search
main
0

Карта сокровищ. Обзор необычных музеев России

​С каждым годом 18 мая, Международный день музеев, в России отмечается все более широко (особенно после введения модного сейчас формата и появления Ночи музеев). В этот день у всех желающих есть возможность бесплатно посетить практически любой музей или памятник истории, архитектуры, даже закрытый для посещения в другое время. Мы решили составить свою дайджест-карту интересных и согретых теплом замечательных людей музеев страны, о которых знают не все. Тем ценнее их открыть для себя!

В гости к комиссару МегрэМузей-квартира народных артистов СССР Бориса Тенина и Лидии Сухаревской. Москва, Большая Никитская улица, 49, http://new.rusarchives.ru/muslib/libs/cnbstd/character.shtml. Теплая атмосфера небольших помещений – светлой комнатки Лидии Павловны, оформленной изящно и женственно, простой и стильной кухни и святая святых – кабинета Тенина, куда был ограничен доступ даже любимой жене, – лучше любого экскурсовода рассказывают о жизни актерской четы, отданной театру.Здесь хранится личный архив супругов: письма, материалы для работы над ролями, костюмы, видеозаписи. Их семейный дуэт был одним из известнейших на московской сцене. Посетители смогут полюбоваться на зажигательный чарльстон, который в арбузовской «Старомодной комедии» беззаветно отплясывали немолодые уже Тенин и Сухаревская, беречься они не умели, да и не хотели. Сменившему за долгую жизнь несколько театральных коллективов и амплуа Борису Тенину довелось участвовать в спектаклях самого Всеволода Мейерхольда, а позднее сотрудничать с Андреем Гончаровым, Валентином Плучеком, Эрастом Гариным. Но всенародную любовь ему принесли его киногерои – неунывающий солдат Швейк и мудрый комиссар Мегрэ. Его исполнение считал лучшим создатель персонажа Жорж Сименон.Работу над ролью Борис Тенин не мыслил без книги, которую считал верным спутником актера. Свою квартиру он превратил в настоящую библиотеку: полки, каталожные ящики, шкафы созданы руками народного артиста. Он владел и мастерством переплетчика и обложки к великолепному собранию, насчитывающему более 3 тысяч экземпляров, зачастую делал сам. В 1996 году квартира стала филиалом Центральной научной библиотеки СТД, такова была воля замечательных артистов, с согласия родственников безвозмездно передавших скромные комнаты в пользование союза. На небольшой площади разместилось уникальное библиотечное собрание, которое с нуля создал Борис Тенин. А пухлые альбомы газетных вырезок создают картину эстрадно-театральной жизни 20-х годов прошлого века. Тяга артиста к буффонаде (Тенин начинал карьеру с выступлений в знаменитой эстрадной агитбригаде «Синяя блуза» в выдающейся компании Владимира Маяковского, Сергея Юткевича, Александра Роу и многих других) способствовала появлению обширного раздела библиотеки «Смехотека», наполненного карикатурами, шаржами известных художников, которых ныне насчитывается около 2 тысяч. Борис Михайлович даже сам составил «Энциклопедию юмористики». Имейте в виду, что экскурсии проводятся по предварительной записи.Дарья СЕМЕНОВАТуда, где не отцветает жасминМузейная экспозиция Венедикта Ерофеева (в здании картинной галереи). Владимирская область, Петушки, ул. Кирова, д. 2а. Тем, кто любит самобытнейшего писателя Веничку Ерофеева и его «железнодорожную» поэму «Москва – Петушки», непременно стоит побывать в скромном, но необыкновенно теплом музее писателя в конечном пункте описанного им маршрута. Как он писал, «Петушки – это место, где не умолкают птицы ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех, может, он и был, – там никого не тяготит». Ерофеев, в общем-то, обессмертил этот заштатный городок, на вокзале которого так и не появился памятник «девушке с косой до попы», которая ждала и не дождалась тут своего Веничку. И после смерти Ерофеева продолжает преследовать судьба маргинала. В музее вы увидите личные документы писателя, например, приказы о зачислении и отчислении Венедикта из четырех вузов. Отчисляли его не за неуспеваемость, а за пропуски занятий и «антиобщественное» поведение. В том, что у Ерофеева блестящие способности, никто не сомневался – отличник из глубинки, из Мурманской области, играючи поступил на филфак в главный университет страны – МГУ. Потом последовали вузы, находившиеся поблизости от столицы. Почему он их бросал? Ему становилось… нестерпимо скучно. Знал он явно больше профессоров, более того, сам в популярной форме неофициально читал лекции обо всем на свете студентам, да так, что вызывал ажиотаж. Его, естественно, отчисляли. Просто он таким уродился – редким экзотическим цветком, гением, который не терпит ограничений, которых в советское время было слишком много. Видимо, алкоголь стал наркозом от серой уродливой жизни (и не только для него, вспомните велюровское «А кто не пьет, назови!»). Всю жизнь, несмотря ни на что, Венедикт продолжал самообразование. Поражают его тетради с аккуратнейшим каллиграфическим почерком, в которых он упражнялся в изучении немецкого языка. Здесь же большая коллекция грампластинок – Ерофеев обожал классическую музыку, особенно трагическую. Под стеклом – издания произведений Ерофеева (к счастью, он дожил до их появления) на разных языках мира. Забавно, что на родине его книга «Москва – Петушки» впервые появилась в журнале «Трезвость и культура». Все это передала в музей жена сына Ерофеева Галина. Того самого известного по книжке чудесного младенца, который знал букву «ю». Он, очень похожий внешне на отца, вместе с женой и детьми скромно и тихо живет в Петушках.  Музей, точнее одна комнатка на втором этаже краеведческого музея (он же художественная галерея), появился благодаря снохе Ерофеева и энтузиастам, прежде всего Ольге Шуваевой. Сейчас там не менее милая смотрительница, которая с трепетом относится к жизни и творчеству Венедикта Ерофеева (только не забудьте предварительно позвонить перед посещением музея). Думаю, сам Веничка свой музей одобрил бы, тем более что сделан он с любовью и стилизован под старый вагон электрички с деревянными сиденьями. С фотопринтного занавеса на вас смотрит человек, который заплатил за свою свободу высокую цену. И вот ведь какое совпадение – на шее у его изображения какая-то прореха. Известно, что Ерофеев умер от рака горла… И все-таки, несмотря на всю трагичность, его «Москва – Петушки» – гимн жизни и неприкосновенной внутренней свободе.Татьяна ЕФЛАЕВАГорькое детствоМузей детства Горького «Домик Каширина». Нижний Новгород, Почтовый съезд, 21, http://museumgorkogo.ru/.Нижегородским словесникам повезло. Повесть Горького «Детство» они могут изучать, используя уникальное наглядное пособие – живую иллюстрацию – «Домик Каширина», филиал Государственного литературно-мемориального музея имени Горького. Его могут посещать как взрослые читатели, так и дети. Даже дошкольникам будет там интересно. Потому что музей этот не только литературный и исторический. Он атмосферный. Попав туда, окунаешься в прошлое, переносишься на сто с лишним лет назад. Внимательный и чуткий посетитель непременно ощутит присутствие самого автора. Ведь как писатель Горький начал формироваться именно здесь. Домик, расположенный в конце старинного Почтового (бывшего Успенского) съезда, хранит память о самых юных годах Алеши Пешкова. Когда он жил там, никто из родни, даже горячо любившая внука бабушка, не подозревал в мальчике выдающихся способностей. Скорее наоборот: большинство воспринимали его как лишний рот, обузу и относились, как к гадкому утенку. Жизнь, которую узнавал в доме сурового деда маленький Алеша, в три года потерявший отца, видевший смерть младшего брата и неутешное горе матери, была очень непохожа на ту, которую он знал прежде. Но, как это нередко бывает, именно там, в чуждой и недружелюбной среде, начала просыпаться его доселе спящая детская душа. Известно же, что душа пробуждается лишь в страдании. Сколько страданий выпало здесь Алеше, знают все, кто читал повесть. И все, кому посчастливится побывать здесь, уже никогда не забудут ни строгого деда Василия Васильевича, старшину красильного цеха, ни добрую бабушку Акулину Ивановну, ни разудалую пляску и трагическую гибель Вани Цыганка, ни субботних «воспитательных» порок, ни вечернего веселья в отсутствие главы семьи. А еще получат представление о быте и нравах небогатого мещанского сословия, узнают о старинной технологии покраски тканей и подготовки розог – основы тогдашней педагогики.Домик Каширина, небольшой, одноэтажный, деревянный, стал музеем в далеком 1938 году. В восстановлении интерьера помог сам Горький. Он подробно описал его обстановку, прислал карандашный план дома и усадьбы. Первые экспонаты – вещи, принадлежавшие Кашириным, были переданы в дар музею их потомками. Они и стали основой экспозиции, которая пополнялась благодаря музейщикам и исследователям творчества Горького. Так общими усилиями была воссоздана подлинная атмосфера «Детства».Вера КОСТРОВАПяльцы для кавалерист-девицыМузей-усадьба Надежды Дуровой. Елабуга, ул. Московская, 123, http://www.elabuga.com/durov/durova_02.html.Многие знают о Надежде Дуровой по фильму Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Легендарная участница Отечественной войны 1812 года десять лет прослужила в армии и была ординарцем Кутузова. Но не все знают, что первая русская женщина-офицер была еще и талантливой писательницей. Главы из ее «Записок кавалерист-девицы» опубликовал в своем журнале «Современник» Пушкин. Он же содействовал выходу «Записок…» отдельной книгой. Переписку женщины-воина с первым поэтом России можно увидеть в Музее Надежды Андреевны Дуровой в Елабуге. В этом тихом и уютном городе на Каме она прожила последние тридцать лет своей бурной жизни. Здесь же она была похоронена с воинскими почестями на Троицком кладбище. Там же, возле кладбища, которое в советское время было преобразовано в парк, стоит конный памятник выдающейся женщине ХIХ  века. Он был поставлен в 1993 году, к 110-летию кавалерист-девицы.Елабужская усадьба сохранилась и была восстановлена по эскизам, найденным в местном архиве. А вот мемориальных вещей в экспозиции, к сожалению, нет, их не удалось найти. Хотя у Дуровой был сын Иван, прямых потомков, которые могли бы сохранить вещи, принадлежавшие ей, не осталось.Я попала в музей, после того как прочла «Записки кавалерист-девицы», однако многое из того, что я услышала от экскурсовода, стало для меня настоящим открытием. Например, история замужества и бегства из дома (в «Записках…» некоторые факты скрыты или поданы иначе). Оказывается, в восемнадцатилетнем возрасте Надежда была выдана замуж за судебного заседателя Василия Чернова, и через год у нее родился сын Иван. Согласия между супругами не было, и Дурова покинула мужа, оставив ему сына. По законам того времени женщина, ушедшая от мужа, не имела права взять ребенка. Известно, что сын Дуровой пошел по штатской стезе и дослужился до чина коллежского советника. Музей приоткрывает и другие тайны. Так, в зале «Военнная служба» собраны копии ее военных мундиров, оружие, знамена и штандарты ее полка. Каждый может соотнести со своей комплекцией тяжесть военного обмундирования времен Отечественной войны 1812 года и оценить по достоинству физическую силу и выносливость хрупкой и стройной женщины. В кабинете Дуровой лежит курительная трубка, которая была неотъемлемой частью ее образа. Но одновременно в последние годы жизни Надежда Андреевна занималась рукоделием – в экспозиции фрагменты вышивки бисером, шкатулка для шитья. А еще информация для тех, кто далеко от Елабуги: сотрудники проводят много интересных и разнообразных заочных конкурсов для школьников и их учителей. Всю информацию читайте на сайте музея. Вера АБРАМОВАИз СССР – в РоссиюМузей Ельцина, г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д. 3, http://yeltsin.ru/.На днях Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге получил приз крупного международного конкурса «Европейский музей года»-2017 (EMYA). Отмечены современный дизайн, выдающийся уровень мультимедийности, а также образное и содержательное оформление экспозиции. Музей расположен в Ельцин-центре, который за два года существования превратился в активную площадку событий как сферы социальной, так и культурной. Здесь действуют арт-галерея и театральная платформа, проводятся публичные лекции, дискуссии, встречи с интересными людьми. И все же главной составляющей Ельцин-центра является музей. С одной стороны, он посвящен персоне первого Президента России. С другой стороны, он рассказывает о драматических событиях конца XX века, в результате которых граждане нашей страны «перешагнули» из СССР в РФ. Посетителей здесь всегда много – за один год музей и различные мероприятия посетили около полумиллиона человек. Приходят и поодиночке, и семьями, и группами. В залах музея можно «полюбоваться» пустыми прилавками советских магазинов, единственным украшением которых были трехлитровые банки березового сока и пирамидами выстроенные консервы из минтая. А также увидеть выступление Бориса Ельцина на 19-й партконференции, которое положило начало новой эпохе, а точнее, стало концом прежней (голографическое изображение будущего президента на трибуне), посидеть в зале заседаний, слушая членов политбюро (включая их по списку по собственному выбору). Часть экспозиции, посвященная августовскому путчу, открывается через рядовую квартиру с работающим телевизором, на экране которого пляшут «маленькие лебеди», в то время как по улицам Москвы идут танки. Музей предоставляет возможность посмотреть видеосвидетельства очевидцев тех событий. Здесь собрано огромное количество документов, многие из них переведены в цифровой формат. Только различных медиапрограмм более 150.  Путь по музею начинается с фильма, рассказывающего об историческом пути России от рабства к освобождению. Заключительный зал экспозиции посвящен свободе и свободам: совести, слова, собраний, передвижения. За недолгое пока время существования Центра Бориса Ельцина он не раз подвергался критике и нападкам. Перед зданием проводились акции протеста. Наибольшую шумиху вызвало зимнее выступление Никиты Михалкова, в котором известный режиссер и политик обвинил центр в подтасовке истории. Ответил ему один из создателей концепции музея режиссер Павел Лунгин: «Главная мысль Ельцин-центра – мы строим новую Россию. Конечно, это все та же страна, которая всеми генами связана с Россией изначальной и вечной. Вы спросите, что же в ней нового? В ней появилась Свобода».   Кстати, в дипломе EMYA говорится: «Музей побуждает к тому, чтобы делать самостоятельные выводы об истории современной России». Марина РОМАНОВАДобро пожаловать в пермские Афины!Мемориальный музей Сергея Дягилева. Пермь, ул. Сибирская, 33, https://diaghilevcenter.wordpress.com.В центре старой Перми, на углу улиц Сибирской и Пушкина, стоит старинный особняк ХIХ века. Местные жители называют его «Дом Дягилева», а в позапрошлом веке его называли пермскими Афинами. Именно в этом доме прошло детство известного на весь мир импрессарио, организатора «Русских сезонов» в Париже Сергея Павловича Дягилева, о чем напоминает скульптурная композиция на стене дома. В самом здании сегодня размещен мемориальный музей семьи Дягилевых.Дом в 1862 году купил Павел Дмитриевич Дягилев, дед великого импрессарио, и сразу же пригласил архитектора Рудольфа Карвовского, чтобы его слегка перестроить – сделать удобным для жизни большой семьи и в то же время открыть его для всех друзей – музыкантов, литераторов, артистов. Этот творческий круг, как оказалось, серьезно повлиял на маленького Сережу Дягилева, даже покинув этот гостеприимный дом и уехав из Перми, он навсегда связал себя с миром искусства.Долгие годы в доме «квартировала» общеобразовательная школа, в последнее время – гимназия имени С.П.Дягилева. Именно благодаря ее сотрудникам, особенно директору Раисе Зобачевой, здесь появилась уникальная музейная коллекция, посвященная семье Дягилева. Например, здесь можно увидеть подлинные программки «Русских сезонов», которые в Пермь привезла Инесса Макдональд – секретарь звезды дягилевской труппы Тамары Карсавиной. Также здесь собраны предметы быта старой Перми, фотографии, картины известных художников, посвященные самому Дягилеву и героям «Русских сезонов», и другие уникальные вещи. Например, копия посмертной маски Анны Павловой.А еще Эрнст Неизвестный в 2007 году подарил музею авторскую скульптуру Сергея Дягилева, которая выполнена из цветной патинированной бронзы. Материал скульптуры настолько прихотлив, боится дождей и выхлопных газов, что внушительную по размерам фигуру поместили в концертном зале дома Дягилева, хотя изначально она должна была стоять на входе в гимназию. Около двух лет назад гимназия получила новое здание, и сегодня дом Дягилева превратился в полноценный музей и культурный центр, где проходят концерты и творческие встречи. Примечательно, что дом Дягилева по-прежнему входит в гимназический образовательный комплекс и попасть в музей можно совершенно бесплатно, а экскурсоводами часто выступают гимназисты-волонтеры.Светлана КОЗЛОВАP.S. Акция «Ночь музеев» – ежегодное мероприятие, приуроченное к Международному дню музеев. О том, как прошло мероприятие в России в этом году, читайте в ближайшее время на нашем сайте http://ug.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте