Нельзя сказать, что театральная педагогика – темное пятно российского образования. Она работает и проявляет себя на разных уровнях. И в школьной студии в рамках внеклассной деятельности, и на уроках, причем не только на занятиях гуманитарного цикла или цикла «Искусство», но в том числе и на математике, физике, географии, и в театрах, которые по-новому подходят к просвещению подрастающего поколения.
Однако далеко не для всех очевидно, что театральная педагогика – серьезное направление общей педагогики, имеющее свою теоретическую основу, наработанные практики, очевидные результаты. Люди театра могут считать, что театральная педагогика – это обучение артистов. «Не так давно мы начали понимать под этим педагогику театра», – объясняет режиссер-постановщик БДТ Борис Павлович, работавший ранее, и это существенно, главным режиссером Кировского ТЮЗа.А учителя порой не видят образовательного потенциала театра, воспринимая спектакли лишь как иллюстрацию к классической литературе.Всем участникам процесса нужно одинаковое понимание терминов и принципов. Нужен диалог, разговор. Кто вступает в эту беседу? Ведущие деятели образования и культуры. Актеры, режиссеры, педагоги школ, учреждений дополнительного образования, руководители продвинутых средних общеобразовательных учебных заведений и вузов, ученые, методисты, театральные критики, журналисты. Ради чего? Ни больше ни меньше ради модернизации образования, ведь цели у школьной театральной педагогики родственны тем, которые ставит перед собой ФГОС второго поколения.В 2012 году «Учительская газета» писала о подготовке к Встрече – именно так, с большой буквы – тех, кто театральной педагогикой, педагогикой искусства живет, кто ее развивает как теоретически, так и практически. Встреча эта состоялась в ноябре 2012 года на I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого.Александра Никитина, в 2012 году доцент Московского института открытого образования, а сегодня старший научный сотрудник Детского музея «Дом семейных традиций», напоминает: «Это была инициатива группы, которая на тот момент вместе работала в Институте открытого образования. Задача первой конференции была создать такое поле, в котором разные люди начнут слушать друг друга и вырабатывать общий язык».Конференция дала жизнь Чтениям памяти Сулержицкого, научным посиделкам Общественного московского центра школьной театральной педагогики, региональным форумам и многим другим проектам.И вот II Всероссийская конференция школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого. Повод поговорить о том, что сделано. Повод соединить профессиональный театр и профессиональное образование, театральную педагогику и музейную педагогику, театральную педагогику и инклюзивное образование, урок и внеурочную деятельность. Повод выйти на научное измерение сценических практик. Повод поговорить о социальных проектах не как о крупицах опыта, а потенциально обязательном подходе.На конференции люди, события, проекты, идеи переплетались, аукались в первую очередь благодаря точному подбору выступающих и точной ориентации на формат выступлений – не лекция, не доклад, но мастер-класс, тренинг, творческое занятие. Получился карнавал педагогических идей.Два участника этого карнавала – перед вами.Профессиональный театрКрасноярский ТЮЗ – весьма нетипичный пример современного театра юного зрителя. Несмотря на то что он располагается в непопулярном районе города – на правом берегу Енисея, куда трудно доехать из центра, главному режиссеру Роману Феодори и его команде за последние пять лет удалось стать невероятно популярными. Секрет в разнообразии. Актеры Виктор Буянов, Анжелика Золотарева, Надежда Вонсович сравнивают свой ТЮЗ с супермаркетом, который предлагает документальный спектакль, созданный в технике verbatim, классические постановки, визуальный спектакль, созданный художником, спектакль-диспут, эксперимент, волшебную сказку и многое другое. Они улыбаются. Главная причина, конечно, в том, что театр постоянно ищет новые формы общения со зрителем. Полтора года назад к процессу поиска подключился Андрей Сокульский – руководитель вновь созданного отдела театральной педагогики.Каждый спектакль – диалог. С ребенком, с его семьей, со школьным классом.Диалог может проходить в форме игры. Например, в конце визуального спектакля «Алиsа» огромные шары летят в зал, все играют – взрослые и дети. На спектакле-комедии «Сон. Лето. Ночь» в зале лежат подушки и пледы. Прежде чем начинается действо, зрители по просьбе режиссера «засыпают». И все – барьеры сняты! Дети бьются подушками, актеры садятся на колени зрителям…Дальше – больше. Музыкальный спектакль для всей семьи «Золушка» прерывается в тот момент, когда Анна, сводная сестра главной героини, примеряет туфельку – принц ищет невесту! Это провокация? Нет, случай поговорить на необычную тему «Имела ли право Золушка бороться за свое счастье?». Суд над замарашкой заканчивается привычным хеппи-эндом. Но это выбор детей!Еще один жанр – спектакль-эксперимент. Пьеса Владимира Железникова «Чучело». Перед началом спектакля «подписывается» договор: актеры принимают на себя образы подростков, а подросткам предлагается стать взрослыми, которые все видят, все понимают, но ничего не делают. В сцене сожжения Ленки Бессольцевой действие останавливается. Зрители пишут записки участникам спектакля со своими мыслями и версиями дальнейших событий. Вот одна из них:«Сомов и остальные ребята едут домой, и на них едет автомобиль. Все успевают отойти, а Сомов нет, он попадает под автомобиль. Выбегает Лена. Сомов все рассказывает и говорит, что любит Лену. Он умирает. А Лена не вышла замуж, потому что у нее чистое сердце».Перед началом сезона работает лаборатория актуальной драматургии, когда ставится несколько спектаклей за 3-4 дня, а зрители выбирают лучшие. По театру водят экскурсии, проводят мастер-классы, тренинги, обсуждения. Делают выставки к постановкам. Один из самых потрясающих проектов – документальный в прямом смысле слова спектакль «Подросток с правого берега». Актеры вышли на улицу с диктофонами, брали интервью у подростков, интересовались, как они живут. Записи расшифровывали и теперь воспроизводят в спектакле без изменений. Это жесткое, но сильное, нужное зрелище.«Зачем вам это надо?» – спросила я красноярцев.«Когда мы занимаемся этими проектами, то, выходя на сцену, не смотрим, сколько занято мест, а видим в зале людей. Это ломает четвертую стену».Театральная студия в школеРебята из театральной студии «Пластилин» московской школы №1329 начали разминку еще во время перерыва. Пока участники конференции собирались, девочки и мальчики бросали друг другу мячик, одновременно передавали по кругу в одну сторону мягкую игрушку, в другую – лист бумаги.А дальше пошла импровизация – дело привычное для этих школьников. Каждый год именно с таких импровизационных игр начинается подготовка традиционного новогоднего спектакля. Педагог Артем Фантаев объясняет, что игра затем переводится в сценический контекст. И как раз сейчас студия на этапе, когда еще чуть-чуть – и игра перерастет в спектакль. На наших глазах рождаются сценки, которые, возможно, даже целиком войдут в новогоднее действо. …Мальчик на сцене – он нашел под елкой паровоз, играет с ним, ребята под сценой дают звуковое сопровождение, явно слышно, как колеса бегут по рельсам…«Когда студия десять лет назад возникла в школе, – объясняет руководитель «Пластилина» Марина Бахтина, – нас задействовали на все мероприятия. Со временем удалось договориться, что театральный процесс отличается от КВН. Студия разрослась до 200 человек, появились серьезные студийные задачи. Теперь отдельная команда занимается мероприятиями. А театр и дети – это другое. А я держу баланс между этими двумя стихиями».В течение учебного года студия готовит три больших настоящих спектакля – на День учителя, Новый год и Последний звонок. Благодаря такому подходу все в школе стали относиться к театру серьезно.«Были при школе, стали внутри школы. С одной стороны, вышли из культурной жизни школы. С другой – взяли ее на себя», – так формулирует сегодняшнее положение студии Марина Викторовна.Взяли на себя культурную жизнь на другом, высоком уровне, который нам удалось увидеть и оценить. Всем, даже непрофессионалам театрального дела.В финале ребята показали созданную за 10 минут инсценировку новогодних желаний самых младших участников студии. А мы угадывали, что это за желания. Проверяли догадки по записи, которую сделали сами малыши:«- Лошадку подари!- Принеси мне босоножки, кота и много шариков.- Подари мне, пожалуйста, огромную конфету, чтобы ее можно было есть целую вечность и она никогда не кончалась.- На Новый год я хочу ружье, которое стреляет выстрелами».Я угадала про лошадь и конфету.Очень важно, чтобы эта вторая конференция школьной театральной педагогики стала импульсом к созданию сообщества, которое в дни этой удивительной Встречи жило, пульсировало.Один из организаторов конференции, психолог Татьяна Климова сказала так: «Это должно быть объединение центров, которые связаны общим информационным полем, которые уважают и слышат друг друга и готовы друг с другом сотрудничать».Очень хочется увидеть, как будут сбываться эти новогодние желания и как выстрелит это ружье…ФактыОрганизаторы II Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого: Департамент образования города Москвы, Московский институт открытого образования, Автономная некоммерческая организация культуры и образования «Пролог», Институт художественного образования и культурологии РАО, Федеральный институт развития образования, Московское отделение Российского психологического общества, детский журнал «Дом семейных традиций», редакция журнала «Искусство в школе».Сайт конференции: pediskus.ru.
Комментарии