет о работе буфета на заданную дату.

Работа администратора позволяет осуществлять групповой заказ на определенную дату. Особенно актуальна такая форма работы для начальных классов, которым трудно самостоятельно получать питание, и столы им накрывают официанты. Осуществляет такой заказ либо сам администратор, либо классный руководитель.

У этой системы много плюсов: с педагогов, отвечающих за питание, снимается обязанность вести трудоемкий учет, система сводит воедино число детей и количество съеденных завтраков, то есть вся «питательная» бухгалтерия компьютеризирована. Родители в свою очередь могут полностью контролировать обеденные и буфетные деньги своих детей.

Надежда ТУПТАЛОВА, заместитель директора по социальной работе

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте