search
main
0

Карл Линней снял парик. Мастер-класс «Дрофы»

Чтобы встретить 1 сентября во всеоружии, нужно немало потрудиться не только учителям, но и всем тем, от кого зависит, по каким учебникам школам предстоит работать. О перспективных направлениях деятельности издательства «Дрофа» рассказывает директор по тематическому планированию Владислав СИВОГЛАЗОВ.

– Владислав Иванович, каковы планы издательства «Дрофа» на 2004-2005 учебный год?

– В настоящее время (и в перспективе на ближайшие 2 – 3 года) наша главная задача сводится к подготовке учебников под новые образовательные стандарты и утвержденный министерством Базисный учебный план. Несмотря на то что согласно графику перехода на эти стандарты новые учебники будут востребованы лишь начиная с 2006 года, работа над ними ведется уже сегодня. Педагоги могут быть уверены, что в нужное время вся необходимая литература по всем классам будет подготовлена.

Пока еще ни одно издательство не смогло подготовить учебники для школ, работающих в рамках эксперимента по профильной подготовке. Ребятам пока что приходится обучаться по изданным ранее книгам. Но мы в оперативном порядке подготовили серию методических рекомендаций под эти учебники, в которых даются практические советы, как использовать их для решения новых задач профильного обучения, опять же исходя из новых стандартов образования. Там подробно рассказано, какие из параграфов или глав книг необходимо исключить, что требуется дополнить, где взять новый материал и т.д. Кстати, наибольшие трудности в этом плане возникли вовсе не с профильным, а именно с базовым уровнем. Потому что усложнить гораздо проще, чем упростить.

Повторяю, что при этом параллельно ведется работа по созданию учебников нового поколения применительно к современным требованиям. Первые опытные образцы должны появиться примерно через год.

– Издательство ориентируется только на требования недавно принятых стандартов или все-таки работает на опережение? Ведь не секрет, что к ним предъявлена масса претензий со стороны представителей педагогической науки и учителей-практиков.

– Разумеется, мы не можем позволить себе быть в роли пассивного исполнителя, который печатает литературу лишь под уже принятые законодательные документы. Иначе потребитель не дождется нашего товара и через год. Да, не исключено, что стандарты будут дорабатываться, доводиться до ума еще какое-то время, но мы ведь не можем ждать, когда же выйдет окончательный вариант, лишенный всех огрехов и накладок! Поэтому и вынуждены брать на себя ответственность, уже сейчас создавая учебники, в которых существует острая необходимость на местах.

– Что нового планируется издать из дополнительной учебной литературы?

– В помощь учителям, работающим в экспериментальных профильных классах, подготовлены и в октябре ожидаются к выпуску программы элективных курсов по всем предметам школьного курса. Многие педагоги, не имея опыта в этом направлении, а также возможности хотя бы ознакомиться с образцами аналогичных творений своих коллег, вынуждены все придумывать сами, с нуля. Здесь же им предлагается несколько вариантов проработанных и апробированных на практике программ. А к сентябрю следующего года выходят и учебные пособия под эти курсы. Следует отметить, что и программы, и пособия не ориентированы конкретно на учебники нашего издательства, а могут быть адаптированы к любым другим книгам.

– Время от времени «Дрофа» преподносит нашим педагогам приятные (и что главное – полезные) подарки. Одним из последних стали рабочие тетради для учителя-предметника. Что интересного вы приготовили на этот раз?

– Помимо традиционных учебников и учебных пособий по каждому предмету школьного курса мы готовим электронные пособия на компакт-дисках. Уже завершены «Математика» (практикум) Г.В.Дорофеева, а из библиотеки наглядных пособий – «Физика»(практикум) Н.К.Хананова, «ОБЖ» А.В. Наследухова и «МХК» Г.И. Даниловой. В работе находится еще более 20 проектов. Общаясь с учениками из различных регионов, мы выяснили интересную деталь. Для большинства из них очень важно, чтобы электронные пособия не только изобиловали иллюстрациями, обладали способностями отвечать на любые вопросы школьного курса и готовить к поступлению в вуз, но и были созданы в виде компьютерных игр. Мы уверены, что существующий интерес детей к электронным играм, равно как и умение «проходить» самые сложные квесты и осваивать «навороченные» стратегии, необходимо использовать в образовательных целях. Да, создать такие качественные обучающие игры очень сложно, однако работа в этом направлении крайне интересна и плодотворна.

Сейчас очень много говорят о предпрофильной подготовке, в основном ограничивая ее рамками 9-го класса, что, по нашему мнению, не совсем правильно. Работа эта должна вестись целенаправленно, и ученику нужно дать возможность попробовать себя в том или ином профиле гораздо раньше, но делать это нужно в ненавязчивой форме, предлагая, а не заставляя. С этой целью мы решили возобновить издание проверенных временем и хорошо зарекомендовавших себя программ кружков и факультативов, а также пособий и научно-популярных книг. Ведь хорошо известно, что многие отечественные ученые с мировым именем пришли в науку, почувствовав к ней интерес именно на занятиях в школе во внеурочное время.

– Какие образовательно-воспитательные проекты вы развиваете параллельно с этим?

– Сегодня все более и более охотно расходится литература по патриотическому воспитанию, поэтому мы продолжаем выпуск книг из серии «Честь и отвага». Их можно использовать как на уроках, так и для семейного чтения. И ребятам, и учителям, и родителям, это проверено не только нами, всегда интересны книги из серий «За страницами школьного учебника», «Занимательно! Познавательно!», научно-популярная литература, где собраны наиболее яркие и запоминающиеся научные открытия и факты, исторические события, явления природы и многое другое, что вызывает интерес даже к самому сложному учебному предмету. Поэтому эти книги всегда присутствуют в нашем портфеле. Педагогам, совершенствующим профессиональное мастерство, будут очень полезны книги новых издательских серий «Современный урок» и «Мастер-класс», написанные известными учителями-практиками, методистами высшего класса. В них описан опыт работы по авторским программам, приведены сценарии уроков, описана технология преподавания предмета. Издания крайне интересны тем, что наглядно показывают, как нужно работать по учебникам новых авторских линий. И еще хотелось бы обратить внимание на серию «Гимназия на дому» – это совсем новые учебные пособия для тех, кто получает образование дома.

– Школы остро нуждаются в наглядном материале. Чем вы можете обрадовать их к новому учебному году?

– Особое направление нашей деятельности – издание карт, атласов, таблиц по разным предметам и портретов. Здесь мы стараемся не повторяться, быть интересными, в чем-то оригинальными. Это касается, в частности, изображений великих ученых и писателей. Многие десятилетия нам были знакомы стереотипные образы того или иного человека, что не всегда оправданно. Например, хрестоматийно известная всем фотография Чарлза Дарвина на самом деле была сделана уже в зрелые годы, хотя все свои знаменитые открытия ученый создал за десятилетия до этого. И Карл Линней ведь не всю жизнь ходил в парике – мы нашли и другое его изображение. Хотя Льва Толстого без бороды представить себе невозможно.

– Можно ли обозначить единую цель вашей деятельности по всем этим направлениям?

– Мы стараемся обеспечить учебно-воспитательный процесс максимально полно, стремясь к тому, чтобы у педагога в его работе все было под рукой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте