Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают взрослые. В Солнечногорском районе на родительских собраниях зашла речь о воспитании самосознания и гражданской ответственности не случайно. Археологи до сих пор на этих землях находят остатки древних культур, начиная с каменного века, эпохи мезолита, так называемой льяловской культуры, и заканчивая восточнославянскими племенами вятичей и кривичей, селившихся в этих местах с IX века вдоль главных водных артерий. Исстари пролегал по этим местам проторенный иноземными купцами и царскими гонцами древний гостинец – большой проезжий тракт от торгового вольного Великого Новгорода до великокняжеской Москвы. Бесконечную благодарность и память хранят люди о здешних сражениях Великой Отечественной войны. Утром 23 ноября после тяжелых оборонительных боев, которые вела 16-я армия под командованием Рокоссовского, Солнечногорск заняли гитлеровцы. Наступление вражеских танков сдерживали бойцы капитана Джахиева, кавалеристы конницы Доватора. Здесь героически сражались гвардейцы легендарной 8-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Панфилова…
В современном мире глобализация, экономическая интеграция, конфликты, поиск достойной жизни усилили миграционные процессы. Проблемы, возникающие в связи с этим, затрагивают общественную жизнь, в том числе и школьное образование. Если в подрастающем поколении не воспитывать готовность к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной и религиозной принадлежности, взглядов, стиля поведения, то возрастает риск социальной напряженности в обществе.Подмосковье всегда было притягательно для поселенцев. Поэтому для образовательных учреждений Московской области вопрос воспитания толерантности и гражданской ответственности по актуальности занимает одно из первых мест. Перед школами стоят два взаимосвязанных блока задач. Во-первых, воспитание у школьников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме. Во-вторых, создание толерантной среды в обществе и в сфере образования, профилактика экстремизма и агрессии в обществе.Понять друг друга и обычаи разных народов можно как во время учебных занятий, исследовательской деятельности, так и вне школы – на занятиях кружков, экскурсиях. Немаловажную роль здесь играют родители. Семья дает ребенку опыт взаимодействия с людьми, в ней он осваивает приемы общения, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример. Сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, невозможно, если родители не солидарны с педагогами.Этой проблеме администрация Солнечногорского района уделяет большое внимание. Именно районный глава инициировал проведение родительских собраний в школах, посвященных терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.Выступая перед родителями, заместитель главы, председатель Комитета по народному образованию Виктор Микилян указал, что проблема межнациональной толерантности становится общей для учителей и для родителей. Семья во многом может помочь школе. Прежде всего личный пример взрослых воспитывает у детей национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Работа школы с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи, родителей и прежде всего семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой он воспитывается. Так, дома, в семье, ребенок находится в иных по сравнению со школой условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников. При этом учитель должен стать примером толерантного и уважительного отношения к окружающим людям, показывать положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.Глава района Юрий Панкратов отметил, что воспитывать личность – непростая задача. Научить грамоте, счету, безусловно, нелегкий труд, но дать ребенку гражданский стержень – задача еще сложнее. Основы толерантного воспитания закладываются, безусловно, в семье. Все усилия педагога будут тщетны, если дома ребенок будет слышать призывы националистического толка. Россия – многонациональное государство, самое большое по территории. На ее территории проживает более 150 коренных народностей. Мы не должны растерять свои преимущества, основывающиеся на единстве и осознании себя как могучего, дружного, единого народа – граждан России. Это многократно спасало нас перед лицом общего врага, когда вся Европа была покорена в годы Второй мировой войны, только Советский Союз смог дать отпор фашизму. И когда на полях боев под Москвой в 1941 году решалась судьба страны, в промерзлых окопах плечом к плечу находились и башкиры, и киргизы, и абхазцы, и армяне, отдавали свои жизни за общую Родину. Только вместе мы способны отстоять свое право на свободу, независимость и лучшую жизнь. А раздираемая внутренними, а тем более межнациональными противоречиями страна всегда становится легкой добычей для более сильных и умных соседей. Объяснить это нашим детям, сделать это понимание основой взаимоотношений подрастающего поколения – наша общая задача, как родителей, так и учителей.На собраниях высказывали свои мнения и родители. В Бреховской школе свою историю рассказала Мавжуда Пулатова. Они узбеки, приехали из Таджикистана. Мавжуда Абдумавлановна и сама учитель русского языка и литературы, работала в школе №1 имени Надежды Крупской 14 лет. В Подмосковье ей нравится: здесь ее дети получают качественное образование, участвуют в интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах и показывают неплохие результаты. Сын Шахзод помимо родного узбекского языка, на котором они общаются дома, русского языка, знает еще и английский. В прошлом году он занял 1-е место в районе среди третьеклассников в конкурсе «Британский бульдог». Мавжуда Абдумавлановна надеется, что в России дети ее многодетной семьи смогут реализовать свои планы.Андраник Есаян отметил, что его дети уже привыкли, что их окружают одноклассники разных национальностей. Многие из них плохо владеют русским, говорят с акцентом. Тогда они приходят на помощь друг другу, помогают не только овладеть языком общения, но и освоить учебные предметы. Нельзя сказать, что дети не видят разницы между собой. Она есть – в воспитании, менталитете, образе жизни, кухне, языке.- Но ведь это и хорошо! – восклицает Андраник Вовикович. – Ребята учатся друг у друга, узнают новое, их жизнь становится более насыщенной и разнообразной от такого межнационального общения. Дети как должное воспринимают многонациональность окружения, выбирают себе друзей не по фамилии, а по сердцу.В классах вместе учатся и армяне, и русские, и таджики, и украинцы. Случается всякое – это дети. Они ссорятся, мирятся, дружат. Одним словом, учатся выстраивать взаимоотношения с обществом, воспринимать друг друга как личность. Дочь Андраника Есаяна Арпине за успехи в учебе и активное участие во внеклассных мероприятиях дважды была награждена от школы путевкой в международный лагерь по интеграции мигрантов. Ездила она с подругами. В лагере они познакомились с детьми из разных регионов России, ездили на экскурсию по Москве, участвовали в дискотеках «Танцы народов мира», «Карнавал национальностей», представляли свою школу, привезли массу впечатлений.Общение педагогов с родителями школьников, поиск действенных путей сотрудничества по вопросам воспитания толерантности и гражданственности в равной степени необходимы как педагогам, так и родителям. Родителям – для того чтобы научиться понимать индивидуальный мир детства и собственного ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать помощь детям и их родителям. Только вместе педагоги и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Комментарии