search
main
0

Карт-бланш. Кампусные решения перевернут жизнь студентов

Главная задача информационных (да и всех прочих современных) технологий – сделать мир удобнее, комфортнее. Кроме того, поговорка «время – деньги» в наши времена имеет не риторический, а сугубо прагматический смысл, следовательно, выполнить ту или иную задачу за более короткое время – значит быть в выигрыше, в том числе и финансовом. Скажем, раньше, чтобы получить зарплату или стипендию, преподавателям и студентам приходилось отстаивать очередь в кассу. Теперь же деньги приходят каждому на банковскую карту. Удобно же!

Но, как говорится, совершенству нет предела. Как раз об этом шла речь на конференции «Современные кампусные решения для вузов», которая прошла на днях в Москве по инициативе ООО «Спутник-АЙСИК», международной платежной системы MasterCard и Газпромбанка. Мы привыкли, что банковская карта существует для того, чтобы нам на нее перечисляли деньги, которые затем можно обналичить в банкомате или кассе. Некоторые особо продвинутые граждане охотно расплачиваются в магазинах электронными деньгами, совершают с их помощью в Интернете коммунальные платежи, переводы, делают взносы и т. д. Но мало кто знает, что на эту же карту помимо банковских можно записать и целый ряд нефинансовых приложений. В итоге мы получаем универсальный носитель информации, способный заменить не только кошелек, но и проездной, студенческий и читательский билеты, зачетную книжку, медицинскую карту, пропуск в общежитие, спортзал или здание университета, а также многое другое. То есть карта может работать и как носитель информации, заложенной в этих документах, и как сложный электронный ключ, способный открывать доступ к этой информации. Собственно, именно такой подход и заложен в основе упомянутых кампусных решений. С одной стороны, нужно констатировать, что современные учебные и жилые корпуса университетов должны быть оснащены пунктами охраны, системами контроля и управления доступом в помещения, электронными замками, камерами наблюдения, всевозможными датчиками и так далее. С другой стороны, необходимо сделать так, чтобы студенты и преподаватели не испытывали бы от этого неудобств, а техника и электроника работали на благо, а не во вред. Наличие у каждого студента специальной пластиковой карты дает возможность ему не только расплачиваться в столовой, совершать мобильные платежи, получать переводы от родителей, но также бронировать билеты в театры и музеи, ездить в общественном транспорте, пользоваться госуслугами. Карта служит ключом к единой электронной системе вуза, к своему личному кабинету, по ней можно распечатать тот или иной материал из библиотеки и даже сделать благотворительный взнос на конкретный счет. Что интересно, на такую карту распространяются и особые программы лояльности, благодаря которым с каждой операции владельцу накапливаются баллы, конвертируемые в проценты скидок.Некоторые из перечисленных сервисов уже были реализованы в программах «Социальная карта москвича», «Карта школьника» и аналогичных им. Но кампусные решения гораздо более разнообразны, они основаны на более совершенных технологиях, а значит, более перспективны. В частности, речь идет о технологии NFC – беспроводной высокочастотной связи малого радиуса (до 10 см), которая позволяет обмениваться данными между устройствами. Специальная конфигурация карты позволяет уменьшить ее до размеров телефонной «симки», которую можно расположить, например, в мобильной телефоне, в специальных электронных часах или даже в стикере-наклейке. В результате, чтобы совершить обмен информацией между такой картой и кардридером, достаточно просто приблизить одно устройство к другому (например, поднести часы с sim-картой к турникету), и операция будет проведена – заветная дверь откроется, проезд будет оплачен, доступ на сайт разрешен и пр. Скажете, фантастика? Отнюдь! У нас в стране эти технологии были апробированы на саммите АТЭС Владивосток-2012, который прошел на острове Русский. Сейчас там расположен кампус Дальневосточного федерального университета, где студенты имеют возможность на деле понять все преимущества и (если есть) недостатки современных подходов к организации их быта. Кроме того, подобные новшества также были реализованы и в ходе проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани. Гости и участники этого мероприятия могли пользоваться многочисленными сервисами, доступ к которым им был предоставлен посредством электронных карт. Конечно, как это нередко случается, технологии значительно обгоняют реальность, которая порой бывает к ним не готова. Так, если в обычной кассе пригородных или междугородних поездов студент захочет приобрести билет со скидкой, ему сегодня достаточно показать студенческий билет – обычный, бумажный, с фотографией, печатью и подписью. Но как отреагирует кассир, если ей предъявить не эту «корочку», а банковскую карту с кучей приложений, где студенческий билет будет лишь одним из электронных сервисов? Кроме того, сразу возникают опасения,  не появятся ли вместе с картами, выполненными по технологии NFC, мобильные кардридеры, которые злоумышленник может спрятать под одеждой, чтобы потом, где-нибудь в тесноте общественного транспорта, прижаться к носителю этой карты и незаметно совершить перевод средств с нее? Опять же чем больше всевозможных документов сосредоточено на одной-единственной карте, тем большей трагедией может стать ее потеря, особенно если какой-нибудь злоумышленник успеет воспользоваться находящейся на ней информацией, до того как хозяин ее заблокирует. Следовательно, возникает вопрос об усилении методов защиты информации и о воспитании информационной грамотности пользователей.  Но все эти проблемы решаемы. В конце концов весь цивилизованный мир движется именно в этом направлении, а значит, нам нужно не отказываться от перспективных ноу-хау, двигаться в ту же сторону, учась на чужих ошибках и делая правильные выводы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте